Постреволюционная вспышка украинского кино: обзор в канун премьер
На следующей неделе на широкий экран выходят полнометражные художественные фильмы "Прорвемся!" и "Оранжевое небо". Летом должен выйти "Оранжлав". После "Молитвы за гетмана Мазепу" и "Шофера для Веры" это первые отечественные ленты, которые отвечают необходимым для массового проката параметрам и претендуют на успех и статус.
В прошлом году в Украине заговорили о возрождении отечественного кино - сначала "блокбастер о революции" анонсировала кинокампания "ПРЕ", потом появилась информация о голивудско-киевско-донбасском проекте "Оранжлав", а ближе к новому году украинцы услышали и об "Оранжевом небе".
Прогнозы оказались преждевременными - два из трех проектов являются украинскими лишь частично. А последний скандал с Минкультом, который не выделил нескольких сотен обещанных тысяч гривен на завершение работы над "первым молодежным триллером" "Штольня", показал, что нового украинского кинематографа - как явления - еще нужно подождать.
Однако все три фильма, так или иначе, связаны с революционной тематикой, успешно отсняты, озвучены и смонтированы. Два из них выходят на широкий экран уже в ближайшие дни – в этот и следующий четверг. Даты не случайны - именно по четвергам обновляются репертуары больших кинотеатров.
В канун премьер попробуем подвести итоги производственного процесса всех трех "постреволюционных лент" - кто их создал, как продвигает на рынок, и о чем там будет идти речь (приблизительно).
Как бы авторы всех трех фильмов не пытались отделаться от "общности" своих произведений, но журналисты все равно будут объединять их вместе. Этому способствует близкая тематика, более-менее одинаковый съемочный период (с октября по декабрь 2005-го), негосударственное финансирование, претензии на первенство и анонсированное расширение продакшн-студий.
И еще одно - эти фильмы обязательно будут анализировать с политической точки зрения ввиду их "помаранчевости" - пусть даже она была нужна только для того, чтобы выбить средства у инвестора - или приближения выборов.
"ОRANGELOVE": фестивальный проект с голивудским привкусом*
Режиссер-постановщик: Алан Бадоев
Оператор-постановщик: Ярослав Пилунский
Звезды: Алексей Чадов (Россия)
Ориентировочный жанр: мелодрама
Слоган: "Что ты знаешь о любви? И на что готов ради нее?"
Ориентировочный выход на экран: июнь 2006 года
Бюджет: 1-5 миллионов долларов
Инвесторы: компания "Киев-Донбасс"
Продакшн: "CineCity Production" и "Radio Active" (США-УКРАИНА)
Начнем с "Оранжлав" - фильм, который выйдет на экраны еще не скоро, но о котором больше всего говорили после ряда удачных пиар-ходов.
Первый из них - Голливуд будет снимать фильм в Украине, последний - в Украине будет свой Голливуд. Между ними разместились другие пиар-мероприятия, как интервью со звездой "9-й роты", "Дневного дозора" и "Войны" Чадовым, участие фильма в Каннском кинофестивале или богемной вечеринке в честь завершения съемок. Ну, и конечно, идеально подобранное название: в прошлом году слова "оранжевый" и "любовь" были наиболее популярны.
Сюжет фильма, по словам его авторов, не будет иметь ничего общего с политикой, кроме цвета.
Больше о сюжете почти ничего не известно. То, что удалось узнать автору этих строк из собственных источников, - любви мешают обстоятельства в виде старого авантюриста-игрока, которого играет заслуженный актер Украины Алексей Вертинский. (Последний, кстати, успел засветиться во всех трех "постреволюционных" фильмах - читайте его комментарий в конце данного материала.)
Какое-то отношение к драматичным переживаниям героев и их расставанию также якобы имеет СПИД.
В сценарии "Оранжлав" планировалась сцена встречи (расставания?) героев на фоне группы людей с оранжевыми лентами. Однако неизвестно, будет ли она в окончательной версии фильма. Теперь название ленты ее авторы объясняют рыжими волосами исполнителя главной роли.
