Постизбирательная риторика в Украине. Время проверки реальности

Среда, 5 апреля 2006, 11:27

После победы Блока Юлии Тимошенко над другими оранжевыми блоками и партиями на выборах 26 марта, начались дебаты об идеологиях, прошедших действиях и будущих программах лидеров партий-победителей в следующем парламенте.

Безусловно, не все заявления, которые провозглашают политики, основываются на истинных фактах. Вот почему было бы очень полезно проанализировать некоторые из наиболее частых аргументов, выдвигающихся сегодня.

Партия регионов - проНАТОвская, проевропейская и продемократическая

Не смотря на проевропейские заявления, сделанные в последние дни, голосования регионалов в будущем парламенте будут показывать, наверное, совсем иную картину.

В октябре 2005 года, партия проголосовала против вступления в НАТО. На протяжении 2005 года Регионы голосовали против любых законопроектов, которые касались вступления Украины в ВТО, инициированные правительством Тимошенко и Еханурова.

Регионы были против мероприятий устройства системы охраны продовольствия и стандартов безопасности ЕС, реформ свободного рынка, которые бы способствовали конкуренции, были против переформирования таможенного контроля для синхронизации с западными стандартами и уменьшению возможностей незаконных перевозок.

В течение последней недели предвыборной кампании, лидер Партии регионов Виктор Янукович заявил, что победа на выборах диктатора Александра Лукашенко совсем не означает, что выборы были подтасованы, а свидетельствует, что Беларусь "развивается лучше, чем Украина".

Он отметил, что Украине меньше нужно сосредоточиваться на демократических реформах, а лучше подражать развитию, происходящему в Беларуси.

В то же время, Янукович критиковал Украину за ситуацию с Приднестровьем, а также подчеркивал, что контрабанда не является проблемой для молдавского региона.

Юлия Тимошенко разрушила экономику Украины

Хотя правительство Тимошенко сделало ряд ошибок, в особенности стараясь контролировать цены в некоторых областях промышленности, винить Тимошенко за снижение экономического роста не целесообразно.

Правительство Тимошенко получило в наследство от Виктора Януковича и регионалов один триллион дефицита (около 10% ВВП), который создал неконтролируемые и внезапные валютные эмиссии в середине и конце 2004 года.

Эти эмиссии использовались, чтобы покрыть повышение пенсий и значительный рост заработных плат государственных служащих, которые не были предусмотрены бюджетом и спровоцировали значительную инфляцию.

Правительство Тимошенко также унаследовало казну, которая имела значительно меньший доход, чем было зафиксировано на бумаге, а также экономику, расшатанную революцией.

Уже после одного месяца при власти, ее правительство пополнило бюджет, уменьшая дефицит до 2% ВВП. Доходы бюджета удвоились, что было даже подтверждено одним из самых больших критиков экс-премьера, Андерсом Аслундом.

Размер налогов был уменьшен, однако не настолько, как надеялись. Уровень инфляции контролировался, и это также отмечал Аслунд. Для того, чтобы улучшить бизнес-климат было отменено около 2,5 тысяч бюрократических процедур, а еще такое же количество определено для отмены парламентом и президентом.

Хотя рост значительно прекратился в феврале-августе, однако в сентябре началось возобновление. Сентябрьские данные – месяц, когда правительство Тимошенко было отправлено в отставку – показывают рост на 3%.

Партия регионов больше не обеспечит экономического роста

В 2004 году, официальные данные относительно Украины показывают, что экономика росла до 12%. И хотя эти цифры являются подозрительными, без сомнения, в это время происходил значительный рост ВВП.

Тем не менее, экономическую ситуацию 2006 года нельзя сравнивать с 2004 годом. Машиной экономического роста в 2004 году была металлургическая индустрия, которая расцвела не только благодаря высоким мировым ценам, но и значительным дотациям правительства на различных уровнях.

Газ и нефть поставлялись почти безвозмездно большинству больших предприятий, контракты на сырье подписывались в старом стиле "бартера", а не по принципу свободного рынка. Налоги были или низкими, или их вообще не платили.

Словом, так дешево производить, как это было в 2004 году, уже невозможно. Тем не менее, государственный бюджет заплатил высокую цену за такое "льготное" производство. Несмотря на общий экономический рост, доходы в бюджет оставались без изменений, а правительство не могло трансформировать доходы от возрастающего ВВП в программы, от которых в будущем Украина имела бы выгоду.

Даже в случае, если регионалы снова возьмут в руки экономический штурвал, они больше не смогут использовать соответствующие механизмы для управления, поддерживая рост только некоторых секторов.

Они также должны будут демонстрировать всем, что от роста, который будет происходить, бенефициантом станет каждый обычный украинец, а не только отдельные большие предприятия и их хозяева.

Юлия Тимошенко планировала приватизировать 3000 предприятий

Во время революции Виктор Ющенко неоднократно заявлял: "То, что было украдено у людей, им вернут".

В феврале 2005 года Юлия Тимошенко, отвечая на вопрос журналиста, отметила, что за прошедшие десять лет было больше 3000 жалоб о несправедливой приватизации.

Она также добавила, что правительство "пересмотрит" эти жалобы, но не сказала, что правительство будет проводить реприватизацию всех объектов, которых это касается.

Несомненно, Тимошенко планировала реприватизировать не только одну Криворожсталь. Ее заявления по этому поводу часто брали на испуг инвесторов, и было бы умнее с ее стороны, модерировать собственную риторику. Однако в реальности, речь никогда не шла о таких значительных объемах реприватизации.

В апреле Виктор Ющенко заявил, что около 12 предприятий планируется реприватизировать, и, кажется, власть надеялась остановиться на этом показателе.

Коалиция Нашей Украины и Партии регионов объединит страну

В то время, как некоторые из членов (хотя, конечно, не все) обеих партий поддерживают такое развитие событий, сторонники Блока Юлии Тимошенко, который стал лидером в 14 из 24 областей, – нет.

Не говоря даже об объединении страны, союз НСНУ и ПР, рискует деилюзинировать и даже рассердить большинство оранжевых сторонников, которые отдали свои голоса за Тимошенко.

В будущем это может угрожать политической карьере самого Ющенко, поскольку оранжевые сторонники будут отдаляться от него, в то время, как голубые будут оставаться с Регионами.

Более того, блок Тимошенко набрал 33% в Кировоградской области, регионе, который исторически был "восточным" и своего рода "распределителем" между "западно-" и "восточно-" ориентированным избирателем.

Эта победа продвигает линию деления восточнее. В придачу, БЮТ занял второе место с 15% голосов в Днепропетровске, а также 10% и второе место в других восточных регионах, как вот в Харькове и Запорожье.

Для восточной Украины такой результат на парламентских выборах для западно-ориентированного блока зафиксирован впервые. Эти данные не должны игнорироваться, более того, они могут показать первые ростки улаживания регионального деления страны.

Существует, конечно, намного больше аргументов, высказанных двумя сторонами коалиции. И, без сомнения, будут рождаться другие. Тем не менее, это задачи политических сил, включенных в процесс переговоров, разобраться в риторике и достичь компромисса, достойного результатов выборов 26 марта.

Если они достигнут этого, Украина сделает еще один шаг на встречу успешной консолидации демократии.

Теми Линч, Институт Конфликтологии, Идеологии и Политики Бостонского университета, США

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде