Между властью и оппозицией, или Ред-рубиновая роза любви... к социнтерну

Пятница, 21 апреля 2006, 13:34

Социалистическая партия Украины на нынешних выборах изо всех сил пыталась создать эффект присутствия в политическом пространстве.

Социалисты пытались доказать свою непохожесть на других, сыграв при этом с электоратом в интересную игру "своя в доску партия" и показав новое европейское лицо – солидное и позитивное.

Ориентация на Европу и негласная, но ощутимая поддержка партии власти мирно уживались в СПУ с неприятием олигархов и защитой второго государственного языка.

Недоброжелатели спешно объединили их с коммунистами и навесили ярлык "партии, орлиным взором смотрящие в прошлое".

Тем не менее, социалистам удалось стать обладателями "золотой акции".

И не только. Они умудрились побывать одновременно в откровенно правой власти и в явно левой оппозиции, до конца сохранив за собой возможность маневра.

В штабе Соцпартии УП так и не признались, кто же "делал рекламу" для кампании СПУ. Тем не менее, разработчики нашлись.

Как вияснилось, креатив делало агентство "Каффеин комьюникейшнз", а координацию проекта выполняло пиар-агентсво "Четвертый Рим". Оба агентства входят в группу "Индустрия коммуникаций", президентом которой является Александр Стефанович.

Найти авторов креатива удалось путем опроса рекламистской братии, а их реквизиты были банально получены по поиску в интернете. Рынок невелик и все обо всех знают.

Попутно рекламщики высказывали совершенно определенные мнения о знаменитой розочке-логотипе (в основном, положительные) и о телерекламе Соцпартии (увы, отрицательные).

В штабе СПУ, кстати, выяснилось, что ценителей собственной телерекламы немного даже в рядах верных последователей Социнтерна. Но партия сказала - нужен контакт с электоратом. И электорат съел... то есть, получил контакт с любимой партией...

Директор "Четвертого Рима" на интервью пошел охотно, на все вопросы отвечал честно и максимально открыто. Хотя и очень дипломатично.

- Работали ли вы раньше с политическими силами?

- Да, работал. По образованию я политолог, окончил факультет журналистики и политических наук Варшавского университета.

Мне повезло, сразу после учебы в 1998 году я попал в избирательный штаб Михаила Бродского, а уже в конце года стал его пресс-секретарём. Так началась моя профессиональная деятельность. До конца 2000 года я работал в партии "Яблуко", сотрудничал с Социалистической партией и даже поработал у Петра Порошенко — он тогда возглавлял партию "Солидарность", а я был ее пресс-секретарём.

Правда, задержался я на этом месте недолго, ушёл сам. Я всегда следовал правилу: "никто тебе не друг, никто тебе не враг, а каждый тебе учитель".

Потом жалел, что ушёл. Там я познакомился с Порошенко, Семиноженко, Черновецким (речь идёт об объединении "Солидарности" с тремя партиями) и из-за ухода не смог научиться у этих людей тому, чему мог бы.

Зартем почти год искал себя в разных проектах и в 2001, ровно через три года после окончания университета, с одним из своих хороших знакомых открыл ПР-агентство "Четвёртый РИМ".

Агентство предоставляло услуги партиям, народным депутатам и кандидатам в президенты во время избирательных кампаний 2002, 2004 и 2006 годов.

- Как вы познакомились с СПУ? Правда ли, что по протекции г-на Винского?

- С СПУ я познакомился в 1999 году - во время президентских выборов. Я тогда работал в информационно-аналитической группе при кандидате Александре Морозе. Тогда я познакомился и с Александром Александровичем, и с Иосифом Винским, и с Николаем Рудьковским, Ярославом Мендусем, Виталием Шибко, Валентиной Семенюк, Станиславом Николаенко.

С Юрием Луценко я проработал полгода в одном кабинете за соседним столом, он тогда был, кажется, первым помощником Александра Александровича. У меня даже сохранились с 1999 года две характеристики для поступления в аспирантуру, одна подписана Александром Морозом, а другая Ярославом Мендусем.

Что касается протекции… Я с Иосифом Викентиевичем знаком давно. Этот человек в самом начале нашего знакомства произвёл на меня сильное впечатление своей пунктуальностью, осведомлённостью, дальновидностью, самообладанием, требовательностью к самому себе и отношением к жизни.