Продюсеры фильма - выходцы из Голливуда Алина Панова и Владимир Хорунжий. На одном из самых авторитетных сайтов о мировом кинематографе "Независимая база данных фильмов" можно найти исчерпывающую инфу об обоих - до "Оранжлав" Алина работала в США преимущественно художником по костюмам
Среди творческого задела Хорунжего - "Звездные ворота", "Возвращения живых мертвых", "Дети кукурузы", телесериалы "Санта-Барбара" и "Зорро". Недавно к базе добавлен и файл на "Оранжлав", где американцы со славянскими фамилиями уже выступают как продюсеры.
Режиссер "Оранжлав" - киевлянин Алан Бадоев, который до этого снимал преимущественно музыкальные клипы (Сердючка, Авраам Руссо, "Алиби"). "Мы увидели, что он работает достаточно зрело", - комментируют выбор режиссера продюсеры. Автором сценария указано того же Бадоева.
Судя по имеющейся информации, "Оранжлав" является едва ли не арт-хаусной мелодрамой. Большую часть фильма снимали в павильоне. Красивые кадры, полумистическая атмосфера, напряженные эмоции, минималистическая музыкальная лирика...
Не зря же основной "фишкой" фильма является его анонсированное выдвижение на Каннский фестиваль в мае этого года. Лишь после этого "Оранжлав" пойдет в мировой (так утверждают в пресс-службе "Оранжлав") кинопрокат.
Деньги в создание "Оранжевой любви" вложила компания "Киев-Донбасс". Сначала речь шла о сумме в 5 миллионов долларов, но потом называлась дипломатическая цифра "от одного миллиона".
Насколько известно автору статьи, никаких финансовых урезаний во время съёмок не произошло - "Оранжлав" сняли в строгом соответствии с календарно-постановочным планом. Некоторые украинские сайты http://bin.com.ua/templates/analitic_article.shtml?id=50284 связывают "Киев-Донбасс" с банками "Недра" и "Индекс-банк", к которым имел отношение Виктор Тополов, нынешний 77-й номер в списке блока "Наша Украина".
В январе этого года представители "Киев-Донбасс" совместно с продюсерами "Оранжлав" заявили о намерении до декабря построить под Киевом "с нуля" современный кинопроизводственный комплекс, где можно как самостоятельно снимать фильмы, так и сдавать производственные мощности в аренду иностранным киношникам.
Немного об "оранжлавовском" саундтреке: если на презентации по случаю завершения съемок звучала Земфира, то в международной базе в качестве композитора указано "Слава Вакарчук". А по имеющейся у автора статьи информации, в фильме также может звучать музыка выходцев из "Океана Ельзы" - коллектива "Esthetic Education".
"ОРАНЖЕВОЕ НЕБО" или Реконструкция Майдана с участием Ромео, Джульетты и Соцпартии*
Режиссер-постановщик: Александр Кириенко
Оператор-постановщик: Улугбек Хамраев (Россия)
Звезды: Николай Чиндяйкин (Россия), Вилли Хаапасало (Финляндия)
Жанр: история любви (Продюсер Юрий Бутусов: "Мне бы не хотелось характеризовать фильм банальным словом "мелодрама")
Слоган: "Революция - это любовь"
Выход на экран: 2 марта 2006 года
Бюджет: 2,5 миллиона гривен
Инвесторы: частный бизнес, Социалистическая партия Украины
Продакшн: компания "Синема"
Дальше речь пойдет о фильме "Оранжевое небо", который выходит в прокат уже 2 марта. А на первый день весны запланированна его VIP-презентация, на которую приглашены достаточно много представителей дипломатического корпуса и основных героев Майдана-2004 - от Ющенко и Рибачука до Мороза и Тимошенко.
Как сообщил "УП" продюсер "Неба" Юрий Бутусов, фильм растиражирован на 32 фильмокопиях - этого вполне достаточно для проката в основных кинотеатрах городов-миллионеров, которые являются главным источником кассовых сборов.
Если пресс-служба "Оранжлав" считает свой фильм "современной историей Ромео и Джульетты" (такой ответ поступил на запрос автора статьи), то "Оранжевое Небо" является той же шекспировской историей на Майдане.
Главные герои, которые знакомятся во время побоища под стенами Центризбиркома 23 октября 2004 года, принадлежат к противоположным лагерям - студентка Киевского университета, галичанка по происхождению и поклонница Ющенко Иванна (ее играет украинка Лидия Оболенская) и сын киевского губернатора Задухи Марк (россиянин Александр Лымарев, известный телезрителю по сериалу "Солдаты").
Неожиданные чувства вырывают Марка из привычной жизни - вместо того, чтобы ехать на учебу за границу, он остается на Майдане, хоть и без оранжевой ленты.
Как видим, в основу сюжета положен слух, который бытовал среди жителей революционных палаток, - якобы сын губернатора и депутата-"регионалки" Андрей Засуха отказался от родителей и живет на Майдане. Хотя жители засуховской вотчины - села Ковалёвка - и отрицали этот слух, он остался выгодным для сценаристов, позволив им поэксплуатировать еще и проблему конфликта "родители-дети".
Роль киевского губернатора играет россиянин Николай Чиндяйкин ("Дальнобойщики", "Каменская"). У Задухи есть друг - командующий внутренними войсками Попов. У Попова есть дочь Ася, которую тоже играет россиянка, и которая была девушкой Марка до его знакомства с Иванной.
Еще есть москвич Федор (фин Хаапасало из "Особенностей национальной охоты") и "вечный революционер" Валерьянович (Алексей Вертинский). Одним словом, событий достаточно много. "Финал – завершается революция на Майдане, - говорят авторы "Неба" о фильме. - Нужно жить. А значит, нужно любить".
Сценарий "Оранжевого неба" написали политический журналист Юрий Бутусов и Светлана Рудзинская из анимационной студии "Борисфен-лютес". Бутусов также является исполнительным продюсером ленты.
На вопрос, почему в фильме так много иностранных актеров, Юрий ответил так: "В Украине было тяжело найти киноактеров под типажи, которые были нам нужные, - кто занят, а кого просто нет. А с исполнителем главной роли нам просто повезло".
Оператор в фильме - тоже российский. Это Улугбек Хамраев, известный римейком "Человека-амфибии. Он также является одним из самых авторитетных операторов рекламных клипов ("Немирофф", "Балтика", "Тойота" и прочее). Режиссер - украинец Александр Кириенко - до сих пор снимал клипы для музыкального канала М1, а также имеет опыт режиссирования сиквела "Королева бензоколонки".
Продвижение "Оранжевого неба" до сих пор не было слишком активным - внимание фильму уделял в основном сайт "Цензор", главным редактором которого является все тот же Юрий Бутусов. Очевидно, творцы ленты пошли стандартным западным путем - внешняя реклама + трейлеры на телевидении.
Об инвесторах фильма говорится как об "украинских бизнес кругах", однако в самом начале создания фильма информация была иной. Как сообщали продюсеры "Неба" еженедельнику "Корреспондент", деньги на съемки выделили партии - Социалистическая и "Наша Украина".
В контексте "партийности" стоит вспомнить генерального продюсера "Оранжевого неба" Ярослава Мендуся - 18-го номера в партийном списке СПУ и главного советника Александра Мороза. К слову, именно после депутатского запроса лидера СПУ киевский мэр санкционировал перекрытие центральных улиц Киева для съемок "Неба".
Возникает закономерный вопрос - не является ли "Небо" грандиозным предвыборным проектом? Авторы фильма убеждают, что его выход на экран за несколько недель до 26 марта не является партийным заданием.
"Во-первых, чтобы не превысить смету, мы должны были сделать и запустить фильм в течение полугода, - говорит Юрий Бутусов. - Во-вторых, заинтересованность позапрошлогодними событиями в обществе сохранилась, и выход фильма в канун выборов посодействует увеличению зрительского интереса к ленте".
Показная скромность бюджета компенсировалась "админресурсными" возможностями продюсеров. Им удалось привлечь к съёмкам технику и личный состав милицейских спецподразделений - авторы фильма обещают чувственную сцену любовного признания на фоне отряда "Барса", который в полной амуниции разворачивает боевые порядки.
Кроме этого, съемочная группа "Неба" получила разрешение на киносъемки во время празднования годовщины начала событий на Майдане независимости 22 ноября 2005 года. Бесплатная миллионная массовка, на фоне которой главная героиня "Оранжевого неба" вручает цветы Виктору Ющенко.
Саундтрек: "Океан Ельзы", харьковский коллектив Luk, киевская "Лесопилка" и легенда грузинского джаза Нино Катамадзе.
"ПРОРВЕМСЯ!": первый украинский боевик от "ПРЕ" и "5-го канала"*
Режиссер-постановщик: Vanya Ivan
Оператор-постановщик: Анатолий Сахно
Звезды: нет, зато есть "народные актеры"
Жанр: остросюжетная приключенческая лента
Слоган: "Люди умеют летать"
Выход на экран: 9 марта 2006 года
Бюджет: около 2 миллионов долларов
Инвесторы: "5-й канал"
Продакшн: кинокампания "ПРЕ продакшн"
"Прорвемся!" мы сохранили на конец данного материала, хотя творцы именно этого фильма первыми заявили о создании фильма "о революции".
Лента заслуживает особеого внимания, поскольку она, в отличие от предыдущих, является едва ли не стопроцентно отечественным проектом. Потому рассмотрим данный продукт более детально.
Афіша фільму |
Как ни странно, но "Прорвемся!" пока еще является менее всего раскрученным брендом из всех трех "постреволюционных" фильмов. Странно потому, что о своем намерении снять полнометражный блокбастер коллектив "ПРЕ" объявил еще в апреле прошлого года на достаточно пафосной пресс-конференции в кинотеатре "Баттерфляй-Ультрамарин". Об "Оранжлав" стало известно летом, а об "Оранжевом небе" - осенью 2005-го.
"ПРЕ продакшн" вместе с рекламным агентством "Вавилон" организовала нестандартную и эффективную систему продвижения брендов "ПРЕ" и "первый украинский блокбастер" – ряд "народных" конкурсов и акций - "Народный актер", "Народный сценарий", "Народный саундтрек" и тому подобное.
Согласно с пресс-релизом кинокампании, участие в этих акциях приняли свыше 10 тысяч людей. Дальше алгоритм простой – создается база директ-мейла – и этим людям постоянно напоминается о "первом украинском блокбастере". Если учесть еще и членов семей, то получаем 30 тысяч потенциальных зрителей.
Сосредоточившись на продвижении названия кинокампании, "ПРЕ" потеряло пиар-позиции по отношению к другим производителям. Даже журналисты думали, что кинокампания "ПРЕ" снимает один из двух "оранжевых фильмов", которые одновременно являются блокбастерами. Что уже говорить о потенциальных потребителях!
С другой стороны, ход "ПРЕ" неплох. Они максимально дистанцировались от оранжево-революционной тематики, и сейчас продвигают "Прорвемся!" (еще три недели тому назад об этом названии никто ничего не слышал) не как фильм о любви на оранжевом фоне, а как все тот же "первый украинский блокбастер.
В рекламном трейлере совсем нет и намека на революцию, зато на всю мощность эксплуатируются близкие и понятные каждому зрителю темы дружбы, взаимовыручки, смерти, любви и измены.
"Не нужно нас смешивать с "оранжевыми" фильмами, - попросил "УП" представитель "ПРЕ продакшн", который пожелал остаться неизвестным. - В ни одном нашем пресс-релизе вы не найдете слово "оранжевая революция". Там написаны "события осени 2004 года".
Продюсер фильма - Иван Кравчишин, который, имея кинорежиссерское образование, долгое время работал на телевидении ("Послесловие", "Закрытая зона"). Он же является режиссером "Прорвемся!", только под псевдонимом.
"Самой революции в фильме не будет. Просто фабула разворачивается в то время, и события позапрошлого года проходят мимо героев, - говорит Иван. - Мы не снимаем фильм о Майдане, наш сюжет разворачивается ДО Майдана. О революции все сказано в позапрошлом году на "5-ом канале" – там была круглосуточная трансляция. Я не думаю, что можно снять что-то более красивое, чем эти документальные кадры".
Отказавшись от революционности, Кравчишин отказался и от претензий на лавры Канн и Берлинале. "Мы делаем не фестивальное кино, - сказал он "Зеркалу недели" . - Мы делаем зрелищное кино".
Относительно зрелищности, то она должна быть незаурядной, если учесть, что с 42 съемочных дней 15 было посвящено пиротехническим и другим трюкам. Сюжет, насколько позволяют понять репортажи на сайте "ПРЕ", тоже является зрелищным, а не революционным - молодые екстремалы-парашютисты едут из Киева куда-то в провинцию, чтобы спасти своего друга. В дороге их ждёт масса испытаний - от случайной любви до гибели товарища.
Есть в репортажах и немного революции, но непонятно, какая ее часть попадет в фильм после монтажных ножниц. Одно слово, смесь и детектива, и триллера, и мелодрамы, и боевика, и комедии, даже музыкальные номера есть.
Среди авторов сценария можно встретить знакомые в журналистских кругах фамилии - это корреспондент УНИАНа Андрей Герасим и бывший политический обозреватель еженедельника "Контракты" Павел Солодько. В свое время каждый из них выдал по художественной книжке.
Что же касается творческой группы, то, судя по инфе на сайте "ПРЕ", Ивану Кравчишину удалось собрать вокруг себя цвет последних выпусков профильных факультетов Института кино, телевидения и театра им. Карпенка-Карого - даже на должности "заведующего хлопушкой" в "ПРЕ" работает человек, который имеет международные награды за короткометражки.
Директором "Прорвемся!" является корифей отечественного киноменеджмента - экс-замдиректора студии им. Довженко Лариса Халяпина. Перед приходом в "ПРЕ" она была украинским продюсером китайского поэтического боевика "Дом летающих кинжалов", который снимался в Карпатах.
"Отсутствие иностранной стороны – принципиальная позиция "ПРЕ продакшн", - сказал для УП режиссер-постановщик. - Мы снимаем первый украинский блокбастер, потому все у нас отечественное – авторы, актеры, музыка, инвесторы. Мы доказываем, что и в Украине можно своими силами делать качественные фильмы с интересной историей, которую будут смотреть все. Мешает только то, что в канун выборов мир разделился пополам".
То, что в "Прорвемся!" нет звезд, только на руку фильму, считают в "ПРЕ". Мол, засвеченные в рекламе и сериалах актеры нам не нужны, мы зажжем свои звезды. Среди известных зрителю лиц - только уже упомянутый Алексей Вертинский, который играет главного негативного героя.
Узнать могут и Викторию Смачелюк (главная женская роль), которая вела украинскую версию "Форта Баяр" и Тараса Бобелюка (роль чиновника), которого телезрители знают по рекламе "Львовского" о принцессе, которая ни за кого не вышла замуж. Среди актеров даже есть шесть народных, которые до сих пор не снимались в кино! Правда, это преимущественно эпизодические роли – например, шахтеров, которые едут голосовать.
"Прорвемся!" - единственный теперь фильм, который еще с июля прошлого года имеет свой сайт www.pre.com.ua, причем это не стандартный киносайт по типу "фильм-фотогалерея-актёры-авторы-форум", а страница именно киностудии "ПРЕ продакшн".
Там можно найти исчерпывающую инфу о творческой группе и конкурсах, а также репортажи с площадки и новости кинопроцесса – от работы гримера до нюансов озвучки и монтажа. К сожалению, после завершения съемок сайт сосредоточился не на деталях кинопроцесса, а на перепечатках иностранных, преимущественно русскоязычных, новостей мирового кинематографа.
На широкий экран "Прорвемся!" выйдет вечером 9 марта, тиражом в 30 фильмокопий. Тогда же ожидается премьерный показ в кинотеатре "Баттерфляй-Ультрамарин".
Осознавая, что владелец главного инвестора фильма является 33-м в списке "Нашей Украины", мы поинтересовались, почему лента выходит в прокат за две недели до выборов.
"Есть две причины. Во-первых, потому что сейчас параллельно выходит мощный российский блокбастер, и "ПРЕ" проводит нашу рекламную компанию параллельно с ним. Так дешевле, - объясняет Иван Кравчишин. - Во-вторых, сейчас так много говорится о выборах и избирательных технологиях, что эта вся реклама тоже способствует раскрутке нашего фильма".
В фильме будут звучать киевские группы "Вася Клаб" и "Братья Карамазовы", полтавская "Арахнофобия", легендарная народная капелла "Древо" из Пирятина и другие украинские музыканты.
Завершив "Прорвемся!", кинокампания взялась за производство следующих фильмов. По словам Ивана Кравчишин, сейчас "ПРЕ продакшн" работает над тремя картинами – молодежной комедией, мистическим триллером и мелодрамой.
Фильмы есть. Давайте их смотреть!
У кинематографистов есть поговорка "Экран все покажет!". Поэтому оценивать фильмы с точки зрения художественного качества и зрительских вкусов будем после посещений кинотеатров.
Мы поинтересовались у актера "Молодого театра" Алексея Вертинского, который снимался во всех трех фильмах, о его впечатлении от съемок и его оценке перспектив отечественного кинематографа.
Сначала замечу, что о фильмах судить не могу, поскольку еще их не видел. Революционные события детально описывались только в "Оранжевом небе". Там я играл такого себе профессионального революционера, который вечно живет на митингах, влияет на судьбу главных героев и в конечном итоге тоже находит на Майдане, на фоне общей любви, свою любовь.
Роль мне досталась случайно, поскольку сначала на нее утвердили россиянина Андрея Краско, а он не смог. Продюсеры вообще хотели, чтобы абсолютное большинство ролей исполняли москвичи.
"Оранжлав" не затрагивает тему революции даже краем. Там я исполняю роль негодяя, который крепко закручивает сюжет между двумя героями. Кроме нас трех и массовки в "Оранжлав" больше и героев почти нет. Там очень хороший оператор Слава Пилунский, и его желание сделать кадр лучше и более эмоционально всегда привлекало меня.
А в "Прорвемся!" я являюсь гнидой самой настоящей. Якобы рафинированный интеллигент, но под его лицом прячется еще та падаль, которая устраивает ловушки главным героям. В этом фильме были какие-то съемки, связанные с выборами, но я там участия не принимал – мои действия происходили во дворце - логове главного негативного героя. То есть меня.
Где было интересно? Но в принципе везде, и везде по-разному. У Бадоева мне понравились полумистические инстонации и световое решение кадра, а у Кириенка – эпичность его разноцветного полотна, у Кравчишина интересными были экспромты на площадке. Часто изменялся сценарий – сцена будто уже и выучена, но вдруг тебе предлагают ее по ходу переиграть.
Если же говорить о какой-то общенациональной тенденции, то я ее не вижу. Нет общей тактики ни у кого. У меня иногда появляется ощущение, что мы и дальше варим борщ, который начали варить еще наши бабушки с дедушками.
*подзаглавия после названия фильмов являются точкой зрения автора статьи
Читайте также
Вампіра Костю побили під час зйомок в Києві