Битва за Киев?

Среда, 15 марта 2006, 17:06

 Они смотрят на меня отовсюду - из билбордов и постеров, c газет и летучек. Смотрят по пятеро и в одиночку. Молодые и старшие. Сосредоточенные и замечтавшиеся. В меру интеллектуальные и без меры решительные.

Они хотят убедить, будто бы ведут битву за Киев. Но почему-то верить им не слишком хочется.

Ведь интрига этой битвы развеялась, еще и не очертившись. Сегодня уже ясно: местные выборы в столице могут принести определенные неожиданности. Но наверное не принесут сенсаций. На Крещатике, 36 владелец главного кресла не изменится.

...Когда-то, анализируя последствия "эры Омельченко", будущие историки будут спорить: что именно было предопределено неизбежными эксцессами времени первичного капиталистического накопления, а что - непосредственно личностью неизменного на протяжении десяти лет (каких лет! - а впереди же еще "третий срок") градоначальника.

Конечно, при любом мэре резко увеличилась бы в цене земля и недвижимость. При любом мэре существовало бы искушение застройки каждого свободного лоскутка. При любом мэре первыми потенциальными жертвами оказались бы деревья и "непрестижные" исторические достопримечательности...

Но то, что площадь зеленых насаждений за эти десять лет в городе сократилась почти втрое, то, что за эти годы исчезли десятки, если не сотни, достопримечательностей (сегодня дома середины ХІХ века, занесенные в охранительные реестры, разрушают безо всякого разрешения, понимая - наказания не будет!), то, что десятки тысяч киевлян вместо привычных сквериков, палисадников, детских площадок и тому подобного обнаружили в один совсем не прекрасный день у себя под носом строительство (а новостройка-многоэтажка не только навеки разрушила общепринятую и удобную среду проживания, но и существенно снизила рыночную стоимость единственного достояния многих - их помещений) - это и другое является безусловной заслугой именно Александра Александровича.

В первую очередь через масштабность совершенного.

Ведь будем откровенны: на протяжении прошлых десяти лет мы потеряли тот Киев, о котором писал когда-то Николай Зеров:

А вулиці твої виводять зір
В повітря чисте, в запашний простір,
Де ходить вітер горовий і п’яний;
І в тихий час, як западає ніч,
Поважно гомонять старі каштани
І в небо зносять міріади свіч.

Широкие киевские перспективы замкнули агрессивные доминанты "свеч", а "старые каштаны" по большей части спилили, чтобы расчистить место под новостройки.

Пройдут годы, как-то придут в себя обманутые вкладчики "Элита-центра", но уже никто никогда не вернет нам неповторимого киевского силуэта из левого берега (там доминантой является уже не "Шеделя белоколонное чудо", а дом на Грушевского, 9а, уродливая, как будто общественная прослойка, для которой его предназначено).

Отмечу: жертвой "новой градостроительной политики" стал не только исторический центр. Чуть ли не в большей степени она зацепила "образцовые" массивы, сведенные во времена "развитого социализма", - Русановку, Березняки, Троещину.

Тогдашние зодчие заботились о людях и знали, как организовать их пространство. Сегодня же для жителей тихих зеленых дворов с детскими и спортивными площадками наступило "время расплаты": Киеврада нашла лучшее применение этому их пространству (конечно, в виде тех же 24-этажных башен - покупатели дорогих помещений там, очевидно, будет чувствовать себя тоже не слишком уютно).

Можно, конечно, искренне считать: когда-то, мол, привыкнут и к такому Киеву. И тоже будут считать его красивым. Однако инфраструктурные проблемы, созданные "временем Омельченко", растянутся на десятилетие.

...Даже в начале девяностых депутатам первой демократической Киеврады было понятно: Бессарабка остро нуждается в подземной транспортной развязке. Но вместо этого "за Омельченко" там построили "метроград" - оставив грядущим поколениям вечный автомобильный тромб.

...Года три назад горел один из престижных "депутатских" домов на бульваре Леси Украинки (из-за статуса жителей пожар попал в программы новостей). Горел, как оказалось, по весьма простой причине: на силовой кабель, только на этот дом и рассчитанный, "подсадили" еще две новостройки "Царского села", непредвиденные раньше ни одним Генпланом. Напомню: речь шла при этом о "элитных" домах. О степени защищенности от подобных "техногенных сюрпризов" обычных киевлян можем только догадываться...

...Столичная власть кичится сетью бюветов. Но забывает при этом говорить о двух вещах. Во-первых, стандартом для европейской столицы является безопасное употребление питьевой воды из крана.

А во-вторых, в результате небрежной эксплуатации уже началось загрязнение уникальной воды из давних геологических эпох, которая при других обстоятельствах должна была бы оставаться важным стратегическим резервом...

Хищное экстенсивное развитие сегодняшней столицы оставляет эти и другие инфраструктурные проблемы "на будущее". И сегодня эксперты только колеблются в оценках: а сколько еще лет смогут прослужить построенные в советские времена магистральные водопроводы? теплосети? электрокабеля? полигоны для мусора? (перечень можно вести дальше).

То, о чем шла речь выше, уже остро задевает жизненные интересы сотен тысяч людей. И все же реальной альтернативы нынешней киевской власти не нашлось.

А сам Омельченко установил своеобразный всеукраинский рекорд, получил поддержку едва ли не всех главных политических сил государства: НСНУ, БЮТ, СПУ, блока Литвина, Партии регионов, оппозиционного блока "Не так!", сил, в других вопросах абсолютно непримиримых.

И это можно объяснить не только незаурядным дипломатическим умением Александра Александровича, но и его несомненными лидерскими данными и менеджерскими способностями. Он создал жестко "привязанную" к себе вертикаль городской власти - но оставил в ней определенное пространство для каждого депутата-"мажоритарника" Киеврады теперешнего созыва.

Как свидетельствуют люди осведомленные, почти каждый из 90 народных избранников не только получал легальные средства из городского бюджета для "подкормки" своего избирательного округа, но мог на протяжении каденции пролоббировать по крайней мере одно (более ловкие - по несколько) решение о выделении земельных участков под строительство.

Даже в единичном случае, как говорят (без микрофонов!) те же таки осведомленные люди, стоимость таких услуг для инвестора вычисляется цифрами с шестью нулями (и не в гривнях, а в "убитых енотах").

Следовательно, система столичной власти казалась прочной. Один-два "диссиденты" в Киевраде (например Виктор Иванченко, который вытянул на мир Божий непривлекательную почти для всего украинского политикума историю с земельными участками в Пуще) не могли серьезно угрожать монолитным лавам мэрской партии "Единство" и ее преданным сателлитам.

"Лидеры нации", пылкие трибуны от прежней парламентской оппозиции мгновенно теряли свою принципиальность, когда речь шла о возможности удобно решить в мэрском кабинете несколько "ну сугубо человеческих" вопросов (инвестор, который "прославился", устроив грубое избиение защитников реликтовых сосен на улице Чернобыльской, сегодня идет в парламент по списку БЮТ).

И даже Леонид Кучма (который не любил избыточного усиления отдельных личностей) дважды пытался отправить Омельченко на "заслуженный отдых" - и дважды испытал поражение. А щедро финансированные из бюджета коммунальные СМИ со дня в день убеждали киевлян, что их мэр - наилучший в мире...

Оранжевая революция (и внедрение пропорциональной системы выборов в Киевраду), казалось, открывают путь долгожданному изменению поколений на Крещатике, 36.

Но слишком длительное развертывание партийных проектов выводило друг за другом влиятельных политиков из числа потенциальных оппонентов действующего мэра.

А ситуация, которая создалась после сентября 2005-го, вообще делала положение Омельченко неуязвимым: он мог в любое мгновение прекратить номинальное членство в НСНУ и переметнуться на сторону оппонентов президента Ющенко.

А следовательно, у президента (именно на него возлагали основные надежды на то, что мэру в конце концов "посоветуют" не баллотироваться в третий раз, компенсировав потерю местом в парламенте) оказались связанные руки...

Потом началась "имитация битвы за Киев". Имитация в том смысле, что абсолютное большинство кандидатов в депутаты Киеврады (безразлично, какую силу они представляют) не так оппонируют системе нынешнего использования городского имущества, земли и финансов, как просто пытаются то ли сохранить свои влияния в этой системе, то ли их получить (в случае, если до сих пор они считали себя "обделенными").

Нет, конечно, почти в каждом списке присутствуют и другие фигуры (мне глубоко импонирует наличие в первой пятерке "Нашей Украины" Вячеслава Брюховецкого и Ольги Богомолец - я, по крайней мере, буду знать, к кому проситься на депутатский прием).

Но проектом, который публично декларирует стремление радикально уничтожить созданную на протяжении последних десяти лет систему дерибана киевского имущества и земли, остается только относительно маловлиятельный и до сих пор малоизвестный "Голос общества Киева" уже упоминавшегося Виктора Иванченко (не путать с откровенно "технологическим" "Общественным активом Киева").

А борьба за кресло мэра оказалась вообще лишенной интриги.

Невзирая на длинный список кандидатов, шансы выйти за отметку в 10% голосов, кроме действующего мэра, имеют только его вечный оппонент миллионер Леонид Черновецкий и прежний король ринга (и тоже, очевидно, миллионер - не-миллионерам на высших коммунальных ступенях делать сегодня нечего!) Виталий Кличко.

Но эти фигуры проблематичны с точки зрения публичного раскручивания хотя бы даже потому, что ни первый, ни второй так и не посчитали нужным научиться хоть как-то говорить на украинском языке.

Конечно, Киев является городом преимущественно русскоязычным, но определенный сентимент к "родному языку" (пусть даже активно не используемой) здесь существовал всегда.

И сам Омельченко достаточно успешно эксплуатировал этот сентимент на предыдущих выборах (вспомним наивное по исполнению, но, как оказалось, симпатичное для пенсионеров фото мэра со старой крестьянкой, которым город был обклеен четыре года тому назад).

...Уже сегодня можно уверенно прогнозировать победу Омельченко. Конечно, не с прежними 75% голосов, - но на показатель свыше 40% он полностью может рассчитывать. Два его основных конкурента в сумме получат приблизительно столько же. Другие голоса распылятся между кандидатами "второго плана".

А затем можно спрогнозировать две вещи. После 27 марта под пилами инвесторов лягут деревья последних уцелевших сквериков и рощиц в центральной части города (как, например, моего с детства любимого, на Ярославовом Валу 15а, - здесь до сих пор сохранились контуры валов княжеского города, - нечего и говорить, что решением действующей до сих пор Киеврады его тоже передано под застройку).

И появятся котлованы на месте уцелевших еще школьных стадионов и междомовых детских площадок на Левом берегу.

А после того в течение ближайших месяцев произойдет одно из двух:

- или мэр сумеет поставить под свой контроль новую Киевраду.

(Уже понятно, что монолитного проомельченковского большинства там не будет, а прохождение блока Марчука-"Еднисть", где собранно "старую гвардию" Сан Саныча, вообще под сомнением. Но рычагов влияния на депутатов и соответствующего опыта Омельченко хватает).

- или же это не состоится, и тогда Киеврада очень быстро перейдет к вопросу о досрочном прекращении полномочий мэра.

Что произойдет в действительности - сказать тяжело, это зависит и от того, какой удельный вес в новой Киевраде будут занимать "нарушители спокойствия" из ГГК или ПРП-"Поры".

Но только тогда, очевидно, начнется настоящая "битва за Киев" - битва разных идей и концептуальных подходов, а не битва желаний за любую цену примкнуть к общестоличному дерибану.

Досадно, если политические партии окажутся неготовыми к этой битве (как они оказались неготовыми бороться за Киев сегодня).

Ведь спрос непременно рожает предложение - и тогда места теперешних фаворитов непременно займут те из сегодняшних аутсайдеров, которым немного не хватит ресурсов и удачи, но которые вынесут из этих выборов убеждение: нужно учиться говорить с киевлянами о вещах, которые в действительности волнуют киевлян.

И напоследок. Мне тяжело говорить, какой должна быть профессия мэра Киева "после Омельченко". Но, наверно, это должен быть широко образованный интеллектуальный человек.

Мэру столицы не выпадает кичиться своим голосованием за откровенно эпатажную Наталию Витренко хотя бы потому, что киевляне в своем большинстве - люди интеллигентные, и известное интервью в "Зеркале недели" в начале ноября 2004-го оскорбило не только меня.

И этот мэр однозначно не должен быть строителем. Ведь строительный бизнес в сегодняшних условиях по своей природе несет главную угрозу тому, что еще осталось в Киеве - от Киева, который мы любили и который мы потеряли.

Максим Стриха, депутат Киеврады в 1990-94 гг.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде