Плохая стратегия, выборы и амбиции Украины относительно НАТО
В публичных выступлениях украинские министры оптимистически оценивают шансы Украины на членство в НАТО. Называют разные даты вступления Украины в Североатлантический альянс - от 2008 до 2010 года.
Заместитель украинского министра иностранных дел Владимир Хандогий заявлял, что Украина надеется попасть в список стран, приглашенных на саммит НАТО в 2008 году, который, как можно ожидать, будет саммитом расширения. В новую волну расширения могут попасть еще три страны - Хорватия, Албания и Македония.
Вероятнее всего, что, кроме этих трех стран, которые станут членами НАТО в 2010 году, в новую волну расширения в 2008 году будет включена и Украина. Удачное время для Украины, поскольку это было бы сразу после президентских выборов 2009 года. Но для этого необходимо, чтобы на второй срок переизбрали дружески настроенного относительно НАТО Ющенко, или же, в случае его поражения, его смог бы заменить другой пронатовский политик.
Генеральный Секретарь НАТО Яап де Хооп Схефер считает, что саммит НАТО 2008 года станет саммитом расширения, на который будут приглашены западные Балканские страны и Украина. Он не называет конкретного дня, когда именно эти страны станут полноправными членами НАТО.
По мнению Министра обороны Анатолия Гриценко, вероятнее всего возможно привлечение Украины к плану действий относительно членства (MAP) на саммите НАТО в Риге в ноябре, на первом саммите, который пройдет в бывшей советской стране. Это позволит Украине получить возможность пройти два годовых этапа Плана действий относительно членства, прежде чем получить приглашение приобщиться к НАТО.
Администрация Буша, поборник одностороннего разоружения, также преданно поддерживает демократизацию за границей, в частности в Украине и Грузии, которая предусматривает протекторат со стороны Североатлантического альянса. Членство Украины в НАТО поддерживает и министр обороны США Дональд Рамсфельд.
Позиция одностороннего разоружения может сработать в пользу Украины, поскольку это уменьшает необходимость для США принимать во внимание протесты России относительно членства Украины в НАТО. И это особенно важно в то время, когда демократия в России регрессирует.
В 2003 году территориальный конфликт с Россией относительно острова Тузла в Крыму, газовый кризис 2005-2006 годов и настоящий спор относительно нелегального использования Черноморским флотом России маяков - все это усилило среди определенной части украинской элиты уверенность в правильности курса на членство в НАТО. На совместном заседании Совета Национальной Безопасности и обороны и представительства НАТО в Киеве президент Ющенко заявил, что членство в НАТО обеспечит необходимые внешние гарантии украинской национальной безопасности.
Как указал Хооп де Схефер, это можно рассматривать и как шаг к членству в ЕС. Пока что ЕС предлагает Украине "Расширенное партнерство", но не полноценное членство.
Поскольку "приманка" членством в ЕС была решающей в поощрении постсоветских стран принимать болевые и непопулярные реформы, отсутствие такой "приманки" может отрицательно повлиять на реформы в Украине.
Препятствия на пути Украины в НАТО
Хотя у Украины есть высокие шансы быть приглашенной к Плану действий членства в 2006 году, этот процесс может начаться для Украины и после саммита НАТО 2008 года, поскольку среди членов европейского сообщества бытует мысль, что Украина "не готова". Три западные балканские страны уже начали этот процесс.
Президент Ющенко справедливо отмечает, что все страны, приглашенные к Интенсивному диалогу относительно членства, к которому Украину пригласили в 2005 году, в конце концов стали членами НАТО. Но короткие временные рамки 2006-2008 годов для Плана действий перед вступлением в НАТО могут означать, что приглашение для Украины могут отменить после 2008 года.
Украинская власть слишком оптимистична относительно шансов Украины на членство в НАТО, даже несмотря на замечательные международные предпосылки для этого шага. Этот вопрос не только требований Мероприятия по честным и свободным выборам, которые Украина, очевидно, выполнит.
Британский чиновник высокого ранга из министерства иностранных дел, который занимается вопросами Украины, недавно сказал, что подобные честные и прозрачные выборы будут одними из первых на пространствах СНГ с начала 1990-х. Другим условием является то, что Ющенко старается иметь хорошие отношения с Россией.
На западе Ющенко не рассматривают как антироссийского политика. Но Запад ожидает и наблюдает, будут ли реформисты доминирующей силой в парламентской коалиции. Можно ожидать, что будет существовать два противоречия, с которыми столкнется власть, и которые будут зависеть от результатов выборов 2006 года.
Во-первых, много западных членов НАТО поддержат участие Украины в Плане действий относительно членства на саммите в Риге при условии, если в Верховной Раде сформируется помаранчевая коалиция.
Сформированная помаранчевая коалиция подаст сигнал НАТО и ЕС об утверждении украинского демократического "прорыва", начатого помаранчевой революцией и избранием Ющенко, первого украинского президента-реформиста.
Вместе с тем, это будет свидетельствовать о стабильности реформ. Парадоксом таких ожиданий Запада есть то, что одна из трех ветвей помаранчевой коалиции - Соцпартия - враждебно настроена относительно НАТО.
Во-вторых, как альтернативу помаранчевой коалиции, Андерс Осланд лоббирует в Вашингтоне коалицию "Наша Украина"- Партия Регионов. После своего январского визита в Украину Осланд написал, что такую коалицию во ВР якобы поддерживают премьер-министр Юрий Ехануров, государственный секретарь Олег Рыбачук и глава Совета Национальной безопасности и обороны Анатолий Кинах.
Если это на самом деле так, то Осланд и эти три представители помаранчевой власти сознают, каким сигналом эта коалиция должна стать для НАТО и ЕС. И как поддержка такой коалиции подорвет цели членства Украины в НАТО...
Коалиция "Нашей Украины" - Партии регионов будет свидетельствовать о том, что Украина возвращается с пути реформ и регрессирует сравнительно с этапом помаранчевой революции. НАТО отложит привлечение Украины к плану действий относительно членства, и Украина потеряет возможность стать членом НАТО в третьей волне его расширения в 2008 году.
Дополнительное основание для поддержки парламентской коалиции с Партией регионов - превратить Ющенко на виртуального президента, к чему и приведут изменения в Конституцию.
Поддержка Ющенко на западе-центре Украины ослабнет, и его сторонники перейдут на сторону Тимошенко. Восточная-южная Украина не доверит Ющенко создание коалиции с их Партией регионов. Это приведет к тому, что Ющенко не переизберут на второй срок в 2009 году.
Разве "Наша Украина" не помнит снижения своей популярности после подписания стратегического несерьезного меморандума с Партией регионов в конце сентября 2005 года, меморандума, который Ющенко собственноручно отменил в январе?
Будет ли поддерживать помаранчевая коалиция членство Украины в НАТО? Это не совсем так.
По всему СНГ левые силы враждебно относятся к вопросу членства в НАТО. Это основное отличие постсоветских левых от левых сил Балтийского региона или центральной Европы.
Постсоветский польский президент Александр Квасневский пылко отстаивал членство Польши в НАТО. Невозможно представить какого-то украинского лидера левых, из лагеря помаранчевых, или же из другого лагеря, которые бы шли путем Квасневского.
В конце концов, основным барьером, который придется одолевать в Украине, есть Партия регионов, которая, очевидно, будет иметь наибольшую фракцию в будущем парламенте. Партия регионов доминирует в восточных регионах Украины, где оппозиция к членству в НАТО есть более высокой.
Без преобразования Партии регионов после марта 2006 года в пронатовскую силу, или же по крайней мере в нейтральную относительно НАТО, тяжело представить, что Украина может приблизиться к членству в 2008-2010 годах, как об этом говорит президент Ющенко и как часто повторяют украинские политики.
Три условия администрации Буша
НАТО и администрация Буша ожидает, что Украина должна выполнить три условия для того, чтобы членство стало реальной перспективой.
Во-первых, проведение честных и прозрачных выборов 26 марта 2006 года, за стандартами ОБСЕ и Совета Европы. Эта цель есть полностью достижимой, если Украина проведет свои первые свободные выборы, начиная с 1994 года.
Во-вторых, продолжение политических, экономических и оборонительных реформ. Хотя динамика реформ со времен избрания Ющенко была менее интенсивной, чем ожидалось, и часто противоречивой, этому процессу все же был предоставлен толчок.
Организация Фридомхаус подняла статус Украины к уровню "свободной", ЕС и США предоставили Украине статус страны с рыночной экономикой, а FATF (Financial Action Task Force) перестала отслеживать ситуацию с отмыванием денег в Украине.
Сейчас длится чистка и реформирование министерства внутренних дел и военных под руководством Юрия Луценко, который посетил на прошлой неделе Вашингтон, и Анатолия Гриценко.
Гриценко старается согласовать функции украинских силовых ведомств, которые довольно часто пересекаются. НАТО призвана оказывать содействие этим попыткам, расширяя свое дальновидное сотрудничество с военными к уровню Службы Безопасности, МВД, пограничными службами и министерством чрезвычайных ситуаций.
Третье, наиболее противоречивым вопросом является региональная оппозиция к членству в НАТО и низкий уровень общественной поддержки членства.
Некоторые другие постсоветские страны, в частности Словения и Венгрия, также не имели высокой общественной поддержки членства в НАТО в начале их кампаний вступления в альянс.
Украина отличается от тех стран, которые приобщились к НАТО раньше, прежде всего тем, что она станет первой по-настоящему постсоветской страной, которой предложат членство в НАТО.
К другим постсоветским странам, трем Балтийским, всегда было другое отношение, и вдобавок они никогда не были членами СНГ. Лишь 10% украинцев понимают, чем есть НАТО и почему страна должна вступить к Альянсу. И это - наследство советской антинатовской пропаганды.
Во времена Кучмы просветительские кампании относительно НАТО не проводили на надлежащем уровне, в чем я убедился, возглавляя офис НАТО в Киеве в конце 1990- х. Этот недостаток разъяснительной кампании относительно позитивов членства в НАТО создал вакуум, в который бывшая прокучмовская команда втиснула антинатовскую пропаганду.
Недостаток разносторонней стратегии
Три стратегических провала могут подорвать усилие Украины относительно вступления в Альянс.
Во-первых, антинатовскую кампанию проводит оппозиционный блок "Не Так!", избирательный блок, сформированный на базе Социал-демократической партии (объединенной) во главе с Виктором Медведчуком, руководителем президентской администрации последних лет президентства Кучмы.
Важным финансовым ресурсом для блока "Не Так!" и антинатовской кампании есть Республиканская партия, возглавляемая бывшим исполнительным директором Нефтегаза Юрием Бойко.
Бойко несколько раз вызывали на допрос летом 2005 года, но ситуация оставалась неопределенной, пока не вмешался президентский советник и магнат Александр Третьяков. Бойко подозревали как основного получателя украинской частицы средств от теневой организации Росукрэнерго.
Это демонстрирует, как неоткрытие уголовных дела против прошлых коррупционеров энергетического сектора и продолжение сотрудничества с теневым Росукрэнерго подрывает другие политики. В частности, стратегическую цель достичь членства в НАТО. Не удивительно, что министр обороны Анатолий Гриценко и министр финансов Виктор Пынзенык выступают против газового договора.
Во-вторых, поддержка коалиции с Регионами Украины (которую будто бы поддерживают Ехануров, Рибачук и Кинах) свидетельствует о наличии в украинском правительстве разных точек зрения в вопросе НАТО. Их ли неприязнь к Тимошенко есть более важной, чем поддержка членства Украины в НАТО, которое отложится в случае образования коалиции с Партией регионов?
В-третьих, наибольшей фракцией в новой Раде будет Партия регионов. В нее также войдут многочисленные чиновники Кучмы, относительно которых не были применены криминальные обвинения. Лозунг "Бандитам - Верховная Рада!" вытеснил лозунг "Бандитам - тюрьмы!".
Что украинские внешнеполитические стратеги планируют делать с тем, что наибольшая фракция в новой ВР будет выступать против членства в НАТО? И как приверженцы коалиции "Наша Украина"-Регионы не сознают, что это станет сигналом для НАТО о том, что "Наша Украина" сотрудничает с антинатовской политической силой?
Если бы президент Ющенко выполнил свои предвыборные обещания посадить бандитов в тюрьмы, то Партия регионов не имела бы, как можно ожидать сейчас, наибольшего количества мест в парламенте. Регионы не имели бы возможности взять реванш за то, что они называют украденной в 2004 году победой. И наибольшей фракцией в украинском парламенте была бы пронатовская сила, а не антинатовская.
Выводы
Проведение честных выборов и неподдержка антироссийского курса – это два ожидания Запада от президента Ющенко, выполнить которые для него довольно посильно. Он демократ и не стоит на антироссийских позициях. Третье, более сложное ожидание, это то, что после выборов во ВР будет образована помаранчевая коалиция.
Украина имеет две коалиционные перспективы в новой ВР. Избирая одну из этих коалиций, президент Ющенко и Наша Украина определят успешное вступление Украины в НАТО или же отложение вступления на неопределенный срок.
1. Новосформированная помаранчевая коалиция будет означать приглашение Украины к Плану действий относительно членства на ноябрьском саммите НАТО в Риге. После этого Украине могут предложить вступить в НАТО (вместе с Албанией, Хорватией и Македонией) на саммите 2008 года.
2. Коалиция "Нашей Украины"-Регионов приведет к отложению решения НАТО пригласить Украину к Плану действий. Это будет означать, что Украина прозевает возможность попасть в третью волну расширения НАТО в 2008 году.
Др. Тарас Кузьо, профессор, Институт Европейских, Русских и Евразийских исследований, Елиотская школа Международных отношений, Университет Джорджа Вашингтона. Бывший глава Центра информации и документации НАТО в Киеве.