Общество Сознания Ю

Пятница, 7 июля 2006, 20:38

Вы слышите шорох крыльев, звон небесных копыт?

Это президент Виктор Ющенко возвращается из швейцарского клинического молчания на утомленную солнечную Родину.

Чтобы предотвратить оппозиционный триумф, создать, наконец, ту самую "большую коалицию" и предложить стране самого компромиссного общегеографического премьера.

Юрия Еханурова - если кто сразу не догадался.

Геть-man, или Властелин пустоты

Как ни забавно, из трех-с-половиной-месячной коалиционной драмы Ющенко, похоже, выйдет победителем.

Ни разу не вмешавшись всерьез в многотрудный процесс коалиционного строительства / разрушения (самым большим вкладом президента в развал "оранжевой коалиции" было, пожалуй, решение не пускать Еханурова в консенсусные "демократические" спикеры), Юшенко дождался своего: трупы врагов поплыли-таки по вечереющей сельской реке.

Мимо того самого пригорка, где расположился с нежными красками и шелковыми кистями главный вождь Оранжевой революции.

Теперь "большая коалиция" - НУ + ПР + СПУ - выглядит уже не как отступление от идеалов Майдана, а напротив – как спасение страны от раскола и единственно верный шаг в будущее.

Потому что если не "большая коалиция" - тогда уже "малиново-голубая" (ПР + СПУ + КПУ).

Вы не хотите премьера Януковича? Тогда Ваш выбор – премьер Ехануров. Все сходится.

За последние месяцы Ющенко много раз мог подставиться и проговориться. Но по-крупному так и не проговорился. Спровоцировать его не удалось. И в крахе "оранжевой коалиции" виноват теперь вовсе не он, а ветреный июльский Мороз.

В долгой изнурительной позиционной войне хозяин Банковой превозмог свою феерическую соперницу Юлию Тимошенко, выдающуюся мастерицу ярких блицкригов.

Главная задача решена – Украина не станет Страной-резервацией имени Тимошенко. А коалицию теперь можно каким угодно цветом нарисовать.

Всем известно, что Ющенко слаб и непоследователен. Что он не знает конкретных ответов на конкретные вопросы, часто бывает куда как скучен, томителен и вял.

Но именно лидеру такого типа суждено было выиграть. И в 2004-м году, и сейчас.

Если быЮщенко оказался железобетонно конкретен, он не оказался бы символом протеста 2 года назад. Фактически, глава "НУ" преуспел потому, что был максимально пуст.

И потому устраивал абсолютно всех, кто не хотел продолжения суматошного прошлого в небезнадежном будущем.

"Геть злочинну владу!" - и всё. Если ты против власти – ты со мной.

Если же криминально-олигархическая власть тебе почему-то нравится – ладно, будь против меня. Но не спрашивай ни о чем больше, чтобы не вводить меня в искушение.

Потому-то под фирменным знаком Ющенко сплотились тогда завзятые социалисты и проклятые буржуины, певцы свободы и глашатаи справедливости, радикальные националисты и люди, вовсе не знающие государственного языка.

Пустой, не заполненный политической суетой Ющенко оказался приемлем для многих и многих, без счета и без разбора.

Содержание Ющенко – вакуум. Ценители теоретической физики называют вакуум "океаном возможностей".

Эти возможности не видны невооруженным глазом и реализуются как-то сами собой, без внятных усилий и радужных ожиданий.

Нынешний украинский президент – человек неопределенно-личной миссии. Он не рвется к власти – его подталкивает в спину сварливая старуха История. Приговаривая раздраженно: "Иди, иди, дурень, кроме тебя все равно некому…".

За такого лидера все – или почти все - делает команда. Причем команды меняются – лидер остается.

Его никто особенно не любит, но во всякий решающий момент выясняется, что других, более подходящих, консенсусных, всекомпромиссных - у нас просто нет. А значит – будет он.

Вождей ющенкоидного типа гораздо правильнее начинают ценить после их ухода – на пенсию или из жизни.

В чем миссия Ющенко?

Он сам никогда не скажет, ибо не способен со 100%-ной точностью сформулировать. Эту миссию можно вычислить только с помощью специального исторического детектора, регистрирующего сломы и разломы времен.

В последние полтора года Виктор Андреевич, не делая почти ничего, не стукнув палец о палец, привел Украину к полной окончательной независимости и сделал ее страной N 1 в бывшей Российской империи.

Теперь, очевидно, Ющенко займется строительством единой политической нации. Может быть, он и не до последних нот понимает, что все это значит.

Но так выходит, что ему суждено освятить "большую" коалицию и повести украинцев под знаменем общей судьбы.

Плюясь и чертыхаясь, немилосердно костеря мутного невнятного президента, украинцы пойдут за ним – через историческую грязь, в единожды заданном направлении.

Рыхлое путаное сознание Ющенко (назовем его теперь для краткости "сознание Ю") – это и есть дупло, где спрятана от посторонних волчьих глаз секретная воля Украины. Воля, которую трудно объяснить, но которой нельзя не следовать.

Идея общей судьбы

Лучшие определения единой политической нации дали миру Отто Бауэр, большой австрийский социалист первой трети XX века, и Теодор Герцль, основоположник научно-практического сионизма.

По Бауэру, "нация – это совокупность людей, связанная в общность характера на почве общности судьбы… Общность судьбы означает не подчинение одному жребию, но общий опыт одной и той же судьбы при постоянном обмене и взаимодействии".

По Герцлю, "нация – это общность людей в прошлом, объединенная в настоящем против общего врага".


Общий враг уже назначен. Это немытая загазованная Российская Федерация.

Со временем – после нескольких неудачных попыток слезопролитного штурма Еврокрепости - на должность врага может быть назначена другая сущность. Но пока РФ – вне конкуренции.

Единое прошлое – тоже есть. А общей судьбы – пока что нет.

Судьбу и все, что с ней связано, разные части Украины - по-умному именуемые "политико-ментальными кластерами" - понимают очень неодинаково.

И создать это единое понимание, высказать его и привести к этому пониманию всю Украину может только "большая коалиция".

Власть, в которой будут в равной степени представлены Восток и Запад страны. Конструкция, где Запад и Восток, Центр и Юг будут отвечать друг за друга, переживать друг для друга и созидать друг для друга.

Только правительство большой коалиции сможет сформулировать цели и поставить задачи, актуальные и приоритетные для всей страны, без вычетов и исключений.

Потому на пути к единой политической нации альтернативы такой коалиции и такому правительству – просто нет.

И если суждено родиться единой политической нации украинцев – суждено быть и большой коалиции.

Заморозки

Трудно сказать, насколько разбирается в нациестроительстве посткоммунистический Александр Мороз.

Но объективно он сыграл в настоящем и близком будущем Украины позитивную роль. Дряхлая бабка История отвела лидеру социалистов скандально-почетное место в политическом бельэтаже – и не ошиблась.

Сейчас принято ласково обвинять Мороза в предательстве и провозглашать новоиспеченного 62-летнего спикера политическим мертвым трупом.

Да и сам Сан Саныч как-то еще побаивается свершившегося. Не случайны его опереточные подсказки и оговорки, что "оранжевая коалиция" еще, дескать, формально не умерла.

Не поспешно ли хоронят украинского топ-социалиста? Не придется ли немногими годами, а может быть, и месяцами, позже благодарно трясти заскорузлую Морозову руку?

Ведь он решился первым раскрыть Украине страшный секрет: "оранжевая коалиция" вредна для страны. И только "большой" (он же широкий) формат правилен и потому неотвратим.

Мороз взял на себя ответственность за разрушение фантома "демократической тройки", выведя из-под удара самое мягкое, болезненное и уязвимое место украинской политической системы – президента Виктора Ющенко. Мороз в одночасье оказался грубым и немодным, но разве не оправдана эта жертва тем результатом, который она принесет стране?

Накапливать свой приватный рейтинг за счет ресурсов и активов страны научились уже многие. Делать наоборот - никто не хочет и не торопится.

Кто же бросит камень в человека, который все-таки – пусть даже не до конца сознавая, что делает, - на это пошёл?

Реквием по-оранжевому

Не стоит оплакивать "оранжевую коалицию". Хотя бы уже потому, что коалиция непримиримых любимых врагов не принесла бы Украине счастья.

Майдан бывает один раз в жизни.

В 2004-м на Майдане стояли люди, которые не хотели жить в провинциальной затхлой псевдодемократии имени В.В. Медведчука и В.В. Путина. Их объединял общий враг.

С крахом этого врага майданное единство ушло в историю. После победы революции многие повадились размахивать Майданом в своих корыстных целях, забывая признаться народу: ни общей идеологии, ни совместной жизненной философии, ни единого образа будущего у так называемых "оранжевых сил" нет. И не может быть.

Чем стала бы Украина в случае формирования кабинета Тимошенко?

Двухслойной страной, в центре которой властвует коммерческий авторитаризм примерно путинского образца. С поправкой на то, что Юлия Владимировна – человек более талантливый и более кровожадный, чем ее недавний (с сентября 2005 года) кремлевский друг.

Под сенью коммерческого авторитаризма шел бы неспешно-яростный передел собственности, демократия стремительно переходила в восторженное состояние "стабильной управляемости", а общенациональные СМИ постепенно превращались в путинско-медведчуковские стенгазеты "о Юлечке мудрой, родной и любимой".

Тем временем в 9 регионах Востока и Юга ускоренно строился бы колюче-проволочный укрепрайон Партии регионов.

Восточно-южная политическая логика очень скоро свелась бы к незамысловатому: чего б вы там, ваши милости, в Киеве не вытворяли, лишь бы нас это не касалось.

Всё это и означало бы самый настоящий национальный раскол. Нет, разумеется, к формальному распаду Украина бы не пришла – для этого нет никаких системных предпосылок.

Элиты слишком ценят собственное независимое государство, чтобы рисковать его формой и содержимым. Но на пути к строительству единой политической нации был бы сделан решительный шаг назад.

Это ли нужно Украине?

Реквием по голубому

Вы думаете, что ПР, СПУ и КПУ создадут малиново-голубое правительство, а Янукович во второй раз в жизни станет премьером?

Мы думаем, что нет.

Мандатная совокупность, конечно, позволяет. Но политика и арифметика – дисциплины разные.

Партии регионов сегодня очень нужна легитимация в постмайданной политической реальности. Регионалы не хотят возвращаться на 2 года назад, в Украину Кучмы – Медведчука, в страну-"младшего брата", где "надежда - хорошо, а надежность – лучше".

Они хотят стать неотъемлемой частью украинской европеизации. Потому в качестве партнеров им остро необходимы и президент, и его партия.

В блоке "Наша Украина" на этой нервной почве случится, наверное, небольшой, но настоящий раскол. Депутаты, ориентирующиеся непосредственно на Ющенко и Еханурова, поддержат "большую коалицию".

12-15 членов нынешней фракции отойдут совсем в сторону или попытаются примкнуть к разъяренному БЮТу.

Команда Порошенко, займет, скорее всего, третью позицию: делайте "большую коалицию", только без нас. Пока без нас. А там, через несколько мятежных недель - посмотрим.

По реакциям некоторых особо проницательных политиков уже можно судить, как оно будет и где. Вот, например, министр внутренних дел Юрий Луценко.

Все еще вроде-бы-социалист, на самом деле – человек президента и без пяти минут лидер какой-нибудь очень новой партии.

Он же ясно всем проболтался: "большая" коалиция, так и быть, приемлема, неприемлем только премьер Янукович.

Стало быть, кому суждено возглавить Кабмин?

После коалиции

На следующей неделе коалиция, скорее всего, появится.

А потом – начнется самое интересное. Подготовка к досрочным выборам парламента и президента страны.

Но это – предмет следующей статьи на заданную историей тему.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде