Языковой терроризм
Говорят, если Бог хочет кого-то наказать, то отбирает ум. Похоже, что в этот раз "Божье наказание" сошло на депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, которые в разгар избирательной кампании приняли решение о проведении референдума относительно предоставления русскому языку статуса второго государственного.
Характерно, что решение о "языковом референдуме" принималось не под воздействием эмоций, а как предварительно продуманная политическая акция.
В частности, скандальному голосованию предшествовала долговременная подготовительная работа, которую на полуострове проводили партия "СОЮЗ" и Крымский избирательный блок "За Януковича!", в состав которого входят Партия регионов, Русский блок и Российское общество Крыма.
При этом следует подчеркнуть, что все, кто готовил и реализовывал политический проект "референдум по предоставлению русскому языку статуса государственного", предварительно знали, что пользы от этой затеи будет мало, поскольку такая "инициатива" не вписывается в правовое поле Украины.
Так и произошло. Прокурор Крыма Игорь Шимчук уже внес на рассмотрение крымского парламента предоставление об отмене постановления относительно проведения республиканского (местного) референдума о предоставлении русскому языку статуса второго государственного.
Недвусмысленной была реакция "высшего" руководства государства. В частности, Президент Украины Виктор Ющенко, находясь в Ивано-Франковске, заявил, что не видит проблемы с русским языком.
Решение парламента Крыма, по его мнению, следует трактовать исключительно как такое, "которое имеет политический, предвыборный характер".
В связи с этим возникает логический вопрос: на что надеялись и надеются инициаторы так называемого референдума?
Ответ может быть один: нанести очередной удар по украинскому языку, дестабилизировать ситуацию в стране, и, следовательно, получить дополнительные политические дивиденды на выборах.
Поэтому есть все основания квалифицировать действия крымских депутатов и их сообщников как "языковой терроризм", направленный против украинцев и их государства.
Если же посмотреть на ситуацию в контексте тех вызовов, которые появились сегодня перед Украиной, то к "энергетическому", "продовольственному", "информационному" и другим российским вызовам добавился еще один, наиболее опасный - языковой вызов.
Несмотря на истерию, которую подняли представители "пятой колонны", дискуссия вокруг языкового вопроса пока еще не вышла за "цивилизованные рамки".
Кроме того, "крымский прецедент" дал основания для сравнения аргументов двух сторон: сторонников двуязычия и его категорических оппонентов. Как и следовало ожидать, очень скоро оказалось, что серьезных аргументов относительно предоставления русскому языку статуса второго государственного не существует.
Принятый недавно Верховной Радой Украины закон о Хартии региональных языков и языков национальных меньшинств позволяет, в том числе и россиянам в местах их компактного проживания, пользоваться практически во всех сферах жизни русским языком.
И наоборот, государственный статус украинского языка так и не позволил языку титульной нации стать господствующим. Чтобы убедиться в этом, не стоит даже приводить какие-то статистические данные.
Необходимо лишь посетить книжные магазины, газетные киоски, или же углубиться в то, что называют "украинским информационным пространством", которое фактически в Украине отсутствует.
Следовательно, в украинском государстве по-настоящему государственным является, к сожалению, не украинский, а русский язык.
"Крымский урок" сегодня по большей части анализируется с правовой стороны.
Юристы справедливо отмечают, что, в соответствии со статьей 38 Конституции Украины и статьей 18 Конституции Крыма, вынесение на местный референдум вопроса о государственных языках в компетенцию Автономной Республики Крым не входит.
В соответствии с законом о всеукраинском и местном референдумах, проведение референдума по вопросам, которые не входят в компетенцию автономии и органов местного регионального самоуправления, не допускается.
Результаты таких референдумов признаются такими, которые не имеют юридического действия. Но при этом забывается, что "языковой терроризм", как и всякий другой вид терроризма, не признает никаких законов.
В этом контексте возмущает не только решение депутатов крымского парламента, которые находятся в жесткой оппозиции к новой власти в Киеве.
Действуя по принципу "чем хуже, тем лучше", они не признают действующих законов, и прежде всего действия отдельных представителей новой власти относительно языкового вопроса.
Вслед за решением о проведении референдума в Крыму, фактически с аналогичной, за пагубными последствиями для украинского языка, инициативой выступил "оранжевый" городской председатель Харькова Владимир Шумилкин, который пообещал, что уже в марте русский язык на территории Слобожанщины станет вторым государственным.
Городской совет Харькова уже пикетируют представители многообразных украинских организаций. При этом в руках они держат государственные и оранжевые флаги, что подтверждает: малоросс при власти - это намного отвратительнее, чем откровенные антиукраинские выпады врагов Украины.
Каким будет сценарий, по которому может разворачиваться "языковая война"? Мирным, или же таким, который перейдет в фазу "боевых действий".
В первом случае все обойдется громкими заявлениями, и языковой вопрос в дальнейшем сохранит "статус-кво", а дежурного его заострения следует ожидать в канун новых выборов.
Во втором - лопнет терпение тех, против кого, собственно, и направлены решения, которые принимаются в Симферополе и Харькове.
А это в первую очередь национально сознательные и активные украинцы, которые больше не желают мириться с перманентным надругательством над их языком и государством. Что будет в этом случае?
Читай поэму Тараса Григорьевича Шевченко "Гайдамаки".
В любом случае, сразу же после выборов необходимо серьезно взяться за решение "языкового узла". Последующее промедление с решением "языкового вопроса" может привести к исчезновению украинского языка из повседневной жизни.
Минимум, что нужно сделать, чтобы этого не случилось: обеспечить безусловное выполнение статьи десятой Конституции, которая гласит, что государственным языком в Украине является украинский.
Богдан Червак, для УП