Время бороться за Донбасс. Хотя победа - в Центре
Недавно в открытом письме руководителя избирательного штаба "Нашей Украины" в Донецкой области Антона Клименко сообщалось о подготовке массовой фальсификации выборов в Донецкой области.
По словам Клименко, "в Донецкой области проведена хорошо организованная и координированная с единого центра работа по фальсификации выборов в области".
Клименко обращает внимание, что "избирательные комиссии формируются на 80% из сотрудников одного коллектива, и руководство избирательных комиссий сформировано из тех же людей, что и на президентских выборах".
"В процессе передачи списков избирателей от рабочих групп по их составлению в участковые избирательные комиссии реальные списки заменены на списки второго тура президентских выборов 2004 года. Но даже эти списки еще больше сфальсифицированы", - заявил Клименко.
"Это дает основания уже сегодня ставить вопрос относительно признания выборов в Донецкой области недействительными", - добавляет он в своем письме.
В ответ Донецкое областное отделение Партии регионов посоветовало Клименко побывать в общественной приемной этой партии, и "из первых уст услышать о том, кто готовит фальсификации в Донецкой области".
Такой обмен "любезностями" между конкурирующими штабами можно было бы отнести к понятному азарту предвыборной борьбы. Если бы не большие "но", оставленные предыдущими выборами президента именно по отношению к Донбассу.
Дело в том, что политическая культура Донбасса такова, что там не стыдно фальсифицировать "за своих". По крайней мере, так было на предыдущих выборах.
На упреки в фальсификациях со стороны представителей Донецка не возможно было услышать другого оправдания, как обвинение в ответ - в якобы массовых фальсификациях на Западной Украине.
Между тем, из областей Западной Украины, которые традиционно отмечались высокой активностью на выборах, наивысшая явка во втором туре составила 86, 63%. В Донецкой области, где на выборы всегда ходила едва половина избирателей, явка во втором туре достигла фантастических 96,64% - невероятный показатель, тем более при условиях отсутствия значительного количества населения, которое находится на заработках в России.
Правда, в третьем туре явка по Донбассу почему-то не достигла и 84,2%. И это при том, что админресурс никуда не исчез, а избиратели на участки массово свозились коммунальным транспортом (кстати, не всегда добровольно).
Между первым и вторым турами президентских выборов на Донбассе были вписаны сотни тысяч несуществующих избирателей.
На участке в Донецке, где я был членом комиссии в третьем туре, разница между количеством избирателей в разных турах составляла 25%. Откуда за три недели взялись и куда потом без вести исчезли 500 избирателей, для меня так и осталось загадкой.
Сегодня Партия регионов вопит о механическом переводе фамилий избирателей. Однако, почему-то не вспоминает, что все списки избирателей составляют и переводят органы местной власти, которые на Донбассе почти стопроцентно контролируются самой Партией регионов.
Общественное сознание не изменяется за такое короткое время. Потому на Донбассе есть кому отдавать приказы о фальсификации, и, к сожалению, есть кому фальсифицировать.
Остановить фальсификаторов может только страх. Помню, как на прошлых выборах коротенькая реплика "оно вам нужно, от трех до пяти?" помогала дисциплинировать членов избиркомов.
Все ответственные силовые структуры должны приобщиться к делу борьбы с возможными фальсификациями. Власть должна со всей очевидностью предупредить, что амнистии больше не будет.
Самые легкие способы фальсификаций, судя по опыту прошлых выборов - выдача бюллетеней специально определенным гражданам для голосования за других, заведомо несуществующих избирателей.
По участкам могут ходить граждане со специальными условными отметками на одежде или в документах, которым контролируемые фальсификаторами члены комиссий будут выдавать бюллетени за лица, которые не живут на территории участка, или которые уже нигде не живут. Еще более простой способ - голосование членами комиссий за несуществующих избирателей.
Следует отметить, что "оранжевым" есть за что бороться на Донбассе.
Помню бабушку, которая на известие, что мы "от Ющенко", сказала "Какое счастье!" и извинилась, что она, родом из Гайсына, с 16 лет на Донбассе "на химии", и потому забыла родной язык.
На прошлых выборах было "на глаз" видно, как на тех участках, где тщательным образом работали члены комиссий от Ющенко, его результат был от 5 до 7%, а явка сбивалась не менее чем на 20%. И наоборот, на участках, где члены комиссий проигнорировали свои обязанности, у Ющенко результат мог быть и 1% - сколько "позволят", а явка остаться на фантастическом уровне.
На прошлых выборах подготовка членов комиссий от Ющенко на Донбассе была откровенно низкой, не говоря о подборе кадров, осуществленном неграмотно и хаотически, даже без минимального собеседования.
Достаточно вероятно, похожая ситуация и сегодня среди "помаранчевых" членов комиссии. Однако еще совсем не поздно провести минимально достаточные инструкции с существующими кадрами.
Согласно социологическим опросам, сегодня реальный электорат двух главных оранжевых сил на Донбассе составляет не меньше 8% на двоих. Это без учета одного-двух процентов вместе на социалистов и ПОРУ-ПРП.
Для наибольшей области Украины с населением в 4 с половиной миллиона это серьезный кусок. Немного лучше ситуация для "оранжевых" на также электорально весомой Луганщине. Поэтому за каждый голос на Донбассе должна идти серьезная борьба.
Этот край далеко не потерян для формирования целостного политического пространства Украины. Благодаря информации монополия Партии регионов постепенно разрушается. Часть населения региона начинает понимать, что можно жить по-другому, не в условиях "донецкого чуда".
Согласно официальной статистике на Донбассе одни из высших по Украине уровней заболеваемости туберкулезом, СПИДом, сифилисом, алкоголизмом и наркоманией. Эту статистику по-человечески больно наблюдать на живых избирателях Донбасса.
На взгляд постороннего, "донецкое чудо" заключается в значительно более глубокой социальной катастрофе, чем в остальных регионах Украины, и в несколько десятков раз большем расслоении между бедными и богатыми.
Желание "регионалов" опять попробовать распространить это "чудо" на остальную территорию страны с помощью фальсификаций должно было бы натолкнуться на здравый смысл.
А он говорит - "не тратьте силы, ложитесь на дно". Ведь, судьба этих выборов, как это уже становится традицией, будет решаться в Центральной Украине, то есть на территории от Винницы до Полтавы и от Чернигова до Кировограда и Днепропетровска с населением в 19 миллионов граждан.
Ведь еще одним проявлением "донецкого чуда" являются одни из худших демографических показателей по Украине, с соответствующей динамикой.
Для влияния на тенденции голосования в общеукраинском масштабе на Донбассе просто не хватит избирателей, если, конечно, не вписывать в их состав 130-летних, как это только что произошло в Мариуполе.
Ключевым и единственным вопросом для победы "оранжевых" является простая, но эффективная мобилизация избирателей, то есть отыскание для них лидерами "оранжевых" политических сил правильных, метких и своевременных слов, и донесение этих слов до избирателей.