Общество сознания Ю. Часть вторая

Вторник, 11 июля 2006, 11:28

Часть вторая. Первую часть читайте здесь
Общество Сознания Ю

Очень многие политические люди часто и порывисто, словно белой салфеткой в потный июльский день, пользуются словом "демократия". Но в чем суть, настоящее содержание демократии – разобраться и объяснить не спешат.

Демократия, на наш взгляд, - это право гражданина выбирать наиболее приятного ему политика, исходя из общего блага.

Голосуешь за своего – но думая о нации, о своей стране в целом. Чтобы не только тебе, но всем твоим согражданам было хорошо, а стало – ещё лучше.

Потому наличие всеобщих выборов с тайно и честно подсчитываемыми результатами еще не есть гарантия развития демократии.

В 1933 году Гитлер победил на свободных выборах в Германии. В 2000 и 2004 годах – Путин совершенно искренне выиграл прозрачные, как алтайский горный хрусталь, выборы в России.

Можно ли говорить, что демократия в обоих случаях победила? Нет – потому что изверившиеся, уставшие от долгих лет национального унижения граждане голосовали, не думая о том самом общем благе.

Не руководствовались своей собственной, личной и физической ответственностью за всеобщий национальный результат.

Вы уверены, что со страной будет все хорошо? – Не знаю, не уверен, не думаю об этом, а хочу, чтобы было хорошо только мне – по крайней мере, в ту мимолетную секунду, когда покажут по радио перекошенные сальные лица моих побежденных врагов.

(Не подумайте, что мы сравниваем Путина с Гитлером. Последний, конечно, куда более крупная историческая фигура, чем первый, хотя в чем-то трудноуловимом они немного похожи).

Когда избиратель выпадает из контекста общего блага? Когда он перестает понимать, куда движется страна, в чем на сегодня и завтра состоит национальный проект. И еще: когда он не осязает прочную руку лидера, способную этот проект хотя бы вчерне воплотить.

Как раз в таких исторических ситуациях стремительно набирают очки два типа лидеров и политических сил:

1. Агрессивные авторитарные популисты, гарантирующие своей секулярной пастве быстрое и комфортабельное бегство от свободы.

То есть – от ответственности за понимание мира и принятие решений: не спрашивайте, какой проект будет у нашей страны, почему нужна газовая камера с логотипом по имени "И" и куда исчезают люди, но верьте, что только я могу навести порядок, накормить всех алчущих и напоить всех жаждущих, убрать с дороги всех, кто вам, дорогие мои, не нравится.

2. Сторонники обособления данного конкретного избирателя от целой неконкретной страны, провайдеры того сладостного состояния, которое в изысканной антинародной политологии называется "консенсусом безразличия".

Зачем нам знать, что решают в каменистой надменной столице, если в своей провинции мы будем и дальше существовать простым понятным мирком?!

К чему думать о стране, если на других ее половинах живут люди, о которых лучше просто ничего не помнить? Мы их не трогаем, они – нас, и так протянем еще лет двести-триста, радуясь случайному солнцу и стабильности цен на белый химический кокс.

Нечто подобное случилось в 2006 году в Украине. Выиграли и первые, и вторые. Потому что за все дни, прошедшие с объединительно-размежевательного Майдана, никто так и не объявил украинскому народу его национальную цель.

Точку в будущем, одинаково притягательную для Центра и Запада, Востока и Юга. Никто не объяснил, куда идет и будет идти страна, желающая и способная стать незаменимым домом для всех ее обитателей.

Сейчас раскол между разными пластами Украины, горизонтальными и вертикальными, увеличивается. Популярность "авторитаристов" и "обособленцев" медленно, но неуклонно растет. Остановить тягу к распаду может только правильно сформулированный и доставленный народу национальный проект.

И ответственность за национальный проект придется взять на себя одному-единственному человеку. Виктору Ющенко. Для этого его, в сущности, и выбрали президентом.

Возвращение пилота Ющенко

Президент Ющенко, потерявший в ходе конституционной реформы львиную долю полномочий, а в ходе коалиционного долгостроя – стильный оранжевый колер, может вновь стать центром всеукраинского политического процесса.

Но только в одном случае. Если сформулирует программу будущего Украины в пяти-семи довольно несложных тезисах. И вынесет эти тезисы, оформленные как вопросы, на общенациональный референдум.

Тезисы должны четко определить вектор украинского развития на ближайшие 20 лет. С момента их принятия любое правительство – и любой президент – должны будут руководствоваться этими тезисами, независимо от музыкальных пристрастий, любимых модификаций автомобиля "Запорожец" и розничных цен на туркменский газ.

Вопросы могут возникнуть уже ранней осенью, референдум – поздней весной. Если не уложиться в график, сама идея единого национального проекта всерьез заржавеет, а нынешний президент, того гляди, потеряет шанс стать ее эксклюзивным носителем.

Единый национальный проект должен прекратить разделение Украины на "оранжевую" и "голубую". А значит, его первичным воплощением сумеет заниматься только Кабинет "большой коалиции", "правительство национального единства".

Смелые люди, у которых есть ценности покруче национального единства, имеют полное право остаться в оппозиции и к проекту, и к большой коалиции.

Полный конец политреформ

Послевыборная эпопея–2006 еще раз засвидетельствовала: нынешняя политическая система предполагает и порождает хаос. Бесспорно, хаос является одной из важных предпосылок творчества и созидания.

В конце концов, и Господь сотворил мир вовсе не из арматуры криворожстальского производства. Но народ Украины подустал от хаоса и - хочет видеть равномерные очертания твердых государственных берегов.

Потому, кстати, нет затеи безумней, чем досрочные выборы. Они приведут к полной балаганизации – в том самом народном сознании, естественно, - украинских демократических институтов.

И по мере разгневанного приближения к этим самым досрочным участковый милиционер в некоторых заповедных степях Украины может стать более легитимным начальником, чем далекий прекрасный президент со всем его пышно распустившимся Верховным Советом.

Результат досрочных выборов тоже более или менее очевиден. Как пить дать, сложится поспешно прославленная Юлией Владимировной двухпартийная система, состоящая действительно из двух – не более - политических субъектов: Партии регионов имени Януковича и Партии других регионов имени Тимошенко.

Причем обе партии получат легитимную возможность не признавать друг друга, а значит – институт общенациональной власти как таковой. Ментально-географический раскол Украины обретет свое совершенно легальное оформление.

Не хватает только Владимира Вольфовича Жириновского в милицейской фуражке с гербом города Киева и удостоверением почетного председателя Верховной Рады.

Чтобы политическая система страны стала дееспособной, во-первых, и вполне логичною, во-вторых, нужно продолжить политическую реформу. И, параллельно с референдумом, закончить её. Если не навсегда – то на долгое будущее время.

Как нам представляется, смысл продолжающейся реформы уже не в том, чтобы отделить Ющенко от Тимошенко или найти подходящее место для мавзолея Мороза. А в том, чтобы определить философию власти, приуготовленной к воплощению национального проекта "Украина".

Основные положения этой философии видятся нам таковыми.

1. Всенародно избираемый президент выступает гарантом национального единства и стабильности, верховным политическим арбитром, источником внешней и оборонной политики государства. Срок полномочий президента – 5 лет.

Сообразно этим функциям президент единолично назначает главу МИДа и силовых министров, секретаря РНБО, председателя Национального банка и Генерального прокурора. При этом глава Нацбанка и Генпрокурор имеют фиксированный срок полномочий (4 года), и до истечения этого срока президент может уволить их только с согласия парламента.

За президентом закрепляется исключительно право предлагать поправки к действующей Конституции.

Президент не участвует в формировании правительства (Кабинета министров), а также в назначении регионального руководства.

Президент располагает правом законодательной инициативы, а также вето на законы, принятые парламентом, но только в сферах национально-государственной стратегии, внешней и оборонной политики.

В экономическую и социальную политику глава государства не вмешивается. В частности, не имеет права вето на закон о бюджете.

Глава государства может распустить парламент, если:

- Верховная Рада своевременно не сформировала правительство;

- Верховная Рада принимает законы, противоречащие Конституции (при наличии соответствующего заключения Конституционного суда).

На тех же основаниях президент может распускать областные советы.

2. Однопалатный парламент (срок полномочий – 4 года) всенародно избирается по пропорциональной системе.

Парламент формирует правительство (Кабинет министров) Украины, причем кандидатуру премьер-министра предлагает избранный депутатами председатель Верховной Рады, он же спикер.

Полный состав правительства утверждается Верховной Радой на основании представления главы Кабмина.

Кабинет министров формирует социально-экономическую политику и несет за нее всю полноту ответственности.

Во избежание перманентных правительственных кризисов, обусловленных частыми в украинской элите принципиально-денежными конфликтами, у правительства должен быть фиксированный срок полномочий – например, 4 года.

До истечения этого срока правительство можно уволить лишь решением квалифицированного большинства парламента, либо – при наличии солидарной воли простого абсолютного большинства парламента и верховного политического арбитра – президента страны.

В такой ситуации малые партии утратят возможность постоянно шантажировать партнеров покрупнее истерическим выходом из правительственной коалиции.

Кабинет министров назначает губернаторов - глав региональных госадминистраций.

Губернаторы должны подчиняться правительству, так как их приоритетная забота – социально-экономические вопросы, а не вступление Украины в организацию "Исламская конференция" или ядерные санкции против КНДР.

Квалифицированным большинством голосов Верховная Рада может уволить не только правительство, но и любое должностное лицо из "президентской" номенклатуры. При наличии веских профессионально-политических оснований, естественно.

3. В ближайшие 2-3 года должна свершиться реформа регионального управления, которая перераспределит полномочия между губернаторами и исполкомами областных советов.

Страшное слово "федерализация" можно отложить в целевой фонд будущих поколений. Хотя на самом деле "расширение прав регионов" - это самый настоящий элемент федерализации.

Неизбежный в больших странах, характеризующихся высоким уровнем всяческого регионального и ментального разнообразия.

Вот примерно так выглядят разумные контуры высшего и последнего этапа политреформы. Что выйдет на самом деле – зависит от готовности элит понять: система власти должна соответствовать национальному проекту. Не наоборот.

Демократический выбор Украины

Сегодня "общество сознания Ю" стоит перед выбором: единый национальный проект или авторитарно-осколочное разъединение. Государство Украина будет существовать в обоих случаях, только смыслы у этого государства будут очень разные.

В первом случае – единая политическая нация, способная и склонная к масштабным историческим свершениям. Во втором случае – "консенсус безразличия", совокупность нескольких мини-наций, неплохо умеющих поддерживать виртуальный status quo и подыскивать себе в меру ласковых внешних спонсоров.

Выбор зависит от того решения, которое принял относительно Украины совсем другой Субъект. Тот, кто обеспечил в свое время невозможную победу Майдана над голосовательной машиной Кивалова - Медведчука.

Вы, наверное, сразу поняли, что этот Субъект – не президент и тем более не спикер какого-нибудь парламента. Он гораздо главнее.