Ющенко хочет отменить Конституционную реформу?
Если и можно найти у Виктора Ющенко хоть одну неизменную позицию после постоянной смены политических союзников и партнеров, то это будет неприятие политической реформы, которая ограничила права президента.
За недолгие 6 лет сугубо политической карьеры Ющенко успел назвать отцом Леонида Кучму в 2001 году, в 2002-ому возглавить мощнейшую оппозиционную силу против Кучмы, в 2004-ом выиграть выборы и отвергнуть любое сотрудничество с кучмистами.
А в 2005-ом - подписать Меморандум о создании правительства с основным своим оппонентом из Донецка, который в свое время объединял весь прокучмовский лагерь. А вот в отношении политической реформы Виктор Андреевич изменял свою позицию лишь один раз – в 2002.
Тогда, во время избирательной парламентской кампании, "Наша Украина" активно эксплуатировала тезис о необходимости ограничения полномочий президента, который получил слишком много власти по Конституции 1996 года.
Так случилось, что автору неоднократно приходилось слышать заученные на память "экспромты" лидера "Нашей Украины", который тогда совершал предвыборный тур по Украине.
Суть тогдашней аргументации Ющенко сводилась к следующему: чрезвычайно большие полномочия президента приводят к чрезвычайно большой коррупции в высших эшелонах власти. Люди на майданах неизменно аплодировали лидеру оппозиции, когда он заявлял, что правительство должно контролироваться не одним человеком, а парламентским большинством.
Точку в риторике Ющенко о необходимости создания парламентского большинства поставил... Леонид Кучма. 24 августа 2002 года тогдашний президент выступил с предложениями, которые практически перехватили инициативу проведения Конституционной реформы у оппозиции.
С того времени "Наша Украина", забыв все предвыборные обещания, переключилась на полное неприятие ограничения прав президента. Своего пика антиреформистская полемика достигла в 2004 году, когда нашеукраинцы почувствовали реальную перспективу победы на выборах своего кандидата.
В октябре 2004 года о своих предвыборных обещаниях поставить правительство под парламентский контроль помнил только Александр Мороз. Даже команда Януковича, который символизировал тогда объединенный лагерь кучмистов, забыла об этих идеях.
Если бы не сотни тысяч людей, которые вышли на улицы Киева, чтобы отстоять свой выбор, если бы не перспектива потери власти, защиты и влияния, кучмисты никогда бы не проголосовали за Конституционную реформу.
Таким образом, уникальный компромисс, который позволил собрать более 300 голосов в поддержку ограничения прав президента, обязан людям, которые вышли заявить о поддержке Виктора Ющенко, тогда уже без 5 минут президента.
А что же сам всенародный избранник? Кажется, он остался верен своей должности, сохранить полномочия которой требуют нынешние президентские корпоративные интересы.
На протяжении первого года своего президентства Ющенко несколько раз таки воспользовался правом своего единоличного контроля над правительством.
Так было в апреле 2005 года, когда он сначала заявил о давлении российских нефтетрейдеров-монополистов, а потом активно встал на их защиту, принудив отменить решения своего правительства.
Так случилось и в сентябре, когда Ющенко сначала похвалил правительство Тимошенко за работу, а потом отправил в отставку, не объяснив причин.
Конституционная реформа могла вступить в силу с 1 сентября 2005 года. Впрочем, на протяжении года у парламентариев неожиданно обнаружились сотни более спешных законов, чем закон "О местном самоуправлении", принятие которого позволило бы запустить механизм реформы.
Следующим сроком должно было стать 1 января 2006-го, но и тогда ограничение прав президента де-факто перенесли на время формирования уже нового правительства. А решение Верховной Рады об отставке кабинета Еханурова просто не выполнили.
И вот, в конце концов, президента прорвало. В своем субботнем обращении Виктор Андреевич заявил откровенно: "Конституция в ее нынешнем виде не дает ответа на проблему баланса власти между центром и регионами, между президентом, правительством, парламентом".
Это значит - вскоре он будет требовать возвращения полномочий, которые "выбил" для президентов еще Леонид Кучма.
Благодаря откровенности президента, становится понятным поведение его политической силы после поражения на парламентских выборах.
За день до голосования НСНУ согласилась на подписание коалиционного соглашения вечером 26 марта. Однако, узнав о результатах екзитполов, руководство НСНУ выдало приказ разбирать декорации в Украинском доме, где должно было состояться торжественное подписание соглашения.
С того времени, кажется, все действия НСНУ были направлены именно на затягивание переговорного процесса. Сначала президент предложил согласовать все принципиальные политические позиции, хорошо понимая, что полнейшего согласия между либералами и социалистами все равно не достичь.
По словам Виктора Ющенко выходило, что это - основная предпосылка успешной деятельности будущего коалиционного правительства. Вот только в начале 2005-го президент не требовал от будущих министров Баранивского и Луценко, Николаенко и Семенюк раскаяния в своей левизне.
Более того, сотрудничество с социалистами, очевидно, по его мнению, было настолько успешным, что, вопреки отставке премьера Тимошенко, свою должность не потерял ни один социалист.
И хотя министры от СПУ каждый раз подчеркивали свою внепартийность, в ключевые моменты они никогда не забывали о своих политических взглядах.
Например, во время сахарного кризиса летом минувшего года Александр Баранивский не постеснялся воспользоваться поддержкой фракции СПУ в парламенте, требуя не завозить в Украину импортный сахар-сырец.
Через полгода ситуация повторилась с Валентиной Семенюк, которая во время продажи комбината "Криворожсталь" сделала все возможное, чтобы кроме денег в бюджет от новых собственников добиться еще и социальных гарантий рабочим.
Создается впечатление, что вопрос о том, почему президента не волновали левые взгляды его коллег социалистов в 2005 году, имеет вполне четкий ответ – этого требовала политическая целесообразность, ведь без помощи СПУ было бы тяжело собрать нужное количество голосов для утверждения правительства Еханурова.
Очевидно, теперь социалисты оказались лишними, а потому, в сущности, им предложили ... изменить взгляды и программу.
Когда после нескольких месяцев фарса, во время которого потерпели поражение попытки превратить социалистов в правых либералов, стороны, в конце концов, дошли до деления должностей, возникло новое непреодолимое условие – оказывается спикером может стать исключительно представитель НСНУ.
Встречный вопрос – а зачем эта должность НСНУ, который в отличие от СПУ получит значительно больше министерских портфелей?
Единственная привилегия этой должности, кроме зарплаты, – спикера постоянно показывают телекамеры и у него время от времени берут комментарии. Впрочем, катастрофический проигрыш избирательной кампании блоком Владимира Литвина продемонстрировал всю мнимость такого преимущества. Во всяком случае, министр экономики имеет в десятки раз больше власти, чем председатель парламента.
Должность спикера для НСНУ является еще одной зацепкой для затягивания переговоров. Нарастающий коалиционный кризис позволяет президенту продемонстрировать всю недоделанность новой системы власти.
В таких условиях сам собой напрашивается вывод о необходимости возвращения больших прав президенту, который сформирует и новое правительство, и парламентское большинство за два-три дня.
Подготовка общественного мнения к такому шагу продолжается уже не первый месяц и выглядит как хорошо разработанный план. На фоне затягивания переговорного процесса президент в мае неожиданно заявил, что подпишет указ о новом главе правительства лишь после того, как парламент доукомплектует состав Конституционного суда.
Напомним, что именно КС может обжаловать конституционную реформу и отменить закон, который предоставил больше полномочий парламенту. Для этого достаточно доказать, что новая конфигурация власти приводит к ограничению конституционных прав граждан.
А разве задержка с формированием нового правительства, политический состав которого определили избиратели своим голосованием, не является ограничением гарантированного в Конституции права избирать и быть избранным?
Тем временем, депутатам в политреформу достаточно внести определенную коррекцию и предложить, что правительство по результатам выборов формирует не парламент, а президент, и все станет на свои места.
А если Тимошенко или Мороз не согласятся работать на определенных для них президентом местах в новом правительстве – так появятся другие желающие. Недавно Виктор Ющенко еще раз намекнул, что как президент он олицетворяет всю страну, и будет работать как с властью, так и с оппозицией.
Тем не менее, для формирования правительства президентом не нужно даже этого – хватит и признания, что политреформа противоречит Конституции. Такой вывод может сделать исключительно Конституционный Суд, полной комплектацией которого так обеспокоен президент.
"Всем вместе нужно обсудить усовершенствование Основного закона, усиление взаимодействия между всеми институтами власти - ради стабильности Украины, ради гармоничных отношений между всеми ветвями власти, между центром и регионами", – заявил президент в своем последнем субботнем обращении к народу. Последнее – без комментариев.
Об авторе: Виктор Уколов, во время выборов работал в штабе блока Тимошенко