Украинцы будут голосовать через Интернет!

Вторник, 16 мая 2006, 15:43

Демократия – одно из наиболее спекулятивных понятий в политике. Демократические выборы, демократичный президент, экспорт демократии, демократические цены…

В сознании простого гражданина демократия уже давно отошла от первоначальных demos и kratіen. Официальным названием восточной части Германии до краха ее коммунистического режима была "Германская Демократическая Республика".

Мао Цзедун открыто говорил, что его власть – это народно - демократическая диктатура. Одно из наиболее известных определений демократии – формула Линкольна определяет ее как: "власть народа, совершаемую народом и для народа".

Впрочем, и эта фраза лишена однозначности. В свое время Жан-Жак Руссо открыто шутил над англичанами, утверждая, что "английский народ бывает свободным раз в несколько лет – во время выборов членов парламента, а потом превращается в рабов, в ничто".

Напротив, именно такая представительская демократия – наиболее совершенная форма правления на сегодняшний день. Претворить в жизнь прямую, или как ее еще называют – джефферсонианскую модель пока невозможно по ряду причин, большинство из которых являются сугубо техничными.

История помнит только один яркий пример прямой демократии, когда жители небольшого города-страны Афины собирались на площадях и сообща решали наиболее важные вопросы.

До последнего времени наиболее весомым аргументом в пользу невозможности совершения народовластия было то, что людей в стране слишком много, и они сильно разбросаны по большой территории. Это не позволяет собрать их в одном месте.

Но даже если гипотетически предположить, что они все-таки соберутся, то в этом, наверное, тоже не будет ничего хорошего. Появится стадное чувство, что приведет к тому, что сила личности станет обратно пропорциональной количеству собравшихся людей.

Выходит, для того, чтобы обеспечить демократию по Джефферсону, украинцы должны привлечь всех, но при этом обеспечить каждого персонально индивидуальной кабинкой для тайного голосования.

Джефферсон мог об этом только мечтать. И с развитием новых технологий появилась возможность эту мечту осуществить. Еще несколько лет назад в Европе звучали мнения сделать это с помощью специальных, установленных дома кнопок, либо с помощью телефона, как это бывает в случае опросов в телевизионных программах.

Уже сейчас Янукович-младший предлагает и, собственно, претворяет в жизнь идею SMS-референдума. Автору же наиболее совершенным способом волеизъявления народа кажется Интернет. Впрочем, такая идея, без сомнения, имеет недостатки.

Небольшое количество людей, пользующихся услугами глобальной сети. По данным глобальной статистики украинского Интернета за март, аудитория украинского Интернета составила 2 913 193 человека. Сложно сказать, много это, или мало.

По данным ЦИК, общее количество избирателей на Украине – 36 545 950 миллионов граждан. С другой стороны, далеко не все пользователи Интернета являются избирателями, а избиратели - пользователями.

Мнение почти трех миллионов человек – это серьезный повод для того, чтобы принять его во внимание. Но наивно полагать, что все счастливые хозяева доступа в сеть будут заходить на один сайт для того, чтобы проголосовать.

Это обусловлено следующей проблемой: скептическое отношение граждан к Интернет-референдуму. В свое время, когда проводились социологические исследования относительно запуска подобного проекта в США (Dresner, Wіckers and Assocіates, апрель, 1999 год), выяснили, что изъявлять свою волю с помощью Интернета готовы более 40% пользователей глобальной сети в возрасте старше 16 лет. Из них 25% заинтересованы очень, а 19% - так себе.

Принимая во внимание то, что американцы политически более пассивны, чем современные украинцы, можно предположить, что в Украине "явка" будет более высокой.

По крайней мере, если количество опрошенных людей при обычном социологическом исследовании - приблизительно 2000, то с уверенностью можно говорить, что в случае голосования их будет значительно больше.

География распределения пользователей. По данных той же "Глобальной статистики украинского Интернета", аудитория украинской сети в большинстве сосредоточена в Киеве – около 50%. Потом идут Днепропетровск, Одесса, Донецк, Харьков, Львов, Запорожье.

Пользователи действительно разбросаны неравномерно, но эту проблему легко решить путем регистрации с последующей выборкой голосов соответственно тому, сколько людей реально живут в регионе.

Будут голосовать дети. Возможно, но если мы живем в таком обществе, где формально запретили детям пьянствовать, курить и употреблять наркотики, но не реализовали данные нормы в жизни, то пусть уж лучше голосуют.

Интернет-референдум пока не должен изменять традиционные методы голосования. На данном этапе его основной функцией должен стать контроль. То есть в идеальном варианте, наиболее важные вопросы должны выноситься на рассмотрение общественности еще до того, как попадут в руки парламентариев.

Таким образом, каждый депутат получит детальную распечатку о том, как голосовали тысячи его сограждан.

Подобный интернет-референдум при правильной реализации – это идеальная фабрика демократии. С одной стороны, он означает конец монополии власти на голосование. С другой, принимая во внимание то, что "два украинца - три гетьмана", можно только представить, сколько таких площадок для голосования появится на просторах украинской сети.

И все они будут показывать разные результаты, будут апеллировать к различным аудиториям, теряя доверие со стороны голосующих. То есть идеальным вариантом было бы создание на государственном сайте (например, Верховной рады) раздела для голосования граждан, но с обеспечением функции контроля со стороны общественных структур и каждого избирателя в частности.

А для привлечения большего количества граждан, стоит проводить не только голосования по политическим темам, но и по общественным. Например – стоит ли переносить студию Довженко за пределы города? Приравнивать ли воинов УПА к ветеранам войны?

Качественная Интернет-демократия, или не очень, она будет продвигаться. Традиционные средства массовой информации отмирают, и электронно-лучевая трубка потихоньку утрачивает свое влияние. Интернет-пользователь, читай среднестатистический украинец, все чаще посещает магазин, не выходя из дома, и все реже пользуется обычной бумажной почтой.

Можно только представить себе удивление будущего потомка, который увидит избирательные урны в каком-нибудь музее украинской демократии. Например, рядом с диктофоном Мельниченко…

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде