Языковой референдум в АРК: к истории вопроса
22 февраля 2006 года Верховная Рада Автономной Республики Крым приняла постановление "О назначении республиканского (местного) консультационного референдума по инициативе граждан Украины, которые постоянно проживают в Автономной Республике Крым". Пункт второй постановления гласит, что на референдум будет вынесен такой вопрос: "Вы за предоставление русскому языку статуса второго государственного?"
Полномочия по созданию комиссии по проведению референдума возлагаются на избирательную комиссию Крыма. Парламент АРК также рекомендовал органам местного самоуправления образовать референдумные комиссии на основе существующих избирательных, а также обязал Совет министров Крыма профинансировать проведение референдума.
Итак, такой референдум должен состояться 26 марта 2006 года. За принятие этого постановления проголосовало 53 с 62 присутствующих в зале депутатов Верховной Рады Крыма.
Обсуждение языково-референдумного вопроса происходил во ВР АРК довольно бурно, причем депутаты отказались предоставить слово представителю президента в Крыму Владимиру Кулишу.
Вместе с тем глава крымского правительства Анатолий Бурдюгов подчеркнул, что ныне в Крыму никто не сужает прав русскоязычных жителей полуострова. Он призвал депутатов не голосовать за постановление, поскольку не существует конституционных возможностей для его реализации.
"Во имя благосостояния крымчан... не надо этого делать", – сказал он. А после того, как решение было принято, премьер автономии заявил, что на самом деле никто из тех, кто сегодня выступает за референдум, не намерен возвращаться к этому вопросу после 26 марта: "Лжеполитики в очередной раз хотят обмануть народ, сегодня цель у них одна, это - политическая реклама".
Вопреки всему, судьбоносное решению было принято. На заседании председательствовал лидер местных регионалов Киселев, который прокомментировал ситуацию таким образом: "Бодяга вокруг статуса русского языка тянется с 1992 года. Аннотации к лекарствам, судопроизводство, депутатские бюллетени – все переведено на украинский язык, собранные подписи выражают волю народа!"
Глава Бахчисарайской райгосадминистрации Ильми Умеров высказал убеждение, что проведение такого референдума есть не что другое как "манипуляция мнением избирателей", и также призвал не обманывать крымчан.
Вместе с тем, по его словам, надо "честно признать, что русский язык в Украине никогда не получит статуса государственного" и что именно "украинский и крымскотатарский языки нуждаются в защите", и в результате манипуляций вокруг "защиты" русского языка может начаться даже "гражданская война".
Напомним, что при обсуждении языкового вопроса в зале ВР АРК прокурор Крыма Виктор Шемчук компетентно заявил, что решение о вынесении его на референдум противоречит требованиям украинского законодательства и что любые нормативно-правовые акты крымского парламента, которые противоречат Конституции Крыма, не могут иметь юридической силы.
В частности, по его утверждению, вынесение на местный референдум вопроса о государственном статусе языков не относится к ведению законодательного органа АРК. Со временем он обратился с письмом к постоянному представителю президента в республике Владимиру Кулишу по поводу незаконности постановления Верховной Рады АРК.
24 февраля президент Украины высказал убеждение, что в Украине не существует проблемы русского языка, тем не менее "этим спекулируют отдельные политики перед выборами", используя языковую проблему "как один из аргументов" избирательных технологий.
Эта проблема имеет "исключительно политический, избирательный характер". По мнению Ющенко, возможно, следует говорить о развитии в Крыму украинского языка или языка других национальностей.
23 февраля президенты Украины и России обсудили это решение Верховной Рады Крыма. Во время разговора Виктор Ющенко уверил Владимира Путина в том, что в Украине есть все надлежащие условия для удовлетворения гуманитарных нужд всех национальных общин и с развитием языков никаких проблем нет.
В секретариате президента сделали ударение на незаконности назначения Верховной Радой АРК референдума о статусе русского языка. Так, заместитель главы секретариата Анатолий Матвиенко заметил, что идея проведения референдума является предвыборной технологией и что такое решение никак не связанно с заботой о развитии русского языка в Крыму.
Предисловие
Как правило, вопрос о нарушении права национальных меньшинств Украины на использование родного языка в разных сферах общественной жизни, а особенно языка русского, приобретает особую остроту именно во время проведения в Украине избирательных кампаний.
Можно вспомнить, что в 1994 году добывал президентство под слоганами о предоставлении русскому языку статуса государственного Кучма, а в ходе выборов 1998 года этот тезис мощно эксплуатировали некоторые партийные проекты (либеральное объединение СЛОН), которые, тем не менее, электоральной поддержки не получили.
Во время избирательной кампании 2004 года лозунг о предоставлении русскому языку статуса государственного взял на вооружение тогдашний премьер-министр Украины и кандидат в президенты Украины Виктор Янукович.
27 сентября 2004 года он высказался в пользу предоставления русскому языку статуса второго государственного, параллельно эксплуатируя и идею двойного гражданства. Тогда же в парламенте существенно увеличилось количество законопроектов о языках. В нынешний избирательной программе блока Виктора Януковича снова видим знакомый лозунг за предоставление русскому языку статуса второго государственного в Украине. "Наш лозунг: "Два языка – один народ!"
Сегодня, как и в периоды чуть ли не всех предыдущих избирательных кампаний в Украине, политические силы снова используют лозунг о предоставлении русскому языку статуса второго государственного как сокрушительное оружие против своих оппонентов. Традиционно в эту риторику использует блок Наталии Витренко, Коммунистическая партия Украины, Партия регионов и новообразованный блок "Не так!"
Четкой и понятной аргументации относительно необходимости внедрения в Украине второго государственного языка они фактически не приводят. Речь идет разве что о необходимости облегчения диалога между Украиной и Россией, о потребности в улучшении отношений с РФ, о необходимости консолидации государства.
При этом одновременно замалчиваются прогнозы как относительно реальной пользы от внедрения второго государственного языка, так и относительно степени опасности для государства возможных отрицательных последствий такой политики.
По словам Януковича, которые он сказал в Симферополе, после парламентских выборов его партия будет инициировать вопрос о предоставлении русскому языку статуса второго государственного: "...этот вопрос для нас принципиальный", поскольку "само предоставление русскому языку статуса второго государственного снимет массу противоречий, которые есть в нашем обществе".
В другом интервью он заявлял о возможности проведения референдума по поводу статуса русского языка как государственного и внесение изменений в Конституцию: "...если нужно провести референдум, мы его проведем, если нужно менять конституцию – изменим ее.
Парламент примет соответствующее решение. Нам хватит голосов, я в этом убежден. Референдум по этому вопросу мы тоже выиграем".
Идею проведения подобного референдума стараются уже сегодня воплотить в жизнь в АРК. В октябре 2005 года крымский блок "За Януковича", в состав которого входят Партия регионов Украины, Русский блок и Русская община Крыма, инициировал проведение общекрымского консультативного референдума о статусе русского языка в Крыму.
В конце декабря прошлого года крымская республиканская организация Партии регионов приняла решение провести Всекрымский консультативный референдум о предоставлении русскому языку статуса второго государственного.
Центральная власть на эти события отреагировала вяло. Тем не менее, глава КРО Партии регионов Василий Киселев отмечал, что всеукраинский референдум организация проводить не будет, поскольку крымские регионалы не сомневаются в противодействии власти. "Но на региональном уровне мы эту процедуру начнем", - подчеркнул он.
Тогда же было заявлено, что на проведение референдума нужны значительные средства, поэтому крымские регионалы будут настаивать, чтобы референдум был проведен в день парламентских выборов.
Так вот 5 января блок "За Януковича" начал сбор подписей крымчан за проведение крымского консультативного референдума о статусе русского языка. 5 февраля кампанию было завершено. Вообще было собрано 300 тысяч подписей.
По словам руководителя оргкомитета по проведению референдума, депутата Верховной Рады АРК Евгения Бубнова, оргкомитет направил подписные листы в секретариат крымского парламента для проверки точности внесенных в них данных.
Господин Бубнов сообщил, что за проведение Всекрымского референдума выступили не только этнические россияне. Около 30% крымчан, которые поставили свои подписи за предоставление русскому языку статуса второго государственного, это представители других национальностей, которые живут на полуострове.
Он также подчеркнул, что как депутат парламента АРК будет отстаивать проведение референдума в день парламентских выборов – 26 марта. "Я хочу некоторым политикам сказать, что не надо миллионы на проведение Всекрымского референдума, а в 100 раз меньше.
Нам нужны средства лишь на изготовление бюллетеней. Поскольку мы сознаем всю финансовую нагрузку, которая может лечь на республиканский бюджет в связи с организацией проведения референдума не 26 марта, а в другой день".
Тем не менее, сейчас сложно сказать насколько экономически реалистической есть идея относительно проведения такого референдума. А ответ на вопрос о том, насколько эта инициатива отвечает Конституции Украины, может предоставить Конституционный суд, состав которого, однако, до сих пор не сформирован.
Референдумы и сфера компетенции
Согласно закону "О всеукраинском и местных референдумах" референдум – это способ принятия гражданами Украины путем голосования законов Украины, других решений по важным вопросам общегосударственного и местного значения.
А предметом всеукраинского референдума может быть: утверждение Конституции Украины, ее отдельных положений и внесение изменений и дополнений; принятие, изменение или отмены законов Украины или их отдельных положений; принятие решений, которые определяют основное содержание Конституции Украины, законов и других правовых актов.
Предметом республиканского и местных референдумов в автономии может быть принятие, изменение или отмена решений по вопросам, отнесенных законодательством Украины к ведению Автономной Республики Крым. На всеукраинский референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Украины к ведению Украины.
Сейчас в АРК речь идет о консультативном референдуме, который согласно закону о референдумах проводятся с целью выяснения воли граждан при принятии решений по важным вопросам общегосударственного и местного значения.
Вместе с тем следует заметить, что статья 10 Конституции утверждает, что "государственным языком в Украине есть украинский язык" и что "государство обеспечивает всестороннее развитие и функционирование украинского языка во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины".
Кроме того, часть третья указанной статьи утверждает: "гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины".
По традиции, государственным (официальным) языком принято называть признанный Конституцией или законом основной язык государства, который удовлетворяет нужды общества в официальном общении и выступает одним из символов государственного и национально-культурного суверенитета.
Этот язык является языком актов органов государственной власти и управления, языком делопроизводства и документации, языком судопроизводства, нотариального делопроизводства, прокурорского надзора, языком международных договоров и соглашений, языком образования, языком средств массовой информации, связи, языком официальных названий государственных и общественных органов, хозяйственных обществ и т.п..
Посему требование о предоставлении русскому языку статуса государственного относится к таким инициативам, внедрению которых требует внесения изменений в Конституцию. А это очевидно не входит в сферу полномочий АРК.
Единым регионом Украины, где большинство населения представляют представители русской национальности, есть Автономная Республика Крым, где, по закону, применение русского языка возможно во всех сферах общественной жизни, в том числе в работе государственных органов.
В Конституции АРК вопрос функционирования русского языка в Крыму изложен довольно развесисто. Например, статья 10 провозглашает, что АРК рядом с государственным обеспечивает на своей территории функционирование, развитие, использование и защиту русского и крымскотатарского языков, а также языков других национальностей.
В Конституции АРК, кроме того, речь идет о том, что "русский язык как язык большинства населения и благоприятный для межнационального общения используется во всех сферах общественной жизни". Там также указанно, что согласно украинскому законодательству в АРК "официальные документы, которые утверждают статус гражданина", "выполняются украинским, русским и за ходатайством – крымскотатарским языком".
По большому счету, в нынешней ситуации тяжело утверждать, будто русский язык в Крыму ущемлен в своих правах, ведь это подтверждается и Конституцией АРК, и реальным состоянием дел в крымском информационном пространстве, в государственной и образовательной сферах.
Из истории крымских референдумов
В тот же время идея проведения референдума по поводу языкового вопроса в АРК имеет выразительный политически-избирательный подтекст. Речь идет о попытке актуализации болевых языковых вопросов, благодаря чему некоторые политические силы могут получить дополнительные очки во время выборов во ВР АРК.
В частности это касается ПРУ и "Союза", которые могут выстраивать свою дальнейшую кампанию на слоганах защиты интересов русскоязычных граждан, как это очень часто делали крымские политики.
Референдумы для АРК не являются новинкой ни в теоретической, ни в практической плоскости. В частности можно припомнить, что еще 20 января 1991 года в Крыму был проведен первый в Советском Союзе региональный референдум, участие в котором взяли 81% населения полуострова, которое имело право голоса (т.е. из 1777841 крымчанина-избирателя использовали свое право голоса на референдуме 1441019 лиц).
93,26% участников референдума поддержали идею восстановления Крымской АССР как субъекта СССР и как составляющей союзного договора, т.е., за формулированием тогдашнего заместителя председателя Крымского облсовета народных депутатов Капшука, высказались в пользу государственности.
Воспроизведение крымской автономии состоялось в составе Украинской ССР, поскольку вопрос о выходе Крыма с состава Украины референдумом не было предусмотрено. Следует отметить, что проведение этого референдума было бойкотовано крымскими татарами, которые на тот момент уже жили в Крыму.
24 января 1991 года сессия Крымского облсовета утвердила результаты референдума и приняла обращение к Верховной Раде УССР с предложением внести соответствующие изменения в Конституцию УССР, которые бы подтверждали результаты референдума.
Речь шла и об обращении к съезду народных депутатов СССР с предложением относительно внесения соответствующих изменений и дополнений в Конституцию СССР и определение порядка формирования властных органов Крымской АССР к принятию ее Конституции.
12 февраля 1991 года Верховная Рада Украины признала крымский референдум действующим, приняв закон, за которым было восстановлено Крымскую АССР в составе Украины. За это решение проголосовали 253 народных депутаты из тех 355, которые приняли участие в поименном голосовании.
Потом идея референдума неоднократно эксплуатировалась во время возникновения очередных кризисов во взаимоотношениях АРК и центральной власти. Например, в 1992 году планировалось провести референдум, на котором крымчанам предлагался вопрос сепаратистского характера: "Вы за независимый Крым в союзе с другими государствами?" и "Вы поддерживаете акт о государственной самостоятельности Республики Крым?"
Верховная Рада Крыма обратилась к президенту и Верховной Раде Украины с предложением заключить двустороннее соглашение между Крымом и Украиной. Эти идеи провалились. Позднее на референдумних слоганах выстраивал свою президентскую кампанию 1994 года Мешков, который выдвигал тезис о необходимости предоставления полнейшей государственной независимости АРК и проведение референдума по этому вопросу.
В 1995 году на референдум предложили вынести вопрос о Конституции АРК. То же самое повторилось в 1996 году. А в 1998 году в повестку дня сессии Верховной Рады Крыма были внесены вопросы о проведении всекрымского референдума по поводу поддержки Конституции от 6 мая 1992 года и предоставления русскому языку статуса государственного.
A также снятие моратория на референдумы о статусе Крыма, о законопроекте относительно "конституционного возвращения Крыма России", об опросе относительно создания в Крыму русской национальной автономии.
Итак, снова было поднято на щит мешковськие идеи и лозунги. Тем не менее, эти идеи не были реализованы, а Конституция АРК наконец была принята и без референдума. Однако приведенные примеры наглядно демонстрируют довольно частое обращение отдельных крымских политиков к идее проведения референдума.
Сегодня проведение референдума по поводу языковых вопросов, которые не входят в сферу компетенции АРК, могут создать опасный прецедент принятия заранее спорных решений да и вообще вызвать резкую языковую поляризацию общества, причем не только в АРК, но и во всей Украине.
Это также может стать очередным камнем преткновения для обострения отношений Крыма и официального Киева, которое после парламентских выборов может перерасти в постоянное напряжение.
Тем не менее, сегодня основным вопросом является возможность проведения крымского консультативного референдума и то, сможет ли центральная власть корректно отреагировать на этот вызов и способна ли она сдать успешно очередной крымский экзамен.
Юлия Тищенко, Украинский независимый центр политических исследований, для УП