За шаг от роспуска парламента
Наверное еще долго CМИ, эксперты и граждане будут с задором обсуждать то, что происходило 27 июля.
Этот всплеск общественного внимания к первому общенациональному "круглому столу" – вполне закономерный результат тех шести часов, когда народ имел возможность увидеть и почувствовать своих политических лидеров.
То, что происходило "за кулисами" – за закрытой дверью – было лишь закономерным продолжением того, что увидели все.
Конечно, часть зрителей утверждает, что "круглый стол" был только спектаклем, чтобы прикрыть неприятный факт – создание "ширки" ("широкой коалиции") – то есть вхождение в коалицию с Партией регионов и СПУ - "Нашей Украины" и исключением из игры КПУ.
Часть будет разоблачать позицию президента или Тимошенко и улыбаться с Януковича.
Но хотелось бы обратить внимание на другое.
Нет – не на формат обсуждения. И не попытку "публичного" создания "широкой коалиции".
Привел в удивление Ющенко. Президент впервые за полтора года взял на себя стратегическую инициативу.
По этому поводу тоже существует много мыслей – кто был настоящим режиссером действа, то есть "круглого стола". Но сейчас это уже не важно – президент был и модератором, и главным действующим лицом на "круглом столе".
После долгих месяцев вялого обсуждения формата коалиции в кабинете на Банковой Ющенко проснулся и начал собственную игру. 27 июля 2006 года мы увидели .... возвращение Ющенко из тьмы президентских кабинетов, из сумрака политических кулуаров в образе, который народ запомнил с Майдана. Президент – был главным и доминирующим в дискуссии.
Несмотря на то, что за кулисами "круглого стола" "широкая коалиция" уже сложилась, и политики распределяли позиции – на круглом столе сложилась другая игра. Особая игра президента.
Ющенко не просто дискутировал – он атаковал потенциальных союзников по коалиции, он требовал высказать свои позиции относительно вопросов, которые были предложены в виде универсала национального единства. И какие вопросы?!
Перечень этих вопросов не мог не привести в удивление ни присутствующих, ни зрителей.
Среди вполне общих и типичных – в Универсале были пункты которые касались НАТО, русского языка, ЕЭП, европейской интеграции.
И наверное это могло бы быть только частью игры перед избирателями, если бы не позиция, которую демонстрировал президент.
Ющенко не только уверенно и понятно объяснил свою позицию относительно стратегического курса для Украины. Он начал дискутировать с теми, кто априори не мог разделять его позицию – например Симоненко. Возникал вопрос – "зачем он это делает?"
При чем президент не хотел слышать от политиков обычные фигуры политической речи. Он полемизировал по любым более менее спорным моментам и постоянно спрашивал – "а что вы лично думаете?", "говорите честно" и т.д.
Складывалось стойкое впечатление – так Ющенко хотел показать стране кто есть кто. Публичный формат общенациональной политической дискуссии должен был продемонстрировать украинскому обществу, что в действующем парламенте нет ни одного политического лидера, который мог бы конкурировать с президентом в понимании стратегии для Украины. Можно сказать – это удалось.
И не только это. Президент ставил перед собой более сложные задачи. Под давлением непреодоленных обстоятельств Ющенко вынужден был начать действовать. Как политик Ющенко всегда постановлял характерные решения только в условиях жесткого выбора – "сегодня или никогда".
Такое время настало. Президент хорошо понимал, насколько последние события вокруг парламента – создание антикризисной коалиции - закрепляют на институционном уровне раскол Украины.
Учитывая региональные особенности голосования, ситуация складывалась таким образом, что с переходом в оппозицию одновременно и БЮТ, и "Нашей Украины" – практически большинство избирателей Запада и Центра страны (читай избирателей Ющенко) теряли возможности влияния на политику.
И в этих условиях сотрудничество президента с коалицией было бы постоянным актом предательства.
Находиться же в общей оппозиции вместе с демократическими силами президент не мог – это означало фактическую реализацию "сценария Кремля" и фактический раскол Украины.
Таким шагом президент не признал бы правящую коалицию и мог бы ограничить поле своего влияния де-факто на весь Восточно-Южный регион. Это окончательно подняло бы стену между Западом и Востоком Украины, и могло бы стать первым шагом к фактическому расколу страны.
Эта опасность возрастала на почве конституционных изменений, которые в умелых руках Мороза служили интересам антикризисного большинства для узурпации власти в парламенте.
А в объединении с практикой политической коррупции антикризисное большинство могло в перспективе нескольких месяцев стать конституционным. Что означало бы не только полную потерю контроля над действиями большинства со стороны президента и оппозиции, но и потерю власти для президента в 2009 году (избрание Президента в парламенте) и перспектив для демократических сил и демократии в целом.
Этот сценарий уже начал реализовываться антикризисной коалицией. При чем при полной поддержке их избирателей на Востоке и Юге.
Единственной альтернативой этому мог бы быть роспуск парламента, который предлагали Тимошенко и БЮТ. Однако, социология четко показывала тенденцию – электорального доминирования Партии регионов и потери доверия к "Нашей Украине" и президенту. К этому следует добавить в целом отрицательное отношение большинства избирателей к роспуску.
Ситуация заставила Ющенко искать другие пути выхода. Общенациональный "Круглый стол" и стал таким ответом.
Почему именно "круглый стол"? В чем был стратегический замысел Ющенко, если он был?
На сегодняшний день переговоры зашли в тупик. И это может свидетельствовать лишь об одном – Ющенко держит позицию. То есть она есть. Ее формулу Ющенко и представил на "круглом столе" – "политическая платформа единства нации – потом новый формат коалиции".
Однако, никто из участников встречи не был готов к тому, что президент выйдет за пределы необходимого для легитимации "широкой коалиции" формата и начнет собственную игру.
Янукович и представители Партии регионов были настроены пережить этот публичный спектакль как необходимый акт легитимации "широкой коалиции", которая была уже принята и согласована с "Нашей Украиной" в закрытом формате переговоров и зафиксирована в распределении должностей и в закрытых "протоколах".
В лице Януковича, который почти ощутил себя премьером, читалось полное непонимание позиции президента. Он не был готов к тому, что "круглый стол" – будет чем-то большим спектакля перед избирателями.
Как актеры пришли на такой формат спектакля и представители СПУ и КПУ.
Четко понимала свою роль и Тимошенко.
Для всех, включая организаторов "круглого стола" со стороны "Нашей Украины" и секретариата, "круглый стол" был ПР-акцией. Но не для Ющенко.
В какой-то миг стало поняло – он "увидел свет в конце туннеля" и не захотел играть в чужую игру.
Произошло то, что и должно было произойти в случае с Ющенко. Чем большее давление и агрессию проявляли Регионы и К – тем более стойким и упрямым в своей позиции становился президент.
В ситуации потери – не только власти, но и потенциально, страны – Ющенко снова ощутил свою миссию. Так было в 2004 году.
И тот, кто помнит те времена, был бы очень осторожен с президентом. Политика шантажа и давления на его позиции – худшая стратегия для того, чтобы достичь его благосклонности.
Чем больше времени проходят переговоры, тем более понятным становится факт - надежды политиков договориться о "коалиции единения" под "крышей" президента не осуществились.
Трудно сказать, был ли у президента такой стратегический замысел, однако на практике его стратегия приобретает все более четкие признаки.
Сознательно втягивая оппонентов в дискуссию, Ющенко стремился показать избирателям Партии Регионов – какими являются на самом деле позиции их представителей. Требование поддержать универсал с сугубо евроинтеграционной и НАТовской позицией была не только тактическим шагом для вытеснения КПУ из коалиции.
Подписание такого универсала Партией регионов и СПУ означало бы, что они предали своих избирателей и отступили от позиций, на которых они строили свою победу.
Но главным в этом замысле было другое. Интуитивно Ющенко понимал - заставить политиков согласиться на общий стратегический курс – означало бы снять самые острые вопросы, которые раскалывают общество - язык, НАТО, ЕЭП, евроинтеграция, нейтрализовать оппонентов, распылить консолидированный электорат Партии регионов и тем самым снять угрозу суверенитету Украины.
Удалось ли реализовать этот замысел Ющенко? Регионы поняли этот замысел уже в конце заседания и использовали типичный апаратный ход – выход из публичного формата дискуссии. В этом были заинтересованы и все другие политические участники.
Но вопрос сегодня уже не в них. Ход за президентом. Сегодня вопрос лишь в том – готов ли он сдать свою позицию, свою миссию? Пойдет ли он за желаниями политиков, которые уже провели переговоры и достигли взаимовыгодных договоренностей и изменит позицию? Сегодня все зависит от политической воли Ющенко.
В случае, если президент сдаст свои принципы, и Регионы не подпишут Универсал в президентском варианте - ни "круглый стол", ни его полемика не будут иметь никакого смысла.
Вместо национального единства и примирения мы получим обычную "ширку" – коалицию олигархов Востока и Запада, и Юлия Тимошенко окажется правой на все 100%. Это будет измена "Нашей Украины" своим избирателям. Тень которой упадет и на президента.
Сегодня, пока у президента еще есть время, и он еще влияет на процесс, необходимо довести свое дело до конца. И выполнить то, что он обещал – без единой национальной платформы не может быть и коалиции.
Тогда роспуск. И Ющенко оставил за собою такой вариант.
Это трудный для него выбор. Хотя бы потому, что значительная часть общества может не воспринять его. Но это правильный выбор – так как он закрывает страницу "политической измены" и "предателей"; открывает новый политический этап, и дает еще один шанс для демократического выбора и для новых политиков.
И шанс для независимой Украины.
Виктория Подгорна, Центр социально-политического проектирования