Ющенко как рекламный герой

Пятница, 20 января 2006, 12:31

"Думай об Украине. Это твоя земля, твоя ответственность, твоя миссия. Думай по-украински. Виктор Ющенко, президент Украины".

Или "Думай по-украински. Ты – потомок равноапостольных княгини Ольги, Владимира Великого, Ярослава Мудрого. История требует от тебя веры в себя и в Украину. Думай по-украински. Виктор Ющенко, президент Украины".

Уже полтора месяца Ющенко каждый день приходит к гражданам в белом шрифте на красно-бордовом фоне. Телевизионные ролики с призывом "думать по-украински" интересны хотя бы тем, что до следующих выборов президента еще четыре года – а ни Кучма, ни Кравчук не практиковали прямую саморекламу в межизбирательный период.

Но на Банковой не согласны с теми, кто думает, что эти ролики являются пропагандой в пользу главы государства. Там объясняют, что это реклама идей объединения нации и любви к родине. И, что самое интересное, власть не была разработчиком этого слайд-шоу, которое украинцы видят на телеэкранах.

"Инициатором роликов выступил фонд "Украинский вымир" и Ярослав Лесюк, который предложил их руководству секретариата президента", - объяснила "Украинской правде" пресс-секретарь Ющенко Ирина Геращенко.

Бывший психиатр Лесюк уже давно сотрудничает с Ющенко – он входил в группу разработчиков оранжевой символики его президентской кампании. В 2004 году она выстрелила на сто процентов, хотя сначала вызвала у Ющенко нейтрально-отрицательную реакцию.

Понравились ли Ющенко его нынешние ролики "думай по-украински", Геращенко не говорит: "Я не хочу давать оценку. Скажу только, что президент считает правильным, что мы должны объединять общество вокруг патриотизма".

Сам ющенковский ролик воспринимается неоднозначно – потому что его лозунг можно понять двояко. Поскольку сам Лесюк отказался от любых комментариев, УП обратилась к его коллеге по пиар-сопровождению Ющенко на предыдущих выборах Игорю Грыниву.

"Я слышал трактовку, что призыв "думай по-украински" понимают как "думай на украинском языке". Хотя на самом деле это должно читаться "будь патриотом своего государства" и имеет самое мелое отношение к языку", - рассказал Грынив. При этом он видит позитив в том, что люди задумываются даже над значением фразы "думай по-украински".

Ролик, который появился в разгар газового конфликта, упал на благодатную почву подъема патриотичных настроений в Украине. "Я думаю, что эта реклама сработала", - сказала Геращенко, ссылаясь на разговоры со своими знакомыми.

Но на Банковой советуют не искать связи между появлением роликов и газовым конфликтом – по словам пресс-секретаря Ющенко, Лесюк принес образцы видео на Банковую еще в ноябре, когда все было спокойно.

В России иначе попробовали донести идею, которую Ющенко положил в основу ролика "Думай по-украински"

Самый пикантный вопрос – это деньги. По словам Геращенко, за изготовление роликов они не платили, потому что их предоставил Лесюк. А транслируется эта реклама бесплатно, потому что на Банковой решили ее считать социальной рекламой.

"Секретариат обратился к телевизионным каналам с просьбой поддержать чрезвычайно важную инициативу, направленную на объединение граждан вокруг темы патриотизма, гордости за свою историю", - сказала Геращенко.

На "5 канале", который активно включился в кампанию "думай по-украински", "Украинской правде" сообщили, что в конце декабря им было прислано письмо с подписью временно исполняющего обязанности главы секретариата президента Анатолия Матвиенко с просьбой "решить вопрос размещения в эфире (...) соответствующих видеороликов как социальной рекламы".

Близкий к президенту канал выделил Ющенко квоту – 13 выходов в день в период с 1 по 31 января. В целом ролик должен быть продемонстрирован 403 раза.

При желании "5 канал" мог бы взять деньги с главы государства за социальную рекламу, но решил так не делать – это выглядело бы еще более грустно, чем счет, который ахметовская "Украина" как-то выставила Януковичу за проведение горячей линии. При этом, говорят, сам Порошенко виделся с Ющенко за последние полгода лишь один раз...

Но и бесплатное размещение роликов Ющенко должно быть как-то аргументироваться. В комментарии пиар-отдела "5 канала" сказано, что юристы этой телекомпании почему-то отнесли себя к категории "масс-медиа, которые полностью или частично финансируются из бюджета". А потому они имеют право - и даже обязаны - бесплатно размещать социальную рекламу органов власти.

На самом деле, если разобраться, такое прикрытие в случае с "5 каналом" не работает, ведь это полностью частное медиа. И упоминавшийся аргумент мог бы привести только УТ-1, где также бесплатно крутились ролики Ющенко.

Относительно того, может ли вообще ролик считаться социальной рекламой, "5 канал" послал соответствующий запрос в Нацсовет по телевидению и радиовещанию и получил положительный ответ.

"Думай по-украински" действительно подпадает под определение закона: социальная реклама – это информация, которая направлена на достижение общественно полезных целей, популяризацию общечеловеческих ценностей и распространение которой не имеет целью получения прибыли.

"Думай по-украински" – это первый опыт социальной рекламы, которую предложила власть – и "первый блин" не стал комом", - считает пресс-секретарь Ющенко.

Хотя на самом деле телеканалы, которые бесплатно разместили ролики президента, попали в рискованную ситуацию. Теперь штаб любого из политиков может претендовать на то, чтобы и ему были предоставлены те же условия.

Просто героями ролика следует сделать, например, Евгению Тимошенко или, свят-свят-свят, Людмилу Янукович, или даже брата Виталия Кличко Владимира.

Прадед ролика "думай по-украински" советских времен

Они никуда не баллотируются, а потому формально не преследуют политической цели. Поэтому их призыв, например, жить в любви, будет никакой не политической, а прямой социальной рекламой, которая отвечает норме закона о "популяризации общечеловеческих ценностей". И потому они могут требовать льгот при размещении своей рекламы.

В разговоре с "Украинской правдой" Геращенко оговорилась, что секретариат президента не оставляет идею дальнейшего использования социальной рекламы. "Виктор Ющенко считает, что победит тот народ, который считает себя единым, а для этого надо познать свои корни. Он часто употребляет слово "нация", хотя это не всеми воспринимается. Но президент говорит: если это не буду делать я, то тогда кто?"

С одной стороны, социальная реклама – это действительно мощный инструмент для достижения общественно значимых целей. На Западе это вообще один из столбов рекламной индустрии. А серия роликов "Все у нас получится", которую крутили в России перед выборами Ельцина в 1996 году, был одним из самых эффективных инструментов реанимации его рейтинга.

Но следует вспомнить и другую совсем свежую историю: бил-борды, которые содержали поздравления ветеранам с Днем победы от лица Кучмы, вызвали целую кампанию сопротивления у нашеукраинцев.

В 2003 году тогдашний заместитель руководителя избирательной кампании Ющенко Николай Томенко даже занимался подсчетом, сколько денег теряли рекламисты, когда они бесплатно и под давлением пускали к себе на стенды бывшего президента.

Теперь же бумеранг, запущенный Ющенко два с половиной года назад, вернулся к нему самому.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде