Двум мэрам – не бывать, одного – не миновать

Вторник, 20 декабря 2005, 16:19

Если следовать модной нынче тенденции и сравнивать Украину с пасекой, Киев – самый лучший в стране улей.

Здесь живут самые богатые пчелы количеством до трех миллионов официально и четырех – неофициально.

Пчелы в этих местах несут самый вкусный мед, составляющий треть государственного бюджета.

Это нехитрое сравнение становится еще слаще в свете предстоящей децентрализации власти, когда все ульи начнут жужжать в своем ментально неповторимом ритме.

Именно поэтому предстоящая борьба за самый вкусный кусок электоральной Украины видится не менее напряженной, нежели Большая Парламентская Гонка. Более того, в столице впервые за пятнадцать лет Независимости наблюдается реальная конкуренция, когда имя и фамилию победителя определит фотофиниш.

Раньше было намного проще: победителей были известны еще до выстрела из стартового пистолета, что превращало киевские выборы в скучнейшую формальность.

Сегодня ситуация в Киеве даже не биполярна: по мнению экспертов, есть, по крайней мере, четыре серьезных центра влияния.

Первый – в лице нынешнего мэра, неутомимого перестроителя (сказываются прорабские привычки) и главного хоккеиста страны Александра Омельченко. Его сила не столько в опыте и настоящей любви части киевлян, сколько в нечеловеческом нюхе на политическую конъюктуру.

Второй центр влияния - уже экс-чемпион мира в тяжелом весе Виталий Кличко. Его ресурс - общенародная любовь. Слабость – отсутствие какого-либо управленческого опыта.

Третий претендент на киевского "царя горы" - Леонид Черновецкий, чей личностный электорат предан, но узок.

Наконец, самая влиятельная по социологическим замерам, сила в Киеве – БЮТ. Ее лидером станет Николай Томенко, который, впрочем, вслух от мэрских амбиций отказался.

Александр Омельченко: мастер лавирования

Александр Александрович Омельченко – один немногих представителей старой школы, встречающих 2006 год в статусе политика высокого ранга.

Характерная черта представителей старой элиты – умение держать нос по ветру, ориентироваться даже не в ситуациях, а в тенденциях.

Именно это умение помогло Омельченко взобраться на политический Олимп, когда в смутные девяностые он сделал правильный выбор между Леонидом Кравчуком и Леонидом Кучмой. Возможно, ему помогла ментальная связь с будущим лидером нации, ведь Омельченко и Кучма родились в один день и в один год – 9 августа аж 1938 года.

В итоге Омельченко стал править Киевом, а бывший глава горадминистрации Косаковский, поддержавший Кравчука, отправился в незамысловатый маршрут - по судам.

Последний удачный политический финт от Омельченко – поддержка оранжевой революции и предоставление здания мэрии для нужд революционеров. Решение это давалось Омельченко нелегко. Ему предшествовали длительные переговоры с Тимошенко, Порошенко и другими лидерами Майдана. Зато впоследствии этот шаг Омельченко конвертировал в высокий рейтинг доверия киевлян.

Согласно данным разных социологических служб, если бы выборы мэра проходили в ближайшее воскресенье, Александр Омельченко уверенно их бы выиграл - он набирает от 20 до 25% голосов.

Ему есть чем похвастаться. Киев здорово изменился в последнее время: дороги стали лучше, магазинов больше, а на тротуарах появилась "качественная плитка отечественного производителя". Правда, знатоки утверждают, что на таком покрытии свой выбор Сан Саныч остановил не случайно, а лишь потому, что плитку производит предприятие его младшего сына и полного тезки – народного депутата Александра Александровича Омельченко.

Минус Омельченко в том, что его имя частенько фигурирует в многочисленных земельно-строительных скандалах. Фамилия мэра всплывала и в спорных вопросах предоставления земельных наделов в заветных киевских лесах небезызвестным гражданам – Нестору Шуфричу, Григорию Суркису или, скажем, Степану Гавришу.

В итоге – четкая ассоциативная привязка нынешней городской власти к слову "коррупция". Это ярко демонстрируют социсследования, показывающие, что киевляне ставят эту проблему на первое место.

Да и желание постоянно обновлять облик Киева не всегда находит поддержку у жителей столицы. Они продолжают скучать по детским площадкам, фонтану на Майдане, называя новые постройки "теплицами", а скульптуру в сердце столицы – "Бабой".

Промежуточный итог: шансы на победу у Сан Саныча высоки, но далеко не так радужны и однозначны, как еще пару месяцев назад. Да и сам Омельченко, похоже, осознает, что фиаско в борьбе за главное столичное кресло для него автоматически станет закатом политической карьеры и вылетом из Высшей Лиги политигроков.

Возможно, именно поэтому Омельченко серьезно рассматривал вариант ухода в парламент. Источники, близкие к политсовету президентской партии утверждают, что кроме третьего номера в списке НСНУ Омельченко обещали парламентский комитет в придачу. Но стороны где-то друг друга "недопоняли" и Омельченко вернулся к битве за Киев.

Виталий Кличко: мастер удара

По данным всех социологических служб, Кличко–старший занимает второе место в рейтинге предпочтений киевлян. При этом основной его целевой аудиторией является молодое поколение жителей столицы.

