Теневая энергетика. Часть 3
Электроэнергетика является и, наверное, будет оставаться синонимом слова "коррупция" в Украине. Кто бы не был хозяином Банковой, судебные войны вокруг облэнерго будут длиться, на рынке электроэнергии будут доминировать не законы спроса и предложения, а воля чиновников. Причем не всегда добросовестная.
Некоторое время назад в распоряжение авторов попала информация, которая указывала на то, что возможности по экспорту украинской электроэнергии используются как минимум неэффективным способом, а как максимум – работает схема, которая дает основания подозревать наличие коррупции.
Эта информация получила прямые и косвенные подтверждения, что дает возможность как минимум требовать объяснений от чиновников, прошлых и настоящих.
Энергоокно
Один из уголков огромного архипелага, которым является отечественная электроэнергетическая область – экспорт электроэнергии.
Потенциально, это направление бизнеса может определять место Украины в международном рынке разделения труда, рядом с металлургией, программированием и выращиванием зерновых культур. Сумма бед и удач в годы независимости сошлась так, что Украина имеет все шансы стать мощным экспортером энергоресурсов.
Международная конъюнктура сейчас более чем благоприятная: в России наблюдается нарастающий недостаток генерирующих мощностей. Электрику требует Беларусь. А в Европе стоимость электроэнергии в отдельных государствах растет до трети в год, и превышает украинскую в 2-4 раза.
Очевидно, что Украина может зарабатывать на экспорте своей электроэнергии значительные средства, которые разрешат одновременно задействовать большой промышленный потенциал, а также использовать энергоэкспорт как фактор международной интеграции.
Тем не менее пока что экспорт электроэнергии не приносит ни сверхприбылей, ни прибылей, которые можно назвать достойными.
Госпредприятие "Укринтерэнерго" (УИЭ), которое входит в национальную акционерную компанию "Энергетическая компания Украины" является оператором экспорта украинской электроэнергии в Польшу, Венгрию, Словакию, Румынию, Молдову, а с 1 января 2006 года - в Беларусь.
По данным проинформированных источников, которые ссылаются на отчетность Госкомстата и энергетической таможни, средняя стоимость электроэнергии, которая поставлялась УИЭ в страны Восточной Европы – Польшу, Словакию, Венгрию – в 2004-м году составляла 1,9 евроцента (12,59 коп.) за киловатт-час. В 2005-м этот показатель составлял около 2 евроцентов (12,8 коп).
Данные о том, сколько платят потребители в восточных соседях Украины, куда государство поставляет электренергию, приведены в таблице.
Цены на электроэнергию, в евроцентах
Страна | Промышленные потребители | Домашние хозяйства | ||
2004 год | 2005 год | 2004 год | 2005 год | |
Польша | 6,61 | 7,09 | 7,99 | 7,70 |
Венгрия | 4,88 | 5,55 | 9,92 | 10,64 |
Словакия | 6,83 | 7,03 | 12,18 | 13,38 |
Данные Евростата, без НДС, (промышленность-население).
Таким образом, различие между тем, за сколько "Укринтерэнерго" продает свою продукцию на границе, и тем, сколько платят за нее конечные европотребители, является удивительно большим. Украинцы получают лишь 30-15% того, во сколько электроэнергия обходится потребителям на Западе.
Очевидно, что такое впечатляющее различие нужно как-то объяснить.
Банальное объяснение о тарифах на транспортировку здесь не поможет. Затраты на транспортировку и распределение электроэнергии в Европе составляют максимум половину от суммы, которую платят потребители.
Да и тогда речь идет исключительно о домашних хозяйствах, то есть населении. Ведь доставить электроэнергию многим мелким потребителям значительно дороже, чем нескольким большим.
Таким образом, можно грубо определить, сколько в Европе минимально может стоить электроэнергия на оптовом рынке - поделив цену для населения на 2.
Но если мы проведем эту несложную операцию, все равно она не заставит относиться к цене электроэнергии "Укринтерэнерго" как к рыночной. Так, в Польше оптовая цена должна быть приблизительно вдвое больше укринтерэнерговской, а в Венгрии и Словакии – 2,5 и 3 раза соответственно.
Складывается впечатление, что Украина по непонятной причине занижает стоимость своей электроэнергии в несколько раз. Подчеркнем, что цифры, которые попали в распоряжение УП, нужно еще проверить. Тем не менее, едва ли это можно будет сделать. Официально данные о том, по каким ценам УИЭ экспортирует свой товар в страны ЕС, являются коммерческой тайной.
Небольшое отступление: как и во многих других случаях в Украине, когда речь идет о важнейших параметрах, которые свидетельствуют об эффективности работы государственных менеджеров, эта информация оказывается засекреченной.
При этом западные корпорации - аналоги отечественных государственных предприятий - в большинстве случаев намного больше информации раскрывают своим акционерам, чем украинские чиновники – своим гражданам.
Теоретически, это идеальный механизм для прикрытия нечестности или некомпетентности государственных руководителей – секретить контракты якобы по настоянию другой стороны, а потом разводить руками: "наши партнеры так захотели, мы не виновны".
Возможно, это будет преувеличением, но если ввести закон о полной открытости финансовой информации госпредприятий, то их коммерческие убытки от невозможности подписывать контракты с конфиденциальной ценой будут меньше, чем настоящие убытки от плохого менеджмента.
Министр в отставке
В 2002 году состоялось изменение руководства УИЭ. В то время Гайдук был министром топлива и энергетики, он осуществлял руководство областью, в том числе его министерству было подчинено и УИЭ. Директором УИЭ стал Андрей Ткаченко.
После оранжевой революции он пошел в отставку, его место занял Олег Бугаев. Ценовые и финансовые параметры работы и Ткаченко, и Бугаева были довольно похожими. Так, в 2004 году УИЭ получило около 9 млн. убытков, в 2005 году – лишь 300 тыс. прибыли за 3 квартала.
Специалисты говорят, что определенный слом в работе состоялся тогда, когда у новой власти, очевидно, "дошли руки" до УИЭ. Министерство топлива и энергетики попробовало заменить его другим лицом, но Бугаев отдсудил свое право на кресло директора, параллельно находясь на больничном и блокируя изменение руководства УИЭ одновременно в трех судах разных городов.
Тем не менее, попытка сместить Бугаева пошла на пользу работе УИЕ – директор компании начал больше внимания уделять просмотру контрактов на экспорт электроэнергии в сторону повышения цены. В последнее время появились сообщения о том, что компания добилась повышение цены для европейских потребителей приблизительно на треть.
Доказательств того, что Бугаев как-то причастен к Гайдуку. Но об этом говорят специалисты области.
Братский посредник
Подозрение вызовет также тот факт, что УИЭ поставляет продукцию на Запад через ряд посреднических структур. Так, в частности компания работает с двумя посредническими структурами в Венгрии – System Consulting r.t. и Entrade Gmb, Zomar s.a. в Польше и Korlea Invest s.r.o в Словакии. И лишь в Молдову торговля направляется по прямому контракту.
Еще одно лирическое отступление. Экспортировать через посредников – вообще довольно распространенная привычка среди государственных предприятий в Украине (а также частных). Наверное, торговать самим – это слишком сложно для менеджеров государственных предприятий. А кроме того, это разрешает часть выручки оставлять на счетах этих самых посредников, где ее не найдут ни сборщики налогов, ни контрольно-ревизионное управление.
Больше того, одна из торговых структур – польская Zomar – подмечена в особых отношениях с чиновником, который в свое время непосредственно контролировал деятельность УИЭ. Президент компании Zomar Станислав Адамяк – большой друг и приверженец украинской корпорации ИСД. Половиной последней владеет Виталий Гайдук, экс-министр, а также экс-вице-премьер по энергетическим вопросам украинского правительства.
По некоторым данным, Адамяк входит в наблюдательный совет польской компании Arksteel, которой владеет ИСД. Во время приватизации металлургического завода (Huta Czestochowa) Адамяк активно агитировал поляков за ИСД – об этом можно прочитать на официальном сайте этой корпорации. Хотя, его статус почетного консула Украины в Польше, наверное, может служить объяснением такой благосклонности к ИСД.
Таким образом, круг замыкается: Гайдук-УИЭ- Zomar-Адамяк и снова Гайдук. Вполне возможно, что в деятельности УИЭ и нет никакой крамолы, тем не менее недавно премьер Юрий Ехануров в интервью "Зеркалу Недели" сказал следующее: "Самое интересное, что две недели назад изменились энерготарифы для венгерской стороны. Теперь они такие же, как и всюду, а не в два раза меньше, как было раньше, потому что там сидели "правильные" люди".
Таким образом, подозрения о том, что в УИЭ не все "так просто", есть и у премьер-министра. Однако наверное в связи с газовым кризисом, или же из-за лоббизма внутри правительства, Ехануров не идет на открытый конфликт с экспортерами электроэнергии.
В свое время другое высокопоставленное лицо – председатель КРУ Николай Сивульский – по результатам проверки в 2005 году деятельности государственных холдингов (в состав одного из которых входит УИЭ), высказался в пользу ликвидации этой компании.
В контексте этих заявлений членов правительства непонятна их бездеятельность. Если уже сказано "а", надо делать "б" - освобождать руководство, или ликвидировать всю структуру – тем не менее, никто сейчас об этом даже и не говорит.
Личная мысль авторов
Авторы сознают, что утечка информации о реальных ценах могла быть организована, скажем, конкурентами ИСД, или просто чиновниками, которым существующие схемы мешают делать карьеру. Тем не менее в данном случае не важно, кто сказал правду. Речь идет о деле, которое непосредственно касается общегосударственных вопросов. Там, где есть непрозрачность, в 99% случаев имеет место коррупция.
Положительно то, что руководство УИЭ (вероятнее всего, под внешним давлением), начало что-то делать. Тем не менее, нет оснований считать, что при настоящей непрозрачности условия для коррупции когда-нибудь будут искорены. Поэтому сумма цифр отчетности, заявления членов правительства дают основания к вполне обоснованным подозрениям – или о неэффективности менеджмента, или о коррупции, или о том и о другом.
Комментарий Андрея Туроса, заместителя директора "Укринтерэнерго":
Либерализация рынков электроэнергии в Европе на первом этапе привела к снижению цен. Во второй половине 90-х украинская электроэнергия стала неконкурентоспособной, несмотря на это УИЭ сумела сохранить существующие на тот момент цены в контрактах.
Покупатели в Европе стремились диверсифицировать поставки, даже по более высокой цене. То есть для того, чтобы сохранить экспорт, нами были подписаны долгосрочные контракты, которые и сегодня осуществляют влияние на отношения с нашими "старыми" партнерами. Однако, цены по контрактам поднимались каждый год.
В 2005 состоялось резкое повышение цен на электроэнергию как в странах Европы, так и на оптовом рынке электроэнергии Украины.
В злом 2004-м, когда фиксировались условия контрактов на 2005-й, цены в них были даже ненамного выше, чем на рынке. Рост цен на оптовом рынке электроэнергии Украины в 2005 году составил больше 30%, но УИЭ не может изменять цены для покупателя, реагируя на смену ситуации на внутреннем украинском рынке. На 2006 год, в зависимости от страны экспорта, цены по контрактам УИЭ были подняты от 6% до 36%.
Экспортные возможности Украины в западном направлении ограничены по технической причине. Синхронно с европейскими странами у нас работает "Бурштинский энергоостров", в котором практически есть одна генерация – Бурштинская ТЭС.
Сегодня в Европе существуют типичные формы торговли. Обязательными являются финансовые гарантии со стороны поставщика, в том числе компенсация продавцом затрат на покупку электроэнергии из других источников в случае снижения поставок, требования к резервированию поставок и др. Технические условия поставок с "острова Бурштинской ТЭС", а также существующая нормативно-правовая база не дают в полной мере отвечать этим требованиям, что также влияет на контрактные цены.
Набор этих факторов приводит к тому, что наши цены несколько ниже тех оптовых цен, которые существуют в странах Восточной Европы. По информации наших венгерских коллег, для того, чтобы привести качество нашей электроэнергии к существующим требованиям, им необходимо израсходовать больше 1 евроцента на киловатт. С учетом этого, уровень цены выходит даже выше, чем на венгерском рынке.
Относительно того, что УИЭ укладывает контракты с посредниками, торговые организации более профессионально занимаются доставкой электроэнергии потребителю, а "портфель" контрактов разрешает минимизировать дополнительные затраты.
Относительно невысоких прибылей УИЭ. Прибыльность нашей компании регулирует НКРЕ. Она устанавливает норму прибыли, базируясь на ценах, указанных в контрактах.
Авторы также обратились к Виталию Гайдуку с просьбой предоставить комментарий. Его ассистент ответила, что Виталий Гайдук заинтересовался этой просьбой, и, возможно, предоставит комментарий в ближайшие дни.