Место сидения определяет точку зрения

Павло Берест, для УП — Понедельник, 17 апреля 2006, 12:49

Первые лица государства любят порассуждать об успешном движении Украины в Европу, а также о том, что Украина является неотъемлемой частью европейского сообщества.

Однако пока европеизация Украины происходит исключительно в рамках публичной риторики отечественных чиновников.

Наиболее важные экзамены на цивилизованность власть проваливает без особых по этому поводу огорчений.

В частности, государственные менеджеры продолжают относиться к бюджетным средствам, как к доступным ресурсам, предназначенным для удовлетворения их высоких, даже по европейским меркам, запросов.

Последний скандал с главой "Нафтогаза Украины" Алексеем Ивченко тому вопиющее подтверждение. И покупка сверхдорогого автомобиля и, более того, аргументация его приобретения поражают своим вероломством и циничностью.

"Я езжу на последних марках, начиная с 92-го года. Тогда еще я работал в Ивано-Франковске, и в Киеве многие не знали, что такое "Мерседес", – разоткровенничался чиновник. "Я каждые два года менял последнюю модель "Мерседеса". И так на протяжении последних 15-ти лет. И свои традиции я предавать не буду", – добавил Ивченко.

Такое постоянство господина Ивченко могло бы порадовать, если бы он был успешным бизнесменом, и его новый автомобиль был бы приобретен за его собственные средства, или средства его компании. Только вот Алексей Ивченко руководит государственной компанией, и средства на покупку авто позаимствованы из государственной казны.

"Бандитам тюрьмы! НЕТ коррупции! НЕТ злоупотреблениям!" – заявляли с трибуны Майдана перед многотысячными митингами Ющенко, Тимошенко и лично фигурант скандала господин Ивченко, стоя плечом к плечу.

Но, как говаривал первый президент Украины Леонид Кравчук, место сидения определяет точку зрения.

Очевидно, поэтому для Ивченко был приобретен новый автомобиль "Мерседес" S-класса стоимостью $215 тысяч с вмонтированными массажными креслами.

А машину Ивченко купила дочерняя компания "Нефтегаза" "Газ-тепло", которую, как сообщают в прессе, возглавляет племянник Ивченко.

Случались ли подобный ситуации в Европе, и как в последствии складывалась судьба допустивших ошибки государственных управленцев?

В 2002 году министр обороны ФРГ Рудольф Шарпинг вынужден был подать заявление об отставке. Рудольфу Шарпингу вменялось в вину получение гонорара в 140 тысяч марок от PR-агентства "Хунцингер".

Министр признал факт получения денег, но не считал, что его действия были противоправными. По его словам, он получил эту сумму еще до того, как стал министром, указал это в налоговой декларации и заплатил с этой суммы налоги. Часть этих денег, по заявлению Шарпинга, были пожертвованы им на "благотворительные и политические цели".

В 2003 году глава МИД Португалии Антониу Мартинш да Круш ушел в отставку в связи с выдвинутыми против него обвинениями в том, что он пользовался служебным положением для оказания помощи своим близким. Сам министр отверг обвинения в том, что он помог своей дочери поступить в университет. Однако в отставку ушел.

В 2005 году был вынужден подать в отставку министр экономики и финансов Эрве Гимар, ключевая фигура в правительстве Франции.

Причиной отставки Гимара оказался материал, опубликованный сатирической газетой "Le Canard enchaîné", где сообщалось, что министр и его семья жили в служебной квартире площадью в 600 квадратных метров.

Квартира оплачивалась из государственной казны, то есть апартаменты министра содержали налогоплательщики. Доводы Эрве Гимара о том, что у него, мол, очень большая семья (жена и восемь детей) не спасли карьеру чиновника.

В 2005 году британский министр труда и пенсионного обеспечения Дэвид Бланкетт также был вынужден подать в отставку после того, как одна из британских газет опубликовала статью, в которой его обвинили в злоупотреблении служебным положением.

Дэвиду Бланкетт обвинялся в том, что он помог своей бывшей любовнице оформить постоянный вид на жительство для филиппинской няни ее ребенка. Кроме того, утверждалось, что он передал любовнице купленный на его имя железнодорожный билет первого класса.

Помимо этого, министр порекомендовал своей протеже избегать один из американских аэропортов, где в тот период готовилась спецоперация полиции.

Каждый скандал начинался с публикации в прессе, а в отставку чиновники уходили под колоссальным давлением общественного мнения.

Однако даже этого беглого обзора последних скандальных увольнений высокопоставленных чиновников достаточно, чтобы понять, что уходили с должностей и за более мелкие проступки, чем необоснованное использование $ 215 тысяч бюджетных средств.

Как же отреагировал на это глава державы?

Виктор Ющенко грозно заявил, что новое авто необходимо продать. Кроме того, президент сообщил, что будет настаивать на моратории на такие операции, как закупка госслужащими столь дорогостоящих машин, квартир и тому подобное.

Вот только никто в отставку не пошел и, очевидно, не собирается. Молчат по этому поводу президент и премьер. Молчит и оппозиция, равно как и общественность.

Может, для всех поступок Ивченко не является чем-то из ряда вон выходящим? И каждый хотел бы быть на его месте?

Самое прискорбное, что не слышно требований отставки от общественности. Нет массовых акций протеста, нет пикетов возле здания "Нафтогаза" с требованиями расходовать бюджетные средства во благо народа, а не привыкших к последним маркам дорогих авто чиновников.

И это действительно удручает - известно, что без контроля со стороны общественности, любая, даже самая демократическая власть начинает зарываться. А значит, не видать Украине Европы. До тех пор, пока сами не научатся жить по-европейски.

Павло Берест, для УП