Пост-электоральные миграции банковских клиентов
После окончания выборов и определения, кто же в ближайшие пять лет будет сидеть в ВР и местных советах, пошли разговоры и о "переделе" финансовых потоков. Некоторые карманные банки могут лишиться своих основных клиентов, если не найдут подхода к новой власти. А это, в свою очередь, может привести к проблемам с ликвидностью и даже, в крайнем случае, к банкротству. О банкротстве речь не идет - пока что. Среди наиболее ярких примеров возможного перехода основного клиента называют случаи "Экспресс-банка" и банка "Хрещатик".
Железнодорожный инцидент
Основанный в 1994 году Экспресс-Банк на конец 2005 года по данным НБУ по размеру общих активов банк занимал 33-е место среди 163 действовавших в стране банков. Банк был организован Укрзализныцей, которая прямо или опосредственно владела контрольным пакетом акций.
Так, в 2003 году до начала размывания допэмиссиями и продаж акций из "железнодорожного" контрольного пакета его крупнейшими акционерами значились ЗАО "Интер-Контакт" (33,41% акций), "Укрзалізниця" (23,53%) и транспортно-эксплуатационное предприятие "Интертранс" (11,36%).
Проведение допэмиссий и некоторой "перетасовки" акций привело к тому, что через год (по состоянию на 1 января 2004 года) 34,4% акций банка принадлежало компании "Интер-Контакт" (Киев), 14,29% - дочернему предприятию "Фиакр" (Киев), по 8,87% - киевским компаниям "Реал Истейт АГ" и "Трансфорвардинг лимитед АГ", 6,83% - Донецкой железной дороге.
Спустя еще год состав акционеров продолжил дрейф в сторону приватных компаний и на сегодняшний день владельцами банка значатся ООО "Азов-Си-Терминал" (9,47%), ООО "Металлургический центр" (9,47%), ООО "Саусленк-Запорожье" (9,47%), СОДО "Захид-Резерв" (9,47%), Tierwell International Limited (9,26%), Airol Beteiligungtn AG (9,2594%), ЗАО "Страховая компания МД-гарант" (9,26%).
За вывесками большинства этих компаний предположительно находятся группа, контролирующая ОАО "Запорожсталь". У "Укрзалізниці" от контрольного пакета осталость только 17% акций.
Не смотря на то, что железнодорожный монополист потерял контроль над банком (сейчас его доля составляет 17%), именно через него идет значительная часть ее денежных потоков.
Так, на конец 2005 года, депозиты юридических лиц составляли 736 млн. грн. из которых 56% принадлежат "Укрзалізниці" (в соответствии с информацией менеджмента "Экспресс-банка"). Также около трети от 429 млн. грн. депозитов физических лиц - это зарплатные проекты железнодорожников.
Не менее активно банк занимался и кредитованием железной дороги – по оглашенным в пресс-релизе данным около 40% кредитного портфеля – кредиты выданные предприятиям "Укрзализниці". Что, кстати, является прямым нарушением нормативов НБУ по кредитам связанным лицам – разрешенный потолок составляет 30% портфеля.
Именно из-за такой значительной привязки к одному клиенту и возникли проблемы, когда в апреле (когда стали известны окончательные результаты выборов) "Приватбанк" внедрил в "Укрзализниці" зарплатный проект, а также подписал соглашение о возможности перекредитования. До этого все зарплатные проекты шли через Экспресс-банк.
Хоть глава "Укрзализниці" Гладких и утверждает, что переход вызван исключительно экономическими мотивами, многие банкиры склонны в этом видеть политический контекст.
Кстати, если бы стремление "Укрзализниці" снизить расходы на обслуживание в финучреждениях было бы достаточно сильным, то предприятие провело бы открытый тендер по всем правилам, где и был бы выбран оптимальный по стоимости вариант. Однако руководство железнодорожного ведомства вместо этого дало повод проявить себя Генпрокуратуре. Представители последней рекомендовали министру транспорта Бондарю отменить договор между железной дорогой и "Приватбанком", как нарушающий законы Украины.
Из-за возможности "подсесть" на финансовые потоки железки оживились и остальные тяжеловесы банковского сектора, например, "Ощадбанк", который заявил о своей готовности стать уполномоченным банком "Укрзалізниці", а также стал инициатором создания банковского консорциума с целью поддержки "Экспресс-Банка".
Пока что банки неохотно идут на создание консорциума – средств ныне свободных мало, да и гарантий возврата никаких нет. Похоже "Ощадбанк" хочет получить часть средств "железки". Глава ассоциации украинских банков (АУБ) Александр Сугоняко 4 мая заявил, что НБУ предоставил Экспресс-банку стабилизационный кредит. Сам банк эту информацию опровергает, утверждая, что не нуждается в ничьей помощи.
Столичная касса
Если "Экспресс-банк" был создан для железной дороги, то банк Хрещатик называют "карманным банком" киевской горадминистрации (которой принадлежит 51,16% акций банка) и бывшего ее главы Александра Омельченко.
Финансовые потоки в этом случае очень даже существенны, ведь банк обслуживает не только крупнейший в Украине местный бюджет, но и целую сеть важнейших предприятий города – от "Киевгаза" и "Киевэнерго" до "Киевхлиба" и аэропорта "Жуляны". По активам, он находится повыше "Экспресс-банка", занимая 15 место в Украине.
Сравнительно недавно реальный контроль за банком (формальный остается у КГГА) получили Андрей Иванов, которого называют одним из истинных владельцев упомянутой выше "Запорожстали" и Василий Хмельницкий (депутат 3-х созывов, в 2006 году прошел по списку БЮТ). Пока что БЮТ находится в оппозиции к большинству в Киевраде, а новый мэр Леонид Черновецкий владеет банком "Правэкс".
Именно наличие банкирских корней у мэра (последние четыре года он был нардепом от Нашей Украины и не мог, во всяком случае формально, руководить банком) привело к появлению слухов о том, что теперь столичные потоки пойдут через "Правэкс".
Не только обслуживание бюджетных потоков может поменять хозяев после выборов. Частные предприятия ради более надежной политической крыши тоже могут поменять обслуживающий банк. Так, практически незаметно обслуживание НЗФ в середине апреля перешло от контролируемого Пинчуком "Кредит-Днипро" в "Приватбанк".
Во многом такой переход можно приравнять к замене хозяев самого НЗФ, особенно учитывая то, что и менеджером по сбыту продукции скорее всего будет человек из "Приватбанка". То, что переход произошел в апреле, также может говорить о том, что на договор между группами "Приднепровь"е и "Приват" повлияли результаты выборов.
Передел идет на всех уровнях, от министерств и ведомств до областных, районных и городских администраций. Конечно, в большинстве случаев финансовые потоки там не сравнимы с обслуживанием столицы или Укрзалізниці, но и банки там обычно помельче. Так что их привязка к "ключевому" клиенту не менее значительна.
Правительство пока что наблюдает за этим переделом со стороны. Даже НБУ пока что хранит молчание. А ведь потеря Экспресс-банка это не только удар по банковской системе, но и, например, по одному из детищ НБУ – на национальной системе массовых электронных платежей (НСМЭП) – отечественный аналог Visa/MasterCard.
Ведь из 1,2 млн. карточек НСМЭП почти половина была выпущена "Экспресс-банком". А "Приватбанк" скорее будет продвигать свои зарплатные проекты на основе карточек международных систем – ведь он является лидером в Украине по количеству выпущенного "пластика".
В целом, появившаяся после выборов возможность передела сфер влияния в банковском бизнесе может привести к активизации "искателей ренты" – групп, для которых важнее перераспределить созданное другими, а не создавать самим. Именно такие группы были одной из причин того, что в Украине в 90-е годы был наибольший спад экономики среди стран СНГ, в которых не велись боевые действия.
Рост доходов населения и соответствующий рост бюджетных средств приводит к тому, что всё больше банков заинтересованы "оседлать" эти бюджетные потоки. Мало того, готовы потратить на получение доступа к этим средствам свои кровные, которые в противном случае шли бы на кредитование экономики.
Однако свобода слова может предать новому витку миграции банковских клиентов позитивное направление – те, чьи интересы ущемлены могут требовать открытых тендеров или "сливать" информацию о незаконных действиях конкурентов.
Все крупные банки имеют связи с политическими силами, которые прошли в парламент и смогут пользоваться депутатами как рупорами. Да и в средине самих министерств или местных администраций есть люди, которые с радостью схватят шефа за крадущую руку, если есть возможность занять его место. Открытость должна привести к тому что "черного" передела не будет и все участники экономического процесса вынуждены будут становится более открытыми.
Мелкие банки получат дополнительный стимул к слиянию и проведению бизнес-стратегии, направленной не на обслуживание одного-двух крупных клиентов, а более равномерного распределения рисков. В Украине и так при 163 действующих банках доля первой десятки банков в активах всей банковской системы более половины. Крупные банки не только имеют обычно лучший менеджмент и диверсификацию клиентов, и растут зачастую быстрее, чем мелкие.
В тоже время, большинство банков последней сотни – это карманные структуры, созданные для обслуживания нескольких клиентов, которые являются одновременно и крупнейшими заёмщиками и владельцами крупных пакетов акций банка. Выдаются таким клиентам кредиты чаще всего без должного анализа рисков, что приводит к значительно большему риску банкротства.