Вынуждены меняться: три пути украинских россиян
Россиян в Украине – восемь миллионов триста тысяч человек.
Привыкшие к удобствам советского, а перед тем – российского имперского времени, которыми они владели как своеобразное "титульное общество", полноценные граждане советского pax romana ("римского мира"), они вдруг вынуждены становиться другими.
Сейчас эти люди существуют в трех разных мирах, в трех разных ролевых группах, нормальностях, и даже обществах. Что "нормально" для украинских россиян? Кто они – пятая колонна России, которая стремится к "воссоединению", те, кого судьба закинула на украинские земли помимо их воли, или политические украинцы? Оккупанты, гости или наши с вами соседи и сограждане?
1.Евророссияне.
Милые россияне, ваши проблемы и наши проблемы различны. Мы отдельная вот Вас страна - запомните это.
Я уже давно никак не могу понятий - почему эта тема до сих пор существует? Ну все же проще простого: есть государство - должен быть язык! Всякий нормальный гражданин обязан знать и уважать государственный язык. Это ведь не значит, что он должен забыть свой родной язык в том случае, если это не украинский язык. И у нас в стране, кстати, никто этого не требует. (из форума)
Их семья могла проживать, например, в Одессе, на протяжении нескольких столетий, а могла и переехать в Украину после провозглашения ее независимости. Их культурная родина – Россия, их политическая родина – Украина.
Эти люди ценят демократическое устройство, и видят с ним свое будущее – в уважении к государству, к культуре народа, который дал этому государству имя, и вместе с тем не боятся за свою идентичность и идентичность своих потомков.
Эти люди не боятся украинцев и чувствуют себя уверенно и спокойно, потому что в Украине они - в своем государстве. Они ощущают свою отдельность от России как страны с совсем другой политической культурой, и, будучи гражданскими патриотами Украины, не чувствуют, что их идентичности что-то угрожает.
Они не живут сказками про "диких бандеровцев" и "врагов с Запада", не стремятся к обязательному "союзному государству". Они чувствуют себя свободными людьми свободной страны.
2. Мигранты.
Для меня Украина и Молдавия такие же родины, как и Россия.
Я бы любил Украину - если бы мудрые политики создали нормальные условия для работы и жизни ее гражданам, базируясь на уважении к истории своей страны (я родился в СССР). (из интернет-форума)
В большинстве случаев, они приехали в Украину по распределению после обучения, на армейскую службу или просто на работу. Возможно, они и не хотели сюда ехать – но у них не было выбора: Государство сказало – значит, так должно быть. Понемногу-потихоньку устроив свою жизнь, они родили в Украине детей, внуков, правнуков.
Тем не менее, все это время многие из них и не подозревали, что живут в какой-то другой стране – ведь вокруг все общались по-русски, и потребности учить еще какой-то язык совершенно не было – более того, "аборигены" сами проявляли инициативу, переходя на русский. Газеты, книжки, школы, телевидение, культурные мероприятия – этого было достаточно, чтобы жить, фактически, как в России, минимально сталкиваясь с внешним инокультурным миром.
После падения Империи они ощутили себя никому не нужными, безответственно заброшенными в чужие края и оставленными своей Родиной на произвол судьбы.
Внезапно они стали покинутыми французами Алжира, а в некоторых местах – и просто бывшими представителями колониальной администрации, к которым местные относились совсем неположительно (например, во Львове). Их "цельный" россискокультурный мир начал рассыпаться, энтропировать. Вдруг появилась необходимость учить еще и язык аборигенов (а психологически это событие такого же уровня, как если бы, например, американцев Оклахомы в обязательном порядке заставляли изучать язык чероки).
Среди них есть и те, кто руководствуется древним правилом "іbi bene – ubi patria" (где хорошо – там и родина): мне здесь хорошо, будет плохо – поеду прочь, какая разница. Таким людям откровенно безразлично, где и как жить. Тем более им безразличны чужие для них украинский язык и культура.
3.Люди империи, оккупанты.
А вообще забавно, наперерез всем спортсменкам, на трассу выбежал хохляцкий тренер, пошептал че-то на ушко своей спортсменке, и она после этого аккуратно упала на нашу Чепалову...
..."хохляцкий" слэнг для хохла также естественен, как и бутерброд с замороженным салом, нарезанным мелкими кубиками.
Не понимаю, как можно заставить любит хохломову ?
Собственно, так и создали "Украину". Вначали придумали слово - в пику Малороссии. Потом придумали язык. Потом принудили употреблять его. Потом - записываться в документы украинцами.
(из интернет-форумов)
Классический случай имперского сознания описан Винниченко, когда киевского извозчика-россиянина спросили, что за памятник стоит на Софийской площади.
"Это какой-то генерал хохляцкий", пренебрежительно ответил он, показав пальцем на памятник Богдану Хмельницкому. Когда товарищ Винниченко стал требовать уважения к украинской истории, извозчик просто отвез обоих "хохлов" в полицию, сдав их там как "антигосударственников"- врагов Российской империи.
Сейчас люди такого типа живут по всей Украине – от Львова и Ужгорода до Донецка и Севастополя. Они откровенно презирают Украину и украинское. "Хохлы", "салоеды", "малороссы", "Окраина"- это неотъемлемые части их словарного запаса, часто и публично употребляемые.
Для "имперороссов" украинство – это вражеский идеологический проект то ли австро-венгерско-польских, то ли натовских разведок, призванный уничтожить то ли интернациональную дружбу, то ли великое православно-славянское единство. Их единственно возможная реальность – это восстановленная в различных формах империя. Они - недиалогичные, агрессивные (а на самом деле – страшно перепуганные), упрямые и последовательные потомки знаменитого валуевского "не было и быть не может".
4. Историческая ответственность.
Украина была колонией Российской, а потом и Советской империи. Она экономически (вымывались ресурсы) и культурно (вымывались таланты) эксплуатировалась. Развитие украинской культуры искусственно затормаживалось – путем запретов издательства книг, путем уничтожения писателей и ученых в период сталинских репрессий, голодоморов, концлагерей и брошенных в мясорубку второй мировой людей.
Украинская экономика была экономикой колониального типа, финансовые потоки и процессы принятия решений были замкнуты на метрополии – местная колониальная администрация только выполняла чужие указания.
Волей судьбы россияне оказались на первом плане "колонизации" этой страны, более или менее активно принимая в этом участие. Их использовали сверхнациональные строители сначала Российской, а потом и Советской империи для реализации сверхнациональных целей "величия" и "могущества", маскирующихся под "справедливость", "свободу" или "солидарность".
Ответственность за оккупацию Украины в прошлом, к сожалению, пока что нельзя измерить. Не была осуждена антиукраинская политика Российской империи. Все еще не дошло до рассмотрения преступлений Советского Союза на украинских землях – и все выглядит так, как будто некому предъявлять счет.
Обе империи направлялись под российскокультурным флагом. У россиян, в отличие от других, был особый статус "старшего брата", и, следовательно, право не учить язык "аборигенов" и чувствовать себя высшей кастой в царском, а позже - советском обществе, – и, следовательно, можно утверждать, что оккупационный режим был в большей степени их режимом. Комплекс национальной неполноценности украинцев и русификация - "старшебратский" продукт.
Своей имперской политикой сейчас Путин откровенно подставляет украинских россиян, заставляя их или снова занять нишу оккупантов, или чувствовать себя виновными за то, что вытворяет руководитель их исторической родины.
Думает ли работник на строительстве косы возле острова Тузла, русский спецназовец, который не пускает украинцев на собственный маяк, или товарищ Вяхирев, резко повышая цену на газ, что таким образом наводит негатив русской политики на всех россиян, которые проживают здесь, рядом с нами, украинцами?
В ликвидации казацкого государства или уничтожении УНР была большая вина самих украинцев, но именно Российская, а позже - Советская империя этим воспользовались. Многие украинцы сами были колониальными руководителями, и сами активно принимали участие в русификации. Общая ответственность украинцев за то, что с ними произошло – тема отдельной статьи.
Все это отнюдь не снимает ответственности с россиян.
Как каждый немец несет ответственность за преступления нацизма, так и каждый россиянин несет свою частицу ответственности за русификацию - за то, что украинский язык вытеснялся именно русским, что именно под давлением русского украинцы бросали свой язык и культуру. Так россиян подставила имперская политика, так (частично) они сами позволили империи себя использовать.
Ответственность в российско-украинской обиде не может быть материальной. Было бы маразмом штрафовать на 50 гривен за грехи русификации или требовать публичного раскаяния.
Каждый украинский россиянин, по моему убеждению, должен осознать свою моральную ответственность за культурное унижение украинцев в пользу русского, и, как следствие, не препятствовать дальнейшему украинизированию Украины, принять "положительную дискриминацию" (исчезновения гегемонии российского культурного пространства) как объективное выравнивание постколониального перекоса, а в дальнейшем найти себя как полноценное влиятельное европейское национальное меньшинство, которое не несет в будущее имперские проблемы и обиды прошлого.
Только так у нас будет настоящее примирение и реальное национальное согласие.