Между "оранжево-малиновыми" и "оранжево-голубыми"
Изображая самые разные конфигурации правительственных коалиций, политикам и политологам стоит время от времени все же оглядываться на того, кто является единственным источником власти в Украине.
То есть на народ, на его настроения, на его стремления, и даже, если хотите, на его предрассудки. Только что опубликованы результаты нового всеукраинского социологического исследования, проведенного Центром имени Разумкова, дают некоторые основания поразмыслить над тем, чего же хочет народ, то есть избиратели.
Нет оснований сомневаться в профессионализме социологов. Единственное, на что они, возможно, способны – это спрятать от широкой аудитории неблагоприятные, мягко говоря, для некоторых лидеров "Нашей Украины" замеры их рейтингов. Но все спрятать вряд ли можно.
Итак, может ли претендовать на высокие посты, скажем, Роман Бессмертный, когда после стольких лет публичной деятельности (и в качестве представителя президента Кучмы в парламенте, и в качестве одного из лидеров "Нашей Украины", и в качестве вице-премьера) его не знает ЧЕТВЕРТЬ опрошенных.
Не может ничего сказать о нем 14%, при этом количество тех, которые дали ответ "не поддерживаю его деятельность" такая же, как и у Юлии Тимошенко (Что касается последней, то о ней не знают или четко не могут ответить о поддержкенеподдержке ее действий всего лишь 5% респондентов.)
Номинально, Роман Бессмертный до сих пор возглавляет "Нашу Украину", а в четверг возглавил и фракцию, а его меж тем поддерживают полностью 4,5% опрошенных – цифра значительно ниже показателя поддержки НУ на парламентских выборах. А вот Юлию Тимошенко сейчас поддерживает значительно больше избирателей, чем голосовали за БЮТ.
Также не очень хорошо удается роль публичного политика руководителю президентского секретариата Олегу Рыбачуку: его не знают или ничего о нем не могут сказать половина опрошенных.
Почему-то в списке нет Петра Порошенко; неужели социологи посчитали его менее влиятельным и знаковым политиком, чем Анатолий Кинах, Николай Томенко или Леонид Черновецкий? Или все просто – негативный рейтинг Петра Порошенко настолько велик, что разумковцы решили этот факт скромно умолчать?
Нет, конечно, можно назначать на очень высокие посты лидеров с ярко выраженным негативным рейтингом. В свое время Леонид Кучма назначил главой своей администрации абсолютного лидера по недоверию в масштабе всей Украины – Виктора Медведчука. Результат: операция "Кучма-3" провалилась, остановить оранжевых не удалось, блок "Не так!" не попал в новый Верховную Раду… Нет, негативная харизма - таки не выдумка профессионалов в сфере политической психологии.
Таким образом, стоит ли новой команде наступать на старые грабли?
По результатам исследования, понятно, что какую никакую поддержку своих действий на политическом пристанище имеют только три политика: Виктор Ющенко, Виктор Янукович и Юлия Тимошенко. Речь идет о тех, кого безапелляционно поддерживает 20% и больше опрошенных, чья суммарная поддержка достигает 50% и выше. Не поддерживает которых меньше половины интервьюированных. Наконец, в отношении насчет кого не определились лишь 4-5% респондентов.
Александр Мороз здесь на уверенном четвертом месте, и неопределенность в отношении к нему больше – около 10%. Но даже в случае, если взять этих четверых политиков, то самый большой "запас прочности" имеет Юлия Тимошенко – скажем, не поддерживают Виктора Януковича 46%, а ее – 39%; хоть разница и не большая, но реальная.
У Мороза, правда, число тех, кто не поддерживает, еще меньше – 37%, но и полная поддержка – 17% в сравнении с 26,5% у Тимошенко.
То есть, если бы правительству не нужно было бы делать резкие движения, Александр Мороз вполне сгодился бы на роль премьера; но поскольку без таких движений не обойтись, нужен хотя бы небольшой "запас харизматической прочности"…
А то, что без такого личного премьерского запаса не обойтись, лишний раз подтверждают ответы на другой вопрос исследования – "какой состав коалиции депутатских фракций был бы наилучшим для государства?"
Как ни странно, после всех глупостей, которые успели натворить политики, только 23% опрошенных заявили "Затрудняюсь ответить". Другие сразу же предпочли "оранжево-малиновую" коалицию: за коалицию БЮТ, НУ и Соцпартии высказались 40% респондентов.
Среди других вариантов коалиции стоит отметить альянс НУ и Партии Регионов (17,5%) и "большую четверку" (все кроме коммунистов) – 13%.
Насколько жизнеспособный последний вариант? Как подтверждает исследование, его поддержало бы абсолютное меньшинство сторонников всех партий и блоков, то есть правительство "большой четверки" было бы крайне непопулярным от рождения среди всего украинского общества.
А вот с вариантом "НУ-Партия регионов", к которому склоняются определенные лица из "генералитета" блока "Наша Украина", куда сложнее. Такую конфигурацию правительственной коалиции считали бы лучшей для страны 39% сторонников Партии регионов и только 5% симпатиков "Нашей Украины"
Что это означает?
Прежде всего, что в этой коалиции, если она станет фактом, роль старшего партнера будет играть не НУ, а Партия регионов. И даже не потому, что у нее большинство мест в Верховной Раде.
Дело в том, что у "регионалов" достаточно дисциплинированный электорат. И если сейчас более трети его готовы поддержать такой вариант правительственной коалиции, то после идеологической обработки партийными лидерами число готовых безапелляционно сказать "да" "оранжево-голубому" правительству среди симпатиков Партии регионов достигнет 60-70%.
Другими словами, у них будет поддержка действий среди масс избирателей и в случае нужды, они смогут мобилизировать их на массовые акции протеста, референдумы, проведение досрочных выборов и т.д.
А как быть с симпатиками "Нашей Украины"? Вряд ли слово Романа Бессмертного или Олега Рыбачука будет иметь существенный вес. Здесь понадобится слово президента.
А возьмет ли на себя Виктор Ющенко личную ответственность за создание "оранжево-голубой" коалиции? Здесь есть сомнения. Да и Ющенко, послушают далеко не все, то есть массовой поддержки со стороны собственного избирателя НУ будет лишена. Со всеми вытекающими последствиями, в случае правительственного кризиса, массовых акций и т.д.
Другими словами, только в "оранжево-малиновой" коалиции НУ будет более-менее в равных условиях с партнером, в случае коалиции "оранжево-голубой" , эта политическая сила превратиться в того, кого в украинской традиции называли "попыхателем" или же "козачком".
И еще одна интересная деталь, которая выплывает из исследований: именно на Востоке и Юге страны больше всего тех, кто неспособен иметь собственную осмысленную политическую позицию, или же боится говорить о ней вслух.
Потому что там процент тех, кому трудно ответить на тот или иной вопрос вдвое, а то и втрое больше, чем аналогичная категория на Западе и в Центре Украины. Возможно, эти люди ожидают "золотого слова вождя" или все же радикальных перемен в политической ситуации?
Интересно, только, кого они действительно считают таким вождем, и каких перемен ждут? Так или иначе таких респондентов много, и они – в случае, если определятся – способны существенно подкорректировать общую картину. А тем временем депутаты, которые собираются в сессионном зале, получили результаты того же опроса. Но прочитали ли они их?
Сергей Грабовский, заместитель главного редактора журнала "Сучасність"