Убить Юлю или Невыполненный заказ-2
Это уже стало традицией. К каждым выборам о ней пишут книжку, каждый раз ее возводят на эшафот как великую мученицу, наделяют великой миссией а ля Жанна Д'Арк и каждый раз убийство не происходит, потому что она предназначена для ИНЫХ целей.
В канун парламентских выборов 2002 на свет появился "Невыполненный заказ", где для убийства Юлии Тимошенко наняли матерого борзописца, который должен был разоблачить газовую принцессу. Теперь на смену журналисту пришел биатлонист-неудачник, который по приказу разоренного Ею олигарха, должен "убить Юлю".
О том, что первую историю написал Юрий Рогоза, знали только приближенные к Тимошенко. На новой предвыборной брошюрке он уже без стеснения указал свое авторство.
Новый "бестселлер" издан в Харькове тиражом в 800 000, и уже недели две неплохо продается по 5,50 в книжных магазинах.
"Убить Юлю" – это не триллер, и тем более не драма. Это фарс, в котором автор во второй раз переживает конец лета-осени 2005 года. История четко разделена на черных и белых, как древний миф и как концепт, который должен четко лечь в картину мира избирателя и сподвигнуть сделать его нужный выбор.
История, которая помогает охватить тот слой электората, который гораздо охотнее сидит в кресле с книжкой, чем проводит часы на митинге, проявляя свою политическую волю.
Сюжет этого нового творения (литературоведам еще предстоит придумать название для жанра предвыборного художественного творчества) весьма незамысловат – размышления героев и антигероев плотно связываются в единую канву подготовкой убийства главной героини.
Она - премьер. "Счастливая и юная-юная, несмотря на нелепое платьице и появившиеся в последние дни круги под глазами", она борется за воплощение в жизнь обещаний Майдана и счастье народа. Ей трудно, "спать приходится по четыре часа в сутки", а вокруг одни враги и недруги, которые не просто "ставят палки в колеса", а реализуют против нее фашистский план "Барбаросса".
Он - разоренный ею олигарх Пинчерук. Доведенный до отчаяния, зять некогда могущественного Рыжего Папы, он едет в Москву, чтобы заказать ее убийство. Но вместо этого попадает на крючок ее недругов, прознавших о плане.
Наемный убийца по кличке Рамзай (одолженной из названия группировки террористов) приезжает в Киев, чтобы ее убить. Но не убивает, потому что его останавливают (ликвидируют) украинские спецслужбы.
Они – недруги (Полошенко, Мартынко, Третьяк) ход за ходом реализуют план, чтобы отстранить ее от власти. Но между тем, даже они против ее убийства наемником – ведь для них мертвая Юля не мене страшна, чем живая, потому как она ЛЮБИМИЦА народа.
Президент – человек, не рассчитывавший на такую тяжесть бремени власти. Второй позитивный персонаж после Юли, но напрочь лишенный в глазах автора силы воли.
Вы, конечно, без труда узнали главных героев. Хоть автор и написал на форзаце, что все совпадения с именами реальных людей случайны. И конечно не раз слышали по телевизору или читали в газетах их истории.
Да автор и не особо утруждал себя изменением их имен и фамилий - жанр не предполагает сложных метафор, поскольку электорат должен знать "врага" в лицо.
И если попытка убить Юлю по всем канонам жанра все же была неудачной, то ее враги в рамках ста страниц были разбиты окончательно и бесповоротно.
Вся желчь, кулуарные сплетни и дурные домыслы, все одним напалмом ударило по Врагам Премьера. Все из когда-либо звучавших самых худших характеристик прототипов антигероев были извлечены наружу.
"Бензин и мясо – это хорошо. Но Коля Мартынко знал, что миром правит одна сила. Баксы, бабки, лава, капуста… ДЕНЬГИ.
Семнадцать миллиардов. Как оказалось, именно столько их нужно было внепланово "пустить в оборот", чтобы превратить эти самые "повышения", выстраданные "премьеркой" со своими лузеныками и матрехиными в пыль, дырку от бублика и, как следствие, в досаду и злость, стиснутые зубы и кулаки населения", - вот такое объяснение для населения бензинового и мясного кризиса".
Без намеков и обиняков, автор вываливает на соперников Юли то, чего не было и, возможно, никогда не будет сказано в открытом споре.
Рогоза не особо выбирает слова и не щадит чувства прототипов. Напоминая им те или иные эпизоды их жизни:
"Да и для здоровья ракостояние на баррикадах не прошло бесследно: на нервной почве поправился, с трудом влезал в любимые костюмы, пробовал диетировать, но без привычных поздних ужинов жизнь вообще становилась пыткой и теряла всякий смысл…
Даже "виагра" и та стала подводить…. Он мечтал о роли народного героя. Он планировал ее для себя. Да что там герой. Роль арбитра – и та досталась другому, хитроз..дый недоросток Латвин стащил ее как цыган сапоги, хотя не он и не этот поляк Квасьневский метались между Майданом и Рыжим, пытаясь договорится, а, прежде всего он, Петя, измученный толстый человек с казацкой фамилией".
Вот так в двух абзацах получили по голове представители сразу двух блоков-конкурентов на выборах. Левому флангу политикума тоже досталось. В той же слегка завуалированной форме.
"О предстоящем разговоре с Морозенко Петя старался не думать. Тот ему не нравился – вечно что-то крутит, недоговаривает, а у самого глаза хитрож..пые, как у Ленина в старых фильмах… То ли дело "коммуняки"! У тех все четко! Да. Любят иногда поныть с трибуны об обнищании рабочего человека, это есть.
Но зато тарифы за голосование стабильны, условия оговорены до деталей, да и несогласные убираются из рядов безжалостно – во время нажатия кнопок сюрпризов ждать не приходится… Морозенко – это совсем другое".
Против оппонента Юли используется все – можно подколоть его и за игру в шахматы и за любовь лепить равлыки, а тем временем самому упиваться самолюбованием своим ежеутренним бегом, которого так никто и не видел.
Главная героиня возникает в … "сказке" всего четыре раза. Но на фоне борющихся в грязи соперников и скучающего и растерянного президента она выглядит молнией.
"У нее, Юли, хватит сил на все. Непонятно, как Господь уместил в этом маленьком, как у подростка, теле, столько огня; но уместил, и этот огонь, запылавший над страной, вспыхнул в тысячах похожих на факелы знамен, озарил Майдан, сделал лица людей одновременно радостными и отважными".
И дальше текст переходит в мягкую агитацию и разъяснение программы прототипа главной героини. Автор в одном предложении излагает то, что героине приходится часами рассказывать на митингах.
"Да, миллионы обожали бы ее, Рыжий бы не пьянствовал бы сейчас на государственной даче, а сидел на нарах, отдыхая после шитья монтажных рукавиц, мощно дымили бы ставшие "согласно мандату" народными заводы, а их бывшие владельцы, Пинчеруки и Рахметовы, ссылаясь на примерное поведение, просили бы сменить им усиленный режим на общий".
"Она – Премьер своей измученной страны, она сделает ее самой счастливой в мире, и не за десять лет, нет, люди и так ждали слишком долго, десяти лет у нее нет, за два максимум за три года".
Да, на такое способен только сильный лидер, как "аргентинская Эвита Перон, югослав Броз Тито, тот же де Голь у французов".
"Люди мудры. В этом ее, Юли, единственная и главная надежда. Они не могут не понимать, что выбирают не просто Раду, а, по сути, премьера, они выбирают Власть, а если еще проще – как жить им и их детям. Ведь если президент "устал" тогда, когда ему-то и уставать не от чего было, то теперь ставшие плечом к плечу полошенки, рахметовы, третьяки и пинчеруки просто сметут его, рванувшись к народной копилке, как коршуны к добыче".
Но она, конечно, не даст ни президента, ни страну в обиду. И, если надо опять соберет Майдан.
Потому что она уверена, что "обязана взлететь". "Твой полет принадлежит не тебе, а Господу… это и есть он, твой путь… ради него ты не разбилась насмерть тогда, в четвертом классе – помнишь? - упав со старой груши – неудачно на шею".
Вот и вся сказка… Может, у кого-то от этой истории на глаза навернутся слезы, а кто-то навсегда поставит крест на всех политиках, повторив фразу Пилата "я умываю руки".