Cпикер в нагрузку

Вторник, 13 июня 2006, 13:13
 Возможно, украинское соответствие совково-русскоязычному выражению "в нагрузку" звучит как-то иначе: не "на додачу", а "в навантаження", или еще как-то.

В любом случае, украинский язык не способен отразить той полноты и глубины, которые в это понятие вкладывали авторы бывшего способа компенсации дефицита чего-то очень нужного чем-то абсолютно лишним.

Сейчас мы имеем утверждение одного из представителей фракции СПУ на переговорах по коалиции демократических сил господина Цушко о том, что спикер Мороз был бы, как автор конституционной реформы, весьма подходящим для ее продолжения и развития.
Если отбросить лишние слова, выходит – спикер "в нагрузку" к конституционной реформе.

И если бы в самой реформе была только одна проблема – ее развитие и продолжение – целесообразность поручения этого процесса самому автору успешного проекта, наверное, не вызвала бы сомнений.

Но сам проект оказался ошибочным настолько, что воспользоваться им как политическим орудием не могут не только его оппоненты, и даже не только соучастники создания этого монстра, но и сами авторы.

Собственно, аналогичными историями с разными чудными изобретениями кабинетных ученых, особенно, если они работали под влиянием властных амбиций или соревнования с самим Творцом, давно наполнена мировая литература и искусство, но они так ничему и не учат следующих "изобретателей".

Именно поэтому, наверное, когда дело доходит до практики, авторы подобных проектов, вместо того, чтобы признать свои, в лучшем случае, ошибки, а в худшем – преступления, стараются улучшить их в ручном режиме.

Так, к разрушительному, который уже фактически пошел в разнос, "механизму" нашей конституционной реформы предлагается "ручник" в виде спикера.  То ли тормоз, то ли ключ к правильному переключению скоростей?

Если послушать аргументы самого Мороза о его способности лично осуществить "баланс ветвей власти", то выходит, что спикер в его лице будет выступать тормозом чужих (БЮТ и "НУ") амбиций.

При этом именно ручной режим сдерживания и противовесов в этом случае больше всего напоминает систему Кучмы, у которого тоже реального механизма такого баланса не существовало. Было только проверенное средство давления и шантажа.

И напрасно лидер БЮТ Тимошенко в данном случае лоббирует Мороза таким странным образом - определением должности главы ВР как почти технической, которая тоже " будет балансироваться" регламентными нормативами.

Ведь по этой логике ей должно было быть все равно, даже если бы должность спикера занял не то что предлагаемый "Нашей Украиной" Ехануров, а и тот же Порошенко.

Хотя, конечно, других аргументов для поддержки Мороза у Юли просто нет. Не ставить же под сомнение принцип следования результатам выборов, согласно которому она надеется все-таки занять должность премьера.

Нет, конечно, должность спикера не будет ни технической, ни, тем более, просто "балансиром" ветвей власти или участников коалиции.

Напротив, она будет ключевой. В особенности после того, как оказалось, что по поводу спорных вопросов коалиционного соглашения его участники договорились оставить решение этих вопросов, по сути, на усмотрение Верховной Рады во время рассмотрения конкретных законопроектов.

Ну, ребенку же понятно, что в таком случае одобрение в настоящий Верховной Раде вопроса о статусе русского языка, или внеблокового статуса Украины, или участия в ЕЭП или ВТО будет осуществляться голосами ПР, КПУ и СПУ при поддержке спикера-социалиста, у которого с его политической силой в пределах "коалиции демократических сил" нет никаких ограничений в этих вопросах.

Вместе с тем президент, если его таки втянут в освящение коалиции с таким спикером и с такими лакунами в программе, будет еще и поставлен перед политической ответственностью за эти законы, а затем – перед сложностью их ветирования.

Эта очевидность столь прозрачна, что позволяет Ющенко оказывать довольно уверенное сопротивление давлению, или, точнее, шантажу, который пытается провести СПУ с помощью БЮТ.