Я много читал о нём и о его характере в прессе, но уверяю вас, никто ни разу не раскрыл эту тему полностью. Он - хороший учитель, и моя сила, наверное, в том, что мне удаётся у таких людей учиться.

Наверное, протекция была… Но не безосновательная. Я предложил где-то за год до выборов Иосифу Викентиевичу, как первому секретарю политсовета СПУ, провести целый ряд работ по организации и проведению избирательной кампании 2006 года.

Среди этого списка был и ребрендинг, и репозиционирование партии, разработка нового логотипа и партийного стиля, утверждение корпоративного цвета и разработка развёрнутого брендбука. Мог ли я это предлагать, и имел ли я квалификацию? Конечно, да!

Находясь в "свободном плавании" с 2001 года, мне пришлось тяжело конкурировать на рынке ПР-услуг, а потом и на рынках рекламы и веба в Украине.

"Четвёртый РИМ" сделал за это время стремительный рывок. Услуги предлагали и выполняли для партии не фрилансеры и не самоделкины, а профессионалы со специальными навыками и огромным опытом работы.

Думаю, что Иосиф Винский как человек прагматичный не мог не оценить столь быстрый рост, а потому дал шанс нашей команде представить свои работы на политсовет и штаб, где они утверждались коллегиально.

- Что именно вы разрабатывали? Было ли такое, что какие-то ваши разработки не прошли политсовет? С кем конкретно вы сотрудничали из членов партии, сколько времени занял сам процесс с нуля до окончательного утверждения результатов?

- Мы разрабатывали логотип партии, корпоративные цвета, корпоративный стиль, брендбук, который состоял из трёх частей. Первая посвящена логотипу партии и партийному стилю, а именно шрифтам, пропорциям, цветовой гамме и т.д.

Вторая — использованию партийной символики в рекламных материалах: ТВ-роликах, на бордах, сити-лайтах, в прессе, на плакатах и листовках.

Третья — использованию символики на агитационных материалах и сувенирной продукции.

Сотрудничали во время разработки непосредственно с Иосифом Винским и секретарём по агитации и пропаганде Геннадием Задырко. Логотип был утверждён политсоветом достаточно быстро. А весь процесс занял приблизительно месяц-полтора.

– Почему был выбран именно такой цвет кампании? Насколько вам связывала руки необходимость использования символики Социнтерна?

- Изначально рассматривались два цвета: красный и малиновый. Красный цвет отпал, поскольку ассоциируется с Коммунистической партией и Советским Союзом.

Малиновый цвет уже использовался во время выборов, причем довольно-таки успешно. Это - теплый цвет, позитивный, хорошо воспринимается и запоминается. Он выделяет и подчеркивает индивидуальность партии, он ближе к современным динамичным европейским цветам.

Малиновый хорошо представляет партию на европейском уровне, "отстраивает" её от советского прошлого, подчёркивает социалистические традиции и исторические аспекты. Это тоже было важно, так как партия вступала в Социнтерн.

За малиновый цвет были Иосиф Винский и Геннадий Задырко, причём именно Иосиф Викентиевич предложил попробовать с малиновым цветом жёлтый.

Сочетание этих цветов производит отличный визуальный эффект и не ограничивает использование логотипа в чёрно-белом варианте.

Что касается необходимости использования символики Социнтерна. С одной стороны, СПУ вступила в эту авторитетную международную организацию, и это надо было подчеркнуть.

С другой – роза является символом социалистической и социал-демократической идеи, поэтому она и присутствует в символике Социнтерна.

Была ли такая необходимость?.. Откровенно говоря, нам не ставили жестких рамок. Когда поступил заказ, мы собрали все данные, связанные с социалистическими и социал-демократическими партиями всего мира, пересмотрели сотни логотипов различных политических сил, не только социалистических и социал-демократических, но и многих других.

Поначалу речь шла не о новом логотипе, а лишь об обновлении и усовершенствовании уже существующего. В данное направление и входило использование красного цвета как основного цвета кампании.

В другом направлении предусматривалось использование символики Социнтерна. Было еще два направления: одно – типично европейское, с использованием европейских тонов, шрифтов, подчеркивающее европейские подходы украинской партии.

Последнее было самым современным: более современный дизайн, современные шрифты, сочетания тонов и пропорций. Нужно было подчеркнуть в логотипе европейскую ориентацию партии и в то же время не потерять связь с нашими избирателями.

По каждому направлению было предложено по три варианта логотипов, которые раза два-три переделывались.

После этого выделили два основных направления: первое – создание логотипа с использованием существующей партийной символики, а второе – разработка европейского логотипа, но близкого украинскому народу.

Первый вариант мы пытались сделать более современным, динамичным, понятным, в том числе и молодому поколению.

Во втором направлении, которое в конце концов и выиграло, использовалась символика Социнтерна.

Мы максимально упростили логотип, сделав его более читабельным, сократили название "Социалистическая партия Украины" до "Соціалістична партія". Нам удалось убедить руководство партии в том, что розу в утверждённом логотипе можно использовать как отдельный элемент в рекламно-агитационной кампании. Это была одна из стратегических целей во время разработки логотипа.

Отдельно розу можно клеить на двери, на окна, наносить на автобусы, машины, маршрутки, использовать на листовках, плакатах, бланках, сувенирной продукции, в видеороликах, наружной рекламе и т.д. К сожалению, на этих выборах эта идея не была реализована полностью, хотя я видел много материалов с использованием розы как отдельного элемента – производило впечатление.

Я уверен, что если логотип не поменяют, после двух избирательных кампаний наша роза у всех жителей Украины будет ассоциироваться с Социалистической партией, и это хорошо. Для нашего менталитета роза – символ красоты, благородства, силы и характера.

– Кто конкретно придумал розочку и цвет? Были ли варианты?

- Мы не придумывали розу, это символ Социнтерна. У нас было 30 или 40 вариантов роз: от модерна, high-tech и до классической розы. Стали выбирать...

А когда поняли, какой вариант побеждает, работа над ним перешла в завершающую стадию. Наши иллюстраторы нарисовали 6-7 вариантов, из них выбрали один и доработали окончательно.

Это уникальная роза, отлично сочетающаяся со стилем и шрифтами логотипа. Она понятна и хорошо выделяется.

Мы видели массу материалов, в которых роза хорошо смотрелась как в черно-белом, так и в цветном вариантах.

– Какова была общая идея рекламы, на кого она была рассчитана?

- Наша стратегия рекламной кампании не была принята, также не прошло политсовет и наше креативное видение, хотя мы предлагали свои сценарии роликов… Поэтому на этот вопрос пусть лучше ответит тот, кто этим занимался…

– Сколько стоила рекламная кампания?

- Сейчас я не могу точно сказать. Однако эти данные не относятся к разряду закрытых. Есть компании, которые мониторили рекламные расходы всех политических сил, и у меня где-то эти данные были.

Единственное, что могу сказать – СПУ потратила на рекламу намного меньше, чем Партия регионов, "Наша Украина", БЮТ, Блок Литвина, Блок "НеТАК" и "Виче".

– Что считаете главной удачей и главной неудачей вашей деятельности?

- Главной удачей считаем создание логотипа, фирменного стиля, брендбука. Неудачей – что не удалось отстоять свои стратегические разработки и креативные идеи. Антирекламы я не заметил, поэтому мы с ней и не боролись.

Весь штаб работал на успех, и мы к нему пришли. Хотя не удалось набрать ожидаемых 10-15%, я расцениваю результат СПУ как серьёзный успех.

Выборы были сложные, конкуренция очень высокая. Если такие партии-аутсайдеры, как "Виче" или блок Наталии Витренко, конечно, не в "весовой категории" СПУ, то блок Литвина, "НеТАК!", КПУ, ПОРА-ПРП, блок Костенко-Плюща имели потенциал, идеологические и политические традиции и опыт, вполне сравнимый с СПУ, а по некоторым аспектам превосходили возможности социалистов.

И все, кроме КПУ, не преодолели 3% барьер. Не потому, что они плохо работали, а из-за очень большой конкуренции. Хотя, конечно, были допущены ошибки.

СПУ заняла очень важные стратегические позиции для своего исторического развития. Могу предсказать, что в течение ближайших трёх лет фракции партий-аутсайдеров в местных советах будут предпринимать попытки консолидироваться с фракциями, представленными в Верховной Раде.

Поэтому Социалистическая партия обречена на укрепление в регионах и усиление своих структур. Дальновидные политики в регионах уже просчитывают свои комбинации.

На этих выборах СПУ уверенно обогнала КПУ, это тоже успех, сравнимый с успехом БЮТ, который обогнал НСНУ. СПУ на протяжении пяти лет при любых раскладах сохранит статус влиятельного игрока на политической арене Украины.

Увидите, следующие выборы для СПУ будут совсем другими. Для этого есть все предпосылки.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде