Забег на длинную дистанцию, или Убить бюрократа
Многих людей бросает в холодный пот от воспоминаний о хождениях по бесконечным кабинетам бюрократов в поисках правды. Испытать на прочность железный занавес бюрократических процедур недавно довелось и авторам этой статьи.
Мы решили создать общественную организацию. Собрали необходимые бумаги и обратились в соответствующие регистрационные органы. Но это только теоретически, последние пятнадцать лет мы пытаемся построить гражданское общество в Украине. Властям некогда развивать гражданское общество – необходимо делить "должностные пирожки".
На фасаде дома регистрационного органа висит большая вывеска "Добро пожаловать!", нарисованная еще в советские времена. Вряд ли работники этого учреждения когда-то читали эту надпись, впрочем, как и закон об общественных организациях, где первое предложение гласит, что "государство оказывает содействие развитию гражданского общества в Украине".
Радушные стены регистрационного органа встречают длинными очередями. От слова "очередь" у многих граждан бывшего Советского Союза до сих пор начинает дергаться веко или верхняя губа. К сожалению, этот пережиток развитого социализма преследует украинцев и по сей день, даже в супермегамаркетах, где по европейским стандартам настроили достаточное количество касс, но родной украинско-советский менталитет владельцев этих торговых учреждений заставил сэкономить на количестве кассиров.
Всем знакома ситуация неправдивости информации на доске объявлений учреждения. Особенно пугает несоответствие с реальностью часов приема. Приходишь – очереди нет, сразу возникает ощущения настороженности – так и есть: неприемный час. "А вы разве не знаете, что мы уже полгода не работаем по тому графику?"
Наконец, выяснив реальные часы приема, даже получили бонус: по блату нам сообщили, что очередь формируется за полчаса до начала приема.
Девиз чиновника: подайте на меня в суд
Вооружившись добытыми знаниями и терпением, в следующий раз мы все же попали к нужному чиновнику. Когда очередь таки дошла до нас, мы почувствовали, что государственные учреждения скорее содействуют развитию ангельского терпения у населения, чем демократии.
Служащий учреждения оказался на удивление вежливым и спокойно сообщил, что пакет документов, которые мы подаем, – неполный, а потому принять бумаги он не может.
Ссылка на ранее полученную в этом же учреждении информацию о перечне необходимых документов не произвело на чиновника никакого впечатления. Он позиционировал себя безапелляционно: "Вы не читали последнее Постановление Кабинета Министров? Там же в пункте 178 подпункта 9 четко говорится, какие документы дополнительно нужно подавать в вашем случае".
Кстати, этот самый Кабинет Министров обязывает госучреждения делать доступным для граждан полный актуальный список необходимых документов.
Преодолев первые препятствия, мы перешли к сути. Этот самый вежливый служащий, в конце концов, начал внимательно читать устав будущей организации. И пришел к выводу, что он не соответствует стандартам.
Стандартом оказался определенный текст неизвестного происхождения, распечатанный на матричном принтере, с подписью председателя учреждения. И без ссылок на законодательство Украины.
Объяснять что-то чиновнику, который хочет поскорее пойти на обед, – напрасное дело. Основной его аргумент: "Подайте на меня в суд!" А когда мы имеем дело с небольшим городком с несколькими тысячами жителей, то вероятность того, что данный чиновник и обозначенный суд в лице судьи – по крайней мере, троюродные кумовья, приближается к стопроцентной.
Посему, проглотив собственное видение функционирования организации и недовольство, пошли на уступки.
Переработанный устав, написанный с учетом предложенного темника-образца, был представлен и принят, в конце концов, регистрационной палатой. И, о чудо, документы на организацию через определенное время были оформлены и переданы основателям.
Бизнес по-украински: прибыль – не главное.
Но на этом преграды не закончились. Следующий шаг по легализации нашей организации состоял в открытии банковского счета. Для этого требовался финальный визит к нотариусу.
Нотариус, который работал прямо в помещении банка, сказал, что заверять нам ничего не будет, так как наша общественная организация не зарегистрирована в Министерстве юстиции.
Страшно подумать, что бы происходило в Министерстве юстиции, если бы действительно каждой организации требовалась бы такая регистрация. По украинскому законодательству регистрировать городскую общественную организацию нужно лишь в регистрационном органе города регистрации.
На наше требование предоставить объяснения по этому поводу, нотариус отказался, сославшись на нехватку времени. Как раз друзья заглянули – пива попить, а здесь мы со своей организацией. Нотариус частный, а потому делаем вывод, что даже прибыль не может быть стимулом для украинца подняться из-под дерева, на котором вареники растут, и пойти сделать что-нибудь полезное для общества.
* * * *
Государство состоит из управленцев и граждан. В демократическом государстве граждане избирают управленцев и имеют рычаги влияния на них. В демократической стране каждый может сказать: "Я позвоню депутату, которого избрал, и буду требовать решения проблемы, для решения которой он был избран".
В Украине каждый может сказать: "я не знаю, кого избрал". Ближайшая гражданская перспектива каждого украинца – расплатиться за парламентские выборы путем добровольно-принудительного пожертвования в бюджет средств из собственного кошелька.
Пока государство, которое человечество создало для обеспечения интересов каждого, не начнет выполнять свое предназначение, пока власть будет делить делегированные ей права и обязанности на должности, вместо того, чтобы слаженно управлять общественной жизнью, гражданское общество в Украине построено не будет.
Для лучшей жизни нужен крепкий и надежный фундамент, частью которого должен стать каждый сознательный гражданин Украины.
Вместо того, чтобы спорить о том, кто кого большее уважает: политики народ, или народ политиков, нужно преодолеть бюрократию и вместе стремиться к общей цели – процветающей Украине.
Мария Иванова, Илона Петрик, Академия прямой демократии, для УП