Линия консенсуса

Вторник, 16 мая 2006, 14:21

Второй месяц подряд Украина ждет ответа: будет или не будет создана демократическая коалиция? Кто станет премьером и каким будет новый состав правительства?

Процесс откровенно затянулся, хотя в соответствие с формальными требованиями, время на создание коалиции еще есть, и оно работает на истощение эмоций и амбиций политиков, а значит, на результат.

Осталось подождать пару недель – и кулисы, за которыми бурлят страсти и амбиции политиков, поднимутся. Что ждет Украину за этими кулисами?

Очевидно, не только новый декор – демократическая коалиция, но и новая сцена власти.

По новым конституционным правилам даже старые игроки, если они об этом и не догадываются, начнут играть новый политический спектакль. С новой режиссурой и новыми правилами.

Ситуация меняется, хотя по инерции игроки еще склоняются к президентскому центру влияния. Именно этим обусловлены постоянные реверансы в сторону президентской программы "Десять шагов навстречу людям", попытки получить поддержку президента в коалиционных переговорах.

Но по новым условиям Конституции к созданию коалиции президент имеет скорее формальное отношение. Однако, традиция есть традиция. Та же конституционная норма подвела тех, кто сегодня громко кричит о победе на выборах, но реально не способен найти необходимое количество союзников, чтобы сформировать большинство.

Это месть истории за "политическую реформу" тем, кто ее так старательно продвигал в существующем сегодня виде.

И все же ситуация начинает меняться. В процессе переговоров, драматического выяснения позиций между потенциальными участниками коалиции. Этот и есть движение, открывающее шлюзы для новой политической системы.

Новые конституционные нормы требуют от участников процесса сделать два шага: во-первых, за 30 дней придти к соглашению о формуле коалиции, во-вторых, за последующие 30 дней определиться с персональным составом правительства и его лидером.

Однако кроме формальных норм существует и практический аспект вопроса, начинающий новую политическую традицию. Это аспект коалиционных переговоров, который демонстрирует реальный уровень политического сознания, зрелости политических сил, их способности руководить страной и их ответственности перед избирателями.

То, что с уровнем политического сознания у отечественных политиков есть проблемы, уже понятно большинству граждан Украины. Иначе вряд ли были бы актуальными разговоры о возможности коалиций между Партией регионов и "Нашей Украиной".

И дело тут не в возможном предательстве интересов оранжевых избирателей, а в способности политических сил ориентироваться в пространстве без опеки президента. В способности самостоятельно и эффективно определиться и определять правила игры, исходя не из собственных сугубо прагматических интересов, а из стратегических интересов страны и ее граждан.

У автора есть большие сомнения, что политики и политические силы, победившие на выборах, достаточно четко понимают, что теперь они будут отвечать перед избирателями непосредственно. Именно на них а не на президенте, лежит теперь наибольшая ответственность.

Понимают ли те политические силы, которые сформируют коалицию, что они создают не только новое большинство и новое правительство, а и то, что дают старт новой системе власти, новой политической традиции – консенсусной демократии в Украине. С характерными для нее чертами – перманентной нестабильности, конкуренции и необходимости идти на постоянные компромиссы.

Понимают ли политики, ведущие переговоры, что они закладывают новую политическую традицию, и меру своей ответственности за это. Очевидно, только частично.

Посторонний наблюдатель за процессом создания коалиции заметит своего рода инфантилизм ("детские болезни", говоря ленинскими терминами) политического поведения переговорщиков в формировании требований, защите позиций, тяге к старым политическим привычкам – походы к президенту, стремление обойти конкурентов, публичные истерики и срывы.

Однако это является результатом не только незрелости и отсутствия опыта. Это проявление амбиций, интересов, политического эгоцентризма, который впервые с такой силой проявился публично на стадии составления меморандума. Документа, который так и не был подписан всеми участниками.

Но вместе с этим публичным проявлением политического и персонального эгоизма наблюдаются и новые тенденции – объективное (требования избирателей, стремление большинства граждан видеть именно оранжевую коалицию, оценка будущих перспектив партий) побеждает субъективное (эгоизм и амбиций политиков). Постепенно среди демократических сил возникает намек на линию консенсуса.

В контексте объективного – поиска политических перспектив – все участники понимают необратимость "демократического союза": НУ-БЮТ-СПУ и начинают обращать внимание на программные основы коалиции.

Эта идея пришла в голову нашеукраинцам в контексте борьбы за влияние в коалиции, как способ обойти переговорщиков от БЮТ и СПУ в вопросе назначений. Впрочем, вопрос коалиционного соглашения становится своего рода фетишем для "Нашей Украины", не находящим особого отзыва у социалистов и БЮТ.

Но у них нет существенных аргументов против того, что коалиция должна иметь собственную программу действий, собственные принципы, и процесс формирования коалиционной программы начинается и переносится на уровень экспертной работы.

Над документом работаю десятки известных экономистов и уполномоченных политиков из разных лагерей. Консенсус экспертов и политиков найден. Документ впервые обещает быть качественным и программно четким. Однако, будет ли найден консенсус между политическими силами коалиции. Готовы ли они к объединению?
Вопрос формата правительства – это вопрос призового фонда коалиции, и он снова стоит на повестке дня, теперь уже в качестве части содержательного коалиционного соглашения, которое определяет распределение сфер деятельности между участниками коалиции.

Каким же образом и по каким принципам будет определен новый формат правительства? Вообще, будет ли оно новым? Существует несколько формул определения. Первая была предложена в Меморандуме БЮТ-СПУ: результаты выборов равны размеру должностных бонусов на всех уровнях. Некая пропорциональность.

Однако эта формула, как показывает тот же опыт Германии, не является аксиомой. У "Нашей Украины" и президента существует собственная позиция на этот счет.

Связь президент – "Наша Украина" до сих пор недооценена как аргумент в коалиционной игре, однако это существенное преимущество, которое будет непосредственно влиять на деятельность коалиции и правительства в будущем.

И по новым требованиям Конституции президент сохраняет существенные рычаги влияния на политический процесс, и вряд ли правящая коалиция и правительство получит полную свободу действий при условии противодействия со стороны президента.

Поэтому не считаться с позицией "Нашей Украины" и Ющенко со стороны БЮТ и СПУ было бы неуместным. Именно это и дает возможность "Нашей Украине" требовать большего приза, чем она получила по результатам выборов.

Вопрос – какого? И будет ли в связи с этим найдена линия консенсуса?

Ранее избирательный приз делился по принципу "победитель получает все" - это логика президентской системы, действовавшей без ограничений и предостережений. "Кто сильнее – тот и прав". Однако этот принцип не может быть использован теперь, когда политическим силам необходимо достигнуть компромисса и объединиться.

Поэтому подход нужно изменить и дать шансы всем, если необходимо достичь результата. Это сложно. Однако новый принцип "договорного распределения" требует перехода на двухуровневую систему распределения:

а) деление сфер влияния та ответственности за политические направления между участниками коалиции, что необходимо закрепить в коалиционном соглашении;

б) деление посад и позиций в соответствии с распределением сфер влияния и направлений. Каждая персоналия должна отвечать формуле отношений в коалиции и системе политической ответственности в правительстве. Это не могут быть фигуры запятнанные или неавторитетные в обществе. Поскольку министры приобретают теперь очень важный политический вес и ответственность. Это определяет их роль в правительстве и уровень публичной активности.

Среди субъективных требований к новому коалиционному правительству следует отнести: способность работать с будущим премьером Тимошенко и восприятие кандидатур новых членов правительства.

Нужно учитывать, что президент наверняка будет давать премьеру на неформальном уровне некоторые рекомендации в обмен на поддержку некоторых законодательных инициатив.

Среди персон, которые могли бы претендовать на значимые роли в новом правительстве, следует вспомнить:

"Наша Украина": Вячеслав Кириленко – претендент на должность вице-спикера по гуманитарным вопросам, Петр Порошенко – министр финансов (как один из вариантов), Владимир Лановой – Минэкономики, Роман Безсмертный – вице-премьер по админреформе (как вариант).

СПУ: Иосиф Винский – вице-премьер, Валентина Семенюк – голова ФГИ, Александр Баранивский – Министерство аграрной политики.

БЮТ: Александр Турчинов – МВС, Сергей Терехин – Минфин или Минэкономики, Андрей Шевченко – Министерство по делам молодежи.

Особого внимания заслуживает распределение должностей первого ряда: премьер-спикер-координатор коалиции.

Учитывая выдвинутые БЮТ требования и согласованную позицию БЮТ-СПУ, понятно, что обойти кандидатуру Тимошенко "Наша Украина", не нарушив коалиционного единства, не сможет. Именно поэтому на премьерское кресло при нынешней конфигурации может претендовать только Юлия Тимошенко.

Вопрос дележа ключевых должностей спикера и координатора большинства, наверняка, будут решать "Наша Украина" и СПУ. И, если НУ согласится на премьера от БЮТ, должность спикера останется для представителя НУ.

Кто может им стать? Существуют различные предложения: от Юрия Еханурова до Николая Катеринчука. Однако основная борьба будет происходить между Ехануровым, Безсмертным и Порошенко. Очевидно, что кандидатура Безсмертного больше устроит БЮТ, а Еханурова – НУ и президента.

В случае, если не будет найден компромисс между кандидатурами на спикерство в НУ, в кресло председателя ВРУ может вернуться Александр Мороз. Тогда на позицию вице-спикера будут претендовать от "Нашей Украины" Катеринчук или Зварич.

Порошенко и Безсмертный в этом случае либо трудоустроятся в правительстве, либо будут бороться за позицию координатора парламентского большинства. Присоединиться к борьбе за эту должность может и Юрий Ехануров.

Сейчас переговоры выходят на завершающую стадию распределения сфер влияния. Каким будет конечный результат зависит от политического сознания и способности политиков идти на системные компромиссы и осознание сути коллективной ответственности.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде