Борис Тарасюк: В 2015 году Украина могла бы стать членом Европейского Союза
Борис Тарасюк вернулся в министерство иностранных дел, как домой из длительной командировки. Его назначение на это место было безальтернативным, когда он находился в оппозиционной команде Виктора Ющенко, а после президентских выборов сразу освоился в старом новом кабинете на Михайловской площади.
Тарасюк счастлив - в отличие от времен Кучмы, внешняя политика Украины отвечает его собственному мировоззрению. И для ее проведения не нужно ежедневно оглядываться на Банковую.
Интервью с министром иностранных дел - это всегда сложно, потому что собеседник, ограниченный рамками своей должности, подбирает формулировку.
Во время разговора с "Украинской правдой" Тарасюк ведет себя уверенно, иногда слишком осторожно, иногда - рискованно, когда речь заходит о приобретении членства Украины в Евросоюзе и НАТО.
Возможно, он хочет дать импульс тем, кому надоедает ждать благословения со стороны Брюсселя. Возможно, в этот момент политик победил дипломата, потому что, кроме всего, Тарасюк еще и третий номер списка "Нашей Украины" на парламентских выборах. Этим и объясняется, что во время разговора он держал в руках оранжевую ручку с надписью "Так!".
Но Тарасюк говорит, что слишком оптимистичными были его прогнозы в середине 1990-х, а теперь он стал реалистом. Разговор происходит в канун заседания Украина-Тройка ЕС, потому министр много и с удовольствием говорит о прогрессе в отношениях с Евросоюзом.
Понятно, в интервью невозможно было обойти тему России. Сказанное Тарасюком вряд ли понравится Кремлю. Но никто и не ставил такой цели.
- Прошло чуть больше года с того времени, как вы стали министром, поэтому можно уже подводить промежуточные итоги. Что достигнуто в отношениях между Украиной и ЕС? Что состоялось за этот год, был ли какой-то прорыв, какие были ошибки?
- Я думаю, не будет преувеличением сказать, что это был один из самых успешных лет за историю взаимоотношений Украины с Европейским Союзом.
- Почему?
- Попробую быть конкретным. Реализуется план действий Украина-ЕС, который определяет содержание нашего сотрудничества на ближайшие три года. Украина, наконец, получила статус страны с рыночной экономикой, чего мы хотели много лет. Напомню, что России его предоставили в 2002 году.
Среди кардинальных сдвигов в прошлом году - это, прежде всего, переговоры с ЕС относительно упрощения визового режима для украинских граждан, которые начаты по нашему настоянию.
Сейчас, в эти минуты, в Брюсселе продолжается третий раунд переговоров. В понедельник я разговаривал с комиссаром Ферреро-Вальднер на эту тему.
В прошлом году был установлен рекорд по количеству подписанных документов с ЕС - девять: от сотрудничества в сфере космоса до текстилю, от стратегического сотрудничества в отрасли энергетики до вопросов сотрудничества с Европейским Союзом в кризисных ситуациях, от вопросов сотрудничества в сфере навигации, авиационных перевозок до вопросов сотрудничества с Европейским инвестиционным банком, чего Украина хотела много лет.
Как вы знаете, в феврале соглашение о сотрудничестве с Европейским инвестиционным банком было ратифицировано Верховной Радой. Это открывает дополнительные кредитные возможности для перспективных проектов в Украине на сумму 250 миллионов долларов.
Речь идет, в первую очередь, об инфраструктурных проектах - такие, например, как реконструкция дороги между Киевом и городом Чоп. То есть это достаточно серьезная практическая поддержка.
Кроме того, в прошлом году мы договорились о начале консультаций относительно реализации идеи создания зоны свободного торговли Украина - Европейский Союз, заложенной в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС.
Я не исключаю, что с Европейским Союзом мы можем раньше завершить процесс переговоров относительно зоны свободной торговли, чем в рамках ЕЭП.
Кроме того, в принципе, достигнуто договоренности о начале консультаций относительно нового усиленного рамочного соглашения между Украиной и Европейским Союзом, которое должно вступить в силу в начале 2008 года .
Как известно, и Соглашение о партнерстве и сотрудничество, и План действий Украина-ЕС завершают срок своего действия в начале 2008 года. Следовательно, обе стороны должны прийти к этой дать с новыми документами.
В принципе, можно говорить о многих других достижениях 2005 года во взаимоотношениях с Европейским Союзом. Например, товарооборот между Украиной и ЕС увеличился и составил 33,6% от всего товарооборота с заграничными партнерами. Этот показатель во взаимоотношениях с Россией немножко меньше, не дотягивает до 30%. Это также очень важный фактор.
В прошлом году мы, наконец, присоединились к единственному европейскому образовательному пространству, к Болонскому процессу.
Это лишь некоторые из достижений прошлого года. Я думаю, что мне и всем моим коллегам из Министерства иностранных дел не стыдно отчитываться.
Если говорить о том, чего не удалось достичь, то, прежде всего, не удалось обеспечить членство Украины во Всемирной торговой организации. Конечно, это не является непосредственной ответственностью МИДа, но мы также считаем, что это наш общий недостаток.
Нужно принимать во внимание объективные факторы, которые находятся за пределами исполнительной власти, - в Верховной Раде. А невступление Украины в ВТО напрямую связано с отложением реализации нашей цели - создание зоны свободной торговли с Европейским Союзом.
Поскольку со стороны ЕС постоянно было это условие: как только Украина станет членом Всемирной торговой организации, сразу начинаются переговоры о создании зоны свободного торговли.
В ЭТОМ ГОДУ МЫ ДОЛЖНЫ ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ О ПОДАЧЕ ЗАЯВКИ В ЕС
- Существует давняя интрига - когда возможна подача заявки на вступление Украины в Европейский Союз?
- Это вопрос чрезвычайно деликатен! С одной стороны, мы слышим из Брюсселя предостережение "мол, не делайте этого, чтобы не подвергаться негативной реакции". С другой стороны, нам из того же Брюсселя закидывают "чего же вы говорите о членстве, а заявку не подаете?". Словом, идет такая себе игра.
Я считаю, что здесь мы должны определиться, а возможность для этого наступает в 2006 году. Потому что в этом году исполняется первая годовщина Плана действий Украина-ЕС.
Где-то в середине года Украина и ЕС должны провести общий анализ выполнения Плана действий. Учитывая наши успехи, мы должны принимать принципиальное решение. ЕС за нас не будет решать, "подавать ли нам заявку, или нет".
Я считаю, что этот год должен быть годом принятия решения.
- Кто должен принять решение о подаче заявки к ЕС?
- Правительство. И, конечно, что президент должен быть участником этого процесса.
- Если решение принимается в этом году, то и заявку тоже нужно подать в 2006 году?
- Да.
- То есть у вас технически все готово, и как только Кабмин выносит политическое решение, вы сразу подаете заявку на членство в ЕС?
- Не существует какой-то специальной технической процедуры. У нас есть образцы таких заявок, которые подавали другие страны, они не имеют какой-то устоявшейся формы. Это письмо, которым, фактически, государство от имени правительства за подписью или главы правительства, или президента, или министра иностранных дел, дает заявку.
- По вашему мнению, насколько достоверно, что в этом году будет подана заявка на членство в ЕС?
- Да, наш анализ свидетельствует о позитивной тенденции выполнения плана действий. Более того, это не есть лишь наша попытка выдать желаемое за действительное. В общем заявлении Европейский Союз-Украина от 1 декабря, которое было принято на саммите, отмечается значительный прогресс в реализации Украиной плана действий.
Как председатель правительственного комитета по вопросам евроинтеграции хочу сказать, что каждый месяц мы заслушиваем состояние выполнения Плана действий. И наша внутренняя оценка является суровее и придирчиво, чем оценка со стороны Европейского Союза.
- То есть можно ли сказать, что как только будет политическое решение о подаче заявки, то для МИДа это дело одного часа - набрать на компьютере письмо, перевести на английский, отдать на подпись президенту и переслать?
- Министерство иностранных дел не может стать членом Европейского Союза. Так же как и не может стать членом Европейского Союза любое другое учреждение. Вступает государство. И конечно, для подачи такой заявки необходимо решение на государственном уровне. В нашем случае нужно, чтобы было подготовлено решение Кабинета министров.
Решение принимается по инициативе одного или нескольких министерств, они обязательно согласовываются руководителями причастных министерств и ведомств.
- А вы еще не вносили такую инициативу на заседание правительства?
- Я сказал: "Мы считаем, что этот год должен решить". Для этого нужно завершить нашу внутреннюю оценку и подождать оценки Европейским Союзом.
МНОГО ЛЕТ ДИПЛОМАТЫ МЕЧТАЛИ О ТОМ, ЧТО СДЕЛАЛ ЮЩЕНКО
- В правительстве до сих пор вакантна должность вице-премьера по вопросам евроинтеграции. Сейчас уже можно говорить, что, возможно, это была неудачная идея? Почему она не сработала и нужно ли создавать еще какой-то орган для отношений между Украиной и ЕС?
- Я бы не сказал, что идея вице-премьера не сработала. В конце концов, конкретный человек работал 8 месяцев, и за это время не так легко дать кардинальные результаты. Я придерживался другой точки зрения, что должен быть использован опыт соседних стран, которые успешно прошли этот путь.
Например, Польша. Там был комитет, который возглавляла госсекретарь МИД. Этот орган занимался подготовкой заседаний правительства, где рассматривалось конкретное состояние дел по европейской интеграции.
Такой опыт является эффективнее. В конце концов, мы до этого дошли, но связано это было с кадровыми изменениями, когда вице-премьеру Рыбачуку было предложено возглавить секретариат президента.
Тогда приняли решение об образовании правительственного комитета по вопросам европейской и евроатлантичной интеграции, который было поручено возглавить мне.
Как известно, все другие правительственные комитеты возглавляются премьерами и вице-премьерами.
- Тогда даже писали, что за то, чтобы возглавить этот правительственный комитет, у вас была конкуренция с премьер-министром Ехануровым.
- Нет, я впервые слышу такую информацию...
Правительственному комитету по евроинтеграции были предоставлены более широкие полномочия, чем любому другому правительственному комитету. Мы не только рассматриваем проекты постановлений правительства или указов президента, но и текущие дела, как конкретные министерства выполняют свои обязательства.
По меньшей мере, раз в месяц мы заслушиваем представителей министерств и ведомств, осуществляется мониторинг, мы обращаем внимание на недоработки. То же касается и целевого плана УКРАИНА-НАТО.
Следовательно, создан в государстве механизм сотрудничества как с Европейским Союзом, так и с НАТО.
- Как у вас складываются отношения с Банковой? При Кучме вы были одним из тех, кто критиковал его администрацию за узурпацию полномочий МИД. Какая сейчас иерархия принятия внешнеполитических решений?
- С самого начала, после инаугурации Виктора Ющенко, после формирования правительства, президентом был задан новый формат взаимоотношений МИД и его секретариата.
Когда 7 февраля 2005 года президент представлял меня руководящему составу МИД, он сказал, что отныне не будет мелочной опеки деятельности министерства со стороны его секретариата. Так оно и есть.
Тогда же Виктор Ющенко отметил, что Министерство иностранных дел должно стать центром выработки и принятия внешнеполитических решений.
Много лет профессионалы-дипломаты мечтали об этом. Потому что во время печальноизвестного периода "орловщины" министерство фактически было лишено роли, которую выполняет внешнеполитическое ведомство в любом нормальном государстве. Оно превратилось в управление и приложение к администрации президента.
З керівником секретаріату президента Рибачуком |
Виктор Ющенко задал новый тон этому сотрудничеству и, в принципе, секретариат придерживался этой линии. Подтверждение этого - указ президента от 22 августа прошлого года, который он подписал прямо на совещании глав дипломатических представительств Украины.
Кстати, это совещание состоялось впервые за четыре года. Раньше они были регулярными, каждые два года.
Тем самым президент еще раз подчеркнул, что он наделяет МИД координационными полномочиями. Впервые четко записано то, что является нормой в международном праве -делать официальные заявления и комментарии может только президент, премьер и министр иностранных дел. Все другие лица заявления и комментарии о внешнеполитических вопросах могут делать лишь по согласованию.
Существует ли это на практике? Сразу скажу, не всегда. Но, по крайней мере, все знают, какой существует порядок, и как оно должно быть. В свою очередь это дает нам основания для того, чтобы обратить внимание того или иного высоко должностного лица на нарушение им указа президента. Об этом мы докладываем и Виктору Ющенко.
Новые полномочия МИД выражаются и в такой инновации, что впервые Министерство иностранных дел получило право направлять советников в другие министерства и ведомства. И уже сегодня, что меня приятно удивляет, раздаются обращения от министров: "Когда же вы нам советника направите".
То есть, действительно, почувствовали в этом потребность, поскольку, так или иначе все министерства и ведомства задействованы в процесс реализации внешней политики.
Иногда принимаются решения, которые не укладываются в общий контекст внешнеполитического курса. Конечно, что это создает проблемы. И, чтобы их было меньше, основан этот институт советников.
Конечно, доверие, которое президент выразил МИД, возлагает на нас и ответственность. Раньше ничего нельзя было сделать без согласия администрации президента. Сейчас заявления, решения, комментарии, если они выходят от имени МИД, являются полной ответственностью министерства.
"НЕФТЕГАЗ" ПРИ ДОГОВОРЕННОСТЯХ С "ГАЗПРОМОМ" ПРОИГНОРИРОВАЛ ПОЗИЦИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА
- Скажите, сколько еще ждать назначение нового посла Украины в России?
- А когда возникла эта вакансия? Совсем недавно, в декабре был отозван посол Украины в России. Сейчас мы ожидаем агреман от российской стороны на кандидатуру нового посла.
- Правда, что новым послом будет прежний губернатор Харьковщины, прежний заместитель главы администрации президента Кучмы Олег Дёмин?
- Вы знаете правило, что нельзя объявлять фамилии до получения агремана и до выдачи президентом указа о назначении. До этого вы никогда от меня не услышите фамилию будущего посла.
- Вы говорили, что случаются решения, которые противоречат стратегическому курсу государства на европейскую интеграцию. Ночные газовые договоренности между Украиной и Россией в определении МИД противоречат этому курсу?
- МИД не принимало участия в этих переговорах, поскольку это вопрос соглашения между хозяйственными субъектами.
Но у нас была четкая позиция в правительстве, и эта позиция была согласована в конце года. Если говорить в общих чертах, то при заключении данного соглашения "Нефтегаз Украины" не учел позицию правительства. Другой позиции, кроме как согласованная позиция правительства, у меня нет.
- Сейчас много говорят о невосприятии газовых договоренностей на Западе. Анализируете ли вы реакцию заграницы на это решение?
- Не только анализируем, мы ее моделируем! Для меня 1 января не просто было, как и для нескольких людей в правительстве, тревожным днем. Это был день моего рождения... Но и 1 января, и в последующие дни, которые якобы считались выходными, я и мои коллеги в министерстве были полностью поглощены этим делом.
У меня были постоянные контакты с руководством Европейского Союза, с руководителями МИД ключевых стран ЕС, у меня были контакты и с Сергеем Лавровым. Если бы не это, то сложно было бы сказать, какой бы была реакция за рубежом. О позиции в Соединенных Штатах вам известно, а реакция в Европейском Союзе была нейтрально-позитивной по отношению к Украине.
Все попытки перевести стрелки на Украину не дали результата, а произошло это потому, что мы оперативно разъясняли нашу позицию.
- Что было бы, если бы Украина пошла другим путем? Если бы Украина продолжала настаивать, что газовые договоренности с Россией действенны, и дальше отбирала бы газ, а Россия обвиняла бы Украину в краже газа, и он бы не доходил до Европы - то была бы Европа на украинской стороне?
- Я могу согласиться с теми, кто считает, что на то время нам нужно было обеспечить украинских потребителей газом. Это была проблема номер один. Каким способом это было достигнуто - это уже другое дело.
Під час щорічного прийняття для голів дипмісій від імені президента |
Виктор Ющенко задал новый тон этому сотрудничеству и, в принципе, секретариат придерживался этой линии. Подтверждение этого - указ президента от 22 августа прошлого года, который он подписал прямо на совещании глав дипломатических представительств Украины.
Кстати, это совещание состоялось впервые за четыре года. Раньше они были регулярными, каждые два года.
Тем самым президент еще раз подчеркнул, что он наделяет МИД координационными полномочиями. Впервые четко записано то, что является нормой в международном праве -делать официальные заявления и комментарии может только президент, премьер и министр иностранных дел. Все другие лица заявления и комментарии о внешнеполитических вопросах могут делать лишь по согласованию.
Существует ли это на практике? Сразу скажу, не всегда. Но, по крайней мере, все знают, какой существует порядок, и как оно должно быть. В свою очередь это дает нам основания для того, чтобы обратить внимание того или иного высоко должностного лица на нарушение им указа президента. Об этом мы докладываем и Виктору Ющенко.
Новые полномочия МИД выражаются и в такой инновации, что впервые Министерство иностранных дел получило право направлять советников в другие министерства и ведомства. И уже сегодня, что меня приятно удивляет, раздаются обращения от министров: "Когда же вы нам советника направите".
То есть, действительно, почувствовали в этом потребность, поскольку, так или иначе все министерства и ведомства задействованы в процесс реализации внешней политики.
Иногда принимаются решения, которые не укладываются в общий контекст внешнеполитического курса. Конечно, что это создает проблемы. И, чтобы их было меньше, основан этот институт советников.
Конечно, доверие, которое президент выразил МИД, возлагает на нас и ответственность. Раньше ничего нельзя было сделать без согласия администрации президента. Сейчас заявления, решения, комментарии, если они выходят от имени МИД, являются полной ответственностью министерства.
"НЕФТЕГАЗ" ПРИ ДОГОВОРЕННОСТЯХ С "ГАЗПРОМОМ" ПРОИГНОРИРОВАЛ ПОЗИЦИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА
- Скажите, сколько еще ждать назначение нового посла Украины в России?
- А когда возникла эта вакансия? Совсем недавно, в декабре был отозван посол Украины в России. Сейчас мы ожидаем агреман от российской стороны на кандидатуру нового посла.
- Правда, что новым послом будет прежний губернатор Харьковщины, прежний заместитель главы администрации президента Кучмы Олег Дёмин?
- Вы знаете правило, что нельзя объявлять фамилии до получения агремана и до выдачи президентом указа о назначении. До этого вы никогда от меня не услышите фамилию будущего посла.
- Вы говорили, что случаются решения, которые противоречат стратегическому курсу государства на европейскую интеграцию. Ночные газовые договоренности между Украиной и Россией в определении МИД противоречат этому курсу?
- МИД не принимало участия в этих переговорах, поскольку это вопрос соглашения между хозяйственными субъектами.
Но у нас была четкая позиция в правительстве, и эта позиция была согласована в конце года. Если говорить в общих чертах, то при заключении данного соглашения "Нефтегаз Украины" не учел позицию правительства. Другой позиции, кроме как согласованная позиция правительства, у меня нет.
- Сейчас много говорят о невосприятии газовых договоренностей на Западе. Анализируете ли вы реакцию заграницы на это решение?
- Не только анализируем, мы ее моделируем! Для меня 1 января не просто было, как и для нескольких людей в правительстве, тревожным днем. Это был день моего рождения... Но и 1 января, и в последующие дни, которые якобы считались выходными, я и мои коллеги в министерстве были полностью поглощены этим делом.
У меня были постоянные контакты с руководством Европейского Союза, с руководителями МИД ключевых стран ЕС, у меня были контакты и с Сергеем Лавровым. Если бы не это, то сложно было бы сказать, какой бы была реакция за рубежом. О позиции в Соединенных Штатах вам известно, а реакция в Европейском Союзе была нейтрально-позитивной по отношению к Украине.
Все попытки перевести стрелки на Украину не дали результата, а произошло это потому, что мы оперативно разъясняли нашу позицию.
- Что было бы, если бы Украина пошла другим путем? Если бы Украина продолжала настаивать, что газовые договоренности с Россией действенны, и дальше отбирала бы газ, а Россия обвиняла бы Украину в краже газа, и он бы не доходил до Европы - то была бы Европа на украинской стороне?
- Я могу согласиться с теми, кто считает, что на то время нам нужно было обеспечить украинских потребителей газом. Это была проблема номер один. Каким способом это было достигнуто - это уже другое дело.
Но я хочу сказать, что мы забыли об одном важном элементе украинско-российских договоренностей, который присутствовал все предыдущие годы, - о межправительственном протоколе.
Мы считаем, что он должен определить баланс интересов и обязательств обеих сторон. Собственно, в этом нет ничего необычного, эти протоколы заключались ежегодно. Но в 2005 этого не случилось. Возможно, в этом и заключалась слабость позиций украинской стороны.
НА ПРОТЯЖЕНИИ ТРЕХ ЛЕТ МЫ МОЖЕМ ВСТУПИТЬ В НАТО
- Что Украина ожидает от встречи с Тройкой - ЕС?
- Встреча Украина - Тройка ЕС на уровне министров иностранных дел, которая проходит после саммита УКРАИНА-ЕС, даст возможность "сверить часы", услышать позиции и намерения обеих сторон. Конечно, я буду от имени правительства представлять позицию Украины, наше виденье перспективы и повестку дня на этот год.
Конечно, мы будем обсуждать вопросы, которые имеют общий интерес: это и Балканы, и Косово, и ситуация с Беларусью, и взаимоотношения с Россией, Молдова, Приднестровье... Конечно, хотелось бы, чтобы на этом заседании Украина-Тройка ЕС мы бы имели возможность сообщить приятную новость по Соглашению об упрощении визового режима. Но не так просто это будет сделать.
Если бы мы соглашались на все, что готовы предложить со стороны ЕС, то это соглашение можно было бы хоть сегодня без переговоров завершить и готовить к подписанию. Но мы считаем, что необходимо в максимальной мере обеспечить интересы украинских граждан...
- В чем там загвоздка?
- Есть две проблемы, но я бы не хотел говорить о них сейчас, перед завершением переговоров, ведь можно "накаркать". Могу сказать, что одна проблема касается соглашения о реадмиссии и один проблемный вопрос касается упрощения визового режима.
Мы все-таки считаем, что переговоры должны продолжаться, а наши интересы - учтены. То есть это будет очень важное мероприятие украино-ЕСсовских взаимоотношениях.
Хочу также обратить внимание на высокий уровень; не всегда можно увидеть в министерской троице Европейского Союза первых лиц: это и председательствующая в ЕС министр иностранных дел Австрии Урсула Плассник, и верховный представитель ЕС Хавьер Солана, и член Европейской комиссии Бенита Ферреро-Вальднер; будет и министр иностранных дел страны, которая будет председательствовать следующие полгода, - Финляндии.
- Чем это вызвано?
- Вниманием, которое все больше начинают проявлять в Брюсселе к Украине. Я хочу сказать, что кардинальные сдвиги в отношении ЕС к Украине можно ожидать после выборов.
Они не отдают преимущество каким-то политическим силам, но в Брюсселе не скрывают, что они хотели бы, чтобы выборы в Украине были честными и демократическими.
- Перейдет ли Украина на уровень Плана действий для получения членства в НАТО?
- Я не могу давать гарантии, но мой анализ дает мне основания утверждать, что в этом году Украина может перейти на этот формат. Это не значит, что есть гарантии, но возможно.
- Вы можете наметить временные рамки, когда Украина может вступить в ЕС, НАТО и Мировую организацию торговли?
- Хотя прогнозы - дело неблагодарное, но я не боюсь их делать. На мой взгляд, 2006 год обозначится членством Украины в Мировой организации торговли, в 2006 году мы начнем переговоры, если не завершим их, по соглашению о свободной торговле с Европейским Союзом.
Если говорить об отдаленной перспективе, то, по моему мнению, в 2006 году есть все шансы перейти в формат Плана действий о приобретении членства в НАТО. И на протяжении трех лет этот процесс можно завершить вступлением. Но для этого нужен консенсус со стороны всех стран-членов НАТО. Пока еще такого консенсуса нет.
В 2006 году мы начнем переговоры относительно будущего рамочного соглашения, которое в нашем понимании должно быть Европейским соглашением об ассоциации с перспективой членства в ЕС. Перейти на такое рамочное соглашение с ЕС мы можем в 2008 году.
А следовательно, Украина начнет переговорный процесс по подготовке к критериям вступления. И, я так прогнозирую, где-то в районе 2015 года - членство Украины в Европейском Союзе.
- Очень оптимистично...
- Я бы не сказал, что это очень оптимистичный прогноз. Посмотрите, как и за сколько лет новые члены Европейского Союза преодолели этот путь.
- У них не было соседа - России.
- Дело не в соседе, а в нас самих. Как только в Украине будет достигнут надлежащий консенсус среди политических элит, то вопрос членства станет уже делом времени.
Я УВЕРЕН, РОССИЯ ПЕРЕЙДЕТ НА МИРОВЫЕ ЦЕНЫ ЗА БАЗИРОВАНИЕ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА
- Чем закончится наш этап отношений с Россией, который в прессе называют войной?
- Понимаете, если бы вы вернулись лет на четырнадцать назад - в 1992, 1993 года - и сравнили температуру взаимоотношений сегодня и тогда, то вы бы почувствовали - это, как говорят в Одессе, "две большие разницы".
Не нужно драматизировать ситуацию. Взаимоотношения с Россией всегда развивались не просто, всегда были всплески эмоций, споры...
Но мы показали всему миру, что способны решать такие проблемы, как судьба третьего по мощности в мире ядерного оружия; как тот же Черноморский флот.
А вспомните 2003 год: это был период расцвета дипломатии "без галстуков". И, тем не менее, возник конфликт вокруг Тузлы. А разве не были трубные войны, а сахарные? Были.
Потому не нужно выдавать нынешнее состояние как что-то драматичное.
- Сколько Россия будет платить за базирование Российского Черноморского флота, как вы прогнозируете?
- Я не могу расписываться за ту сферу, которая не является моей компетенцией. Специалисты сказали, что, учитывая известные объекты, земельные участки, это будет составлять где-то 1,8 миллиарда долларов в год.
Но они сделали поправку: все будет зависеть от результата инвентаризации, которая еще не началась. Следовательно, когда будет завершена инвентаризация, тогда можно говорить о конкретных цифрах.
-Объясните такое явление: время от времени случаются резкие заявления по базированию Черноморского флота в Севастополе, говорят "мы переходим на мировые цены", а затем на следующий день идет, как говорят, откат: "мы даже не начинали разговора об этом "?
- Я напоминаю, что официальную позицию государства, в том числе относительно Черноморского флота, имеют право комментировать президент, премьер и министр иностранных дел. Точка.
- То есть, не существует жесткой позиции со стороны МИД по вопросу базирования Черноморского флота в Крыму?
- Как хотите: можете считать это либо официальным заявлением, или частью интервью, но очевидно, в базовых соглашениях, которых было три в 1997 году, прописано обязательство сторон, что аренда объектов Черноморского флота будет оформлена соответствующими арендными договорами, и она должна происходить согласно законодательству Украины.
Выполнено это обязательство? Не выполнено. Почему не выполнено? Потому что одна сторона не настаивала, а следовательно, не заботилась о своем национальном интересе, обворовывая, кстати, жителей и общество Севастополя, а другая сторона не была заинтересована в том, чтобы эту работу сделать.
Сейчас украинская власть поставила этот вопрос. Мы что, что-то делаем агрессивное или вопреки праву, нашим двусторонним обязательствам, нашему законодательству? Нет. Мы все делаем согласно двусторонним договоренностям, а, следовательно, согласно международному праву. И мы все делаем согласно с нашим законодательством.
Если бы Украина арендовала в России, то она бы еще могла сказать "хочу-не хочу". В данном случае Россия арендует у Украины, потому Россия должна действовать согласно двусторонним договорам и законодательству Украины. Точка.
Это происходит? Нет. Значит, это нужно привести в соответствие. Не больше и не меньше. И соответственно, когда эта работа относительно инвентаризации будет завершена, тогда будут составлены конкретные договоры аренды и там будут выставлены конкретные цены в зависимости от рыночной цены в данное время за землю в Севастополе.
- То есть вы не исключаете, что России придется перейти на мировые цены?
- Я не просто не исключаю, я считаю, что так оно и будет. Потому что это отвечает двусторонним соглашениям и законодательству Украины.