Имидж Виталия Кличко – супермен. От его двух с копейками метров роста и ширины плеч ощутимо веет силой. В жизни все сложные вопросы Виталий Кличко привык решать с помощью кулаков, уверенно смотря оппоненту прямо в глаза.

Но в украинской политике, практикующей византийские традиции подковерной борьбы, такие методы не действуют.

Решение пойти в мэры Виталий Кличко принимал тяжело. Публично о крестовом походе в политику украинец должен был объявить после победного боя с Хасимом Рахманом. Но в пошагово продуманный пиар вмешалась незапланированная травма на банальной тренировке и спутала Виталию все карты, заставив по-новому раскидывать коалиционные пасьянсы.

Искрометного пиар-хода для начала кампании не получилось: Виталий заявил о завершении спортивной карьеры и вполне буднично потерял титул сильнейшего.

Вслед за этим на него вышло несколько политических сил, предложивших ему яркое политическое будущее. В спринтерском забеге победил было НСНУ, предложивший экс-боксеру четвертый номер в списке. Правда, "нашеукранцы" "забыли" сообщить Кличко, что он будет дышать в затылок Омельченко. Кличко справедливо обиделся. И тут же был принят в давно распростертые объятия блока ПРП-ПОРА.

Лидер ПОРЫ Владислав Каськив обхаживать Кличко начал не вчера. Он давно начал охоту за лицами, предлагая проходные места Маше Ефросининой, Роману Скрыпину, Вахтангу Кипиани, Арьеву и другим брендовым лицам.

Говорят, громкое заявление после "победного" боя с Рахманом было личным креативом советника президента. Однако после того, как в борьбу за боксерский бренд подключились тяжеловесы из НСНУ, Каськив на время утратил инициативу. И уже после того, как Кличко сказал твердое "нет!" детищу Ющенко, на горизонте снова замаячила ПОРА.

Примечательно, что за несколько дней до съезда партии профессиональных революционеров Владислав Каськив обзавелся дорогим подарком. Это - мужские часы Chronograph Flyback из лимитированной серии Klitschko. Часы от Montblanc и братьев Кличко, выпущены в количестве всего 50 штук.

У обновки лидера ПОРЫ корпус из нержавеющей стали, красующийся на ремне из крокодиловой кожи. Ремешок прошит красными нитями, что, по мнению дизайнеров, символизирует швы на бойцовских ранах боксеров, а коробочка, где презент покоится, представляет собой боксерский ринг в миниатюре. Цена подарка – 27 500 гривен. В результате один советник президента очень дорожит подарком другого советника с именной подписью от руки.

Интересно, достанет ли Виталий из своего арсенала кроме коронных хуков и апперкотов единственное оружие отечественных политиков - компромат? К примеру, можно ненароком вспомнить о спонсируемом из столичного бюджета футбольном клубе "Арсенал" или о разваленном отечественном хоккее, президентом федерации которого является как раз Омельченко.

Скорее, для Кличко откусывание ушей и удары ниже пояса неприемлемы как инструмент борьбы. Но его технолог ПРПист Игорь Грынив такими методами вряд ли пренебрегнет.

Ахиллесова пята Кличко – отсутствие менеджерского опыта. И здесь ему не помогут ни его блок, ни Грынив, которому Кличко безгранично доверяет. "Пчелы" ПРП озабочены собиранием меда в общенациональных масштабах, а ПОРА - сила деструктивная, протестная, революционная.

Кличко поступил мудро, выторговав право самостоятельно формировать команду в поход на Киевсовет. С высокой долей вероятности в ней может оказаться киевский бизнесмен Лев Парцхаладзе, которого связывает с Кличко более чем десятилетняя дружба.

Леонид Черновецкий: мастер молитвы

В топку собственной популярности Леонид Черновецкий вбрасывал долго и много: как денег, так и репутацию. Итог десятилетних инвестиций депутата, культ которого исповедует его банк, – солидный рейтинг. Пока Черновецкий – третий.

Можно биться об заклад, что он финиширует последним в тройке лидеров, поскольку потенциал электората, который можно купить гречкой либо завербовать в модерновых церквях, достаточно ограничен. И – что немаловажно – маргинален.

Черновецкий выглядит благодетелем в глазах бомжей и малообеспеченных семей, но его харизмы маловато для остальных киевлян. Их, в первую очередь, отталкивает его нетрадиционная ориентация, в частности, религиозность. Хотя бы потому, что Черновецкий выглядит более так же привычно рядом со своим соратником по секте "Посольство Божье" нигерийцем Сандэем Аделаджи во время песнопений на проповеди, как и в парламенте.

Однако во всемирном православном центре, каким есть Киев, этот тандем в исполнительной власти смотрится достаточно дико. Вряд ли киевляне готовы приветствовать Аделанджи в качестве советника по гуманитарным вопросам при мэре Черновецком.

Вопрос команды для гипотетичного мэра Черновецкого еще более актуален, чем для Кличко. Если Киевом будут руководить люди, подбираемые в формате "верую – не верую", за город становится страшно.

Кроме того, на благообразного и богоугодного депутата посыпