Наш ответ Черномырдину
"Украина и Россия никогда не жили как два суверенных государства. Украина вообще никогда не была суверенным государством. Сейчас нам надо учиться воспринимать ее как такую". Это недавняя цитата российского посла в Украине Виктора Черномырдина.
Похоже, данная идея преследует чрезвычайного и полномочного посла – ее он публично озвучивает регулярно. За три недели до оранжевой революции в газете "Известия" он заявлял такое: "Россия всегда была самостоятельным государством. Украина им никогда не была. Не было такой страны никогда".
Не будем вдаваться в вопросы дипломатической корректности, что, похоже, мало знакомо некоторым российским чиновникам. Слова российского посла могут свидетельствовать, что трехсот лет, на протяжении которых Украине пытались привить комплекс незначительности, оказалось мало.
Историческая реальность на самом деле не такая, какой ее пытается изобразить российский посол. Территория Руси в ІХ – ХІІІ столетиях полностью находилась в границах современной территории Украины. Любой историк прекрасно знает, что Русью в настоящее время называлась Центральная Украина, то есть территории современных Киевской, Черниговской, Житомирской и частей Черкасской, Винницкой, Полтавской и Сумской областей. Это государство было безусловно самостоятельным. Именно ему платили дань и Новгород, и Залесье. Именно Киев направлял своих администраторов руководить зависимыми территориями.
Конечно, российский посол может сказать, что это была никакая не Украина, поскольку впервые это название появляется лишь в ХІІ столетии. И здесь он тоже не будет прав.
Территория Руси полностью располагалась в границах современной территории Украины. Главные города Руси - Чернигов, Переяслав, Новгород-Северский, города на Руси, находятся на территории Украины. Столица Руси является столицей Украины. Население Украины является безусловным и прямым наследником населения и культуры Киевской Руси.
Если исходить из такой логики, то история России как независимого государства началась лишь с 1713 года, то есть с того времени, когда царским указом Московское царство было переименовано в Российскую Империю.
На самом же деле, любой школьник знает, что это не так. История независимости России началась в 1480 году – после выхода Московии из-под контроля Золотой Орды.
Правда, ученые уточняют – еще больше сотни лет назад Московию нельзя было называть полностью независимой, так как она платила периодическую дань Крымскому Ханству. Возможно, именно неплохое знание истории Иосифом Сталиным, который учил ее еще в духовной семинарии, а не по учебнику "Истории КПСС", так жестоко повредило крымским татарам.
Так что, на самом деле история независимой России продолжается лишь немного больше четырехсот лет, то есть приблизительно столько же, сколько и документально подтверждена великодержавность Киева - с 860 по 1240 год.
То есть Украина имеет больший период самостоятельной государственности, поскольку в истории Украины еще было полтора столетия полной независимости Галицко-Волынского государства. Кроме того, в нашей истории было полтора столетия фактической независимости Запорожской Сечи.
Она, в отличие от Московии в XVI столетии, никому ничего не платила, зато немало кто платил ей. Все это – если не считать периодических вспышек государственной жизни, которых в истории Украины было немало.
В самом деле, название Украины изменялось во времени.
Тем не менее, такое изменение названий страны – скорее правило, чем исключение.
Та же Россия во времена средневековья имела параллельные названия Суздаль и Залесье. Потом те земли стали называться Московским княжеством, а со временем и царством. Потом Московию единоличным указом переименовали в Российскую империю, которую отменил СССР, который в свою очередь был упразднен, и на части территории которого появилась Российская Федерация.
В сущности, из своей государственной истории Россия называлась Россией немного больше двухсот лет. Если абсолютизировать значение государственных названий, то в России не было бы ни Ивана Калиты, ни Ивана Грозного, ни даже молодого Петра Первого – ведь все это история Московии.
Скажем, страна, которая ныне известна как Китай, многократно изменяла свое название – каждый раз по имени правящей династии. Однако нет никаких сомнений – под всеми этими названиями речь идет об одном и том же Китае и о китайском народе, который полностью сохранял этническую наследственность.
То же самое касается и Украины, Центральная часть которой называлась Русью до ХVІІ столетия, а Западная – до ХХ.
Как сказал один философ, самое неприятное свойство комплексов состоит в том, что они иногда появляются у того, кто не должен иметь для них никаких оснований.
Попытка из последних сил навязать Украине исторические комплексы на самом деле связанны с возникновением исполинских идентификационных проблем в самой России вследствие самостоятельности Украины.
Идеологическая проблема становится чуть ли не самой главной в отношениях России с Украиной, и для нашего государства принципиально не уступить ничем в этой уникально важной и недооцененной политиками и обществом сфере.
Когда-то Россия приложила огромные усилия, чтобы всеми правдами и неправдами "пришить Киевскую историю белыми нитями", как справедливо сказал по этому поводу Карл Маркс.
Сегодня, в новых исторических условиях, эта неправда всплывает на поверхность, еще и теряет свою политическую целесообразность. Результат – кризис идентичности России: панславянство не работает, поскольку почти все славяне оказались в ЕС и НАТО. По той же причине теряет узкополитическое значения для Москвы и православие.
Немало российских идеологов призывают искать миссию России в евразийстве – основанном на принадлежности к российскому государству единства славянских, тюркских и фино-венгерских народов. По сути, эта популярная и поддерживаемая Кремлем теория является попыткой идеологического обоснования сохранения России в существующих границах.
Сегодня в России делаются первые попытки "отвязаться" от Киевского наследства, найти начала России то ли в Новгороде, то ли в Старой Ладоге, то ли в Золотой Орде. Все эти проблемы связаны со столетиями культивирования исторической неправды.
Виктор Черномырдин сразу после вступления в должность посла пообещал выучить украинский язык. Похоже, эта задача оказалась для него слишком сложной. Однако, мы не должны терять надежды, что российский посол до момента, как его уволят с должности, сможет стать более компетентным если не в истории Украины, то хотя бы в правдивой истории России.
Александр Палий, историк, для УП