С моральной точки зрения, такой твердости от президента уже давно ожидает общество, оказавшееся в заложниках конституционной реформы еще и из-за уступчивости Ющенко. Но ведь когда-то это может прекратиться.

Поэтому абсолютно целесообразным со стороны президента выглядит не только отклонение предложений принимать личное участие в легализации "довеска" к реформе, но и другие узкие рамки, в которые он поставил коалициантов.

В частности, самым важным пунктом в его уже известном радиообращении было не столько переложение ответственности за позицию Мороза на Тимошенко, и даже не очередная анафема конституционной реформе, сколько ударение на том, что досрочных выборов не будет.

А именно угрозу досрочных выборов начали было использовать для давления на переговорный процесс не только социалисты, но и Партия регионов.

Правда, как и обещание закрыть "оранжевых коалициантов" в парламентском зале, угроза досрочными выборами со стороны ПР оказалась шуткой.

Хотя механизм сокращения состава ВР до неконституционного путем складывания более 150 мандатов, а затем – провоцирования без согласия президента преждевременных парламентских выборов у ПР и его скрытых сторонников есть.

Особенно если бы те "подпольщики" в составе "оранжевых", проголосовали за увольнение коллег, получив за это места в следующем списке ПР, который, будто бы по рейтингам, обещает "регионам" чуть ли не контрольный пакет в следующей ВР...

Но, как сказал Кушнарев, они являются ответственными политиками. То есть будут ждать своего времени с синицей в руке...

Итак, шантажировать президента и его блок досрочными выборами в СПУ уже не выходит.

Исчез и такой повод для давления на исполнительную власть, как международные миротворческие учения. Как сказал господин Горбулин, не будет согласия ВР – не будет и иностранцев в учениях, а только свои.

Итак, не нужно спешить с как можно более быстрым избранием спикера. Нет и у социалистов приличного повода для торга за должность.

Вместе с тем эта их небольшая "операция" принудила просмотреть стенограмму голосования от 9 февраля о законе относительно межнациональных обучений, когда эта "мина" и была заложена. Вот она:

"Председательствующий: "По фракциям, пожалуйста. "Регионы Украины" - 0, коммунистов - 1, Народной партии – 30, "Наша Украина" - 39, Блок Тимошенко – 29, СПУ – 2, "Народный блок Литвина" – 22, социал-демократы (объединенные) – 1, Украинской Народной партии – 18, "Возрождения" – 13, Партии промышленников и предпринимателей – 15, Народного Руха Украины – 15, "Реформы и порядок" – 14, "Единая Украина" – 7, внефракционные – 9".

Результат голосования – 215 голосов. Попытка поставить на повторное голосование – 215. Дальнейшие попытки – так же...

Ну что же, удивляться дальновидности господина Мороза не приходится. И действительно, ну что здесь такого, когда расчет следующих событий проводится с календарем в руках.

Вот вам пик торгов за должности в коалиции, вот – сроки учений в Крыму, вот - ... референдум относительно НАТО и ЕЭП, инициированный СДПУ(о)...

Между прочим, интересно, что вопрос об антинатовском референдуме после выборов активизировалось не на второй или третий день после взрыва "феодосийского инцидента", а в тот же миг, как следом за Партией регионов о возможности роспуска парламента по инициативе самих депутатов заговорила и Соцпартия в специальном заявлении-ультиматуме.

Тут уже СДПУ(о) и обратилась в том числе и к социалистам с требованием обеспечить его проведение, а Комитет избирателей, наоборот, попросил Верховную Раду не постановлять соответствующего решения о референдуме из-за несовершенства закона...

Сигнал от КИУ означал лишь одно: отсроченный ЦВК референдум – это не шутка.

Можно представить себе, какой "резонанс" произошел бы в стране, если бы с этим референдумом совпали досрочные выборы в ВР...

Так что Партия регионов вовремя "соскочила" с темы, в которой не очень разбирается и к которой ее, как будто еще продолжаются выборы президента 2004 года, толкают и бывшие, и нынешние "попутчики"...

Но сейчас вопрос и преждевременных выборов, и референдума по НАТО "рассосался". Остался вопрос о спикере.

И снова БЮТ и СПУ апеллируют лично к Ющенко, уже без никаких дополнительных публичных аргументов, а просто как к..."слабому звену"? Чем теперь будут пугать? Пленками Мельниченко, недорасследованным отравлением, плохим поведением Ющенко-младшего?

Будет ли теперь аргументом убийство двух членов БЮТа, по поводу чего блок Тимошенко уже сделал недвусмысленное заявление, чересчур синхронное с финалом переговорного процесса, но тем более откровенное?

Собственно, если Ющенко не пошатнется, то теперь в СПУ есть лишь один путь получить эту должность: из рук тех же Партии регионов и коммунистов. Тем более что последние, в конце концов, тоже прекратили свой "бойкот" коалиционного процесса и предложили теперь уже "антикризисную коалицию" на базе полного перехода под протекторат России в виде ЕЭП.

Впрочем, для социалистов здесь оставлен "мягкий" путь перехода в новый формат.

Для начала 14 июня им будет предложено проголосовать вместе с "регионалами" и коммунистами за изменения в регламенте ВР, где вопрос о спикере будет перенесен на начало, а не на финал коалиционного процесса.

Процедуру, столь же "техническую", без обсуждения, как 7 июня продемонстрировал Катеринчук от "Нашей Украины", теперь, наверное, беспрепятственно осуществит председательствующий из временного президиума Мартынюк. По крайней мере, по алфавиту – его очередь.

И не обязательно "Наша Украина" и БЮТ будут драться возле трибуны, чтобы повредить такому голосованию. С одной стороны, у них нет для этого юридических аргументов. С другой – все-таки интересно посмотреть, как проголосуют социалисты.

А может, и не социалисты совсем, а люди из "Стабильности" Кинаха, среди которых есть и представители других фракций "коалиции трех".

Если вопрос об изменении регламента в упомянутом смысле все-таки будет решен – тогда и возникнет автоматическое расширение официальных оснований для переговоров в широком формате.

Благодаря кому? Социалистам во главе с "балансиром" Морозом и будто бы радикально настроенным против любых соглашений с ПР Винским.

Тогда легче пойдет и до сих пор не решенный вопрос о комитетах, и о соответствующих должностях в исполнительных структурах.

Вот только не останется никакого смысла в уже оговоренных принципах и программе деятельности "коалиции трех", на которые потрачено так много времени. Да и вообще, смысл прописанной в Конституции коалиции отпадет.

Поскольку на практике будет доказано то, что и так прочитывается в изменениях в Основном законе: весь их смысл лишь в подмене понятий. Вместо принципов – заговор, вместо компромиссов – шантаж, вместо ответственности политических сил – попытка подвергнуть заключению депутатов императивным мандатом и т.п....

Впрочем, получат ли социалисты в случае такого поворота событий должность спикера из рук Партии регионов и КПУ, - снова загадка.

Ведь ПР уже не раз за последнее время изменяла свои обещания, да и коммунисты вернулись на прагматический путь. Во всяком случае, почему бы не претендовать на должность спикера Мартынюку, если он удачно провернет операцию и продемонстрирует, в чем настоящая сила спикера.

Но главное – Морозу нечем шантажировать ни коммунистов, ни Партию регионов. Ну, не Луценко же.

И вообще, разрешить так играться на своих слабостях мог разве что Ющенко. Который давал основания подозревать, что шантаж действенен из-за реальных причинх.

Поэтому сейчас решается не вопрос коалиции и даже не спикера. Речь идет о том, останется ли шантаж неписанной, но главной частью так называемой конституционной реформы.

Если это орудие не будет вычеркнуто из политического употребления, все остальные усилия не будут иметь смысла. Независимо от того, кому будет поручен "держать баланс", и произойдет ли это вообще когда-нибудь.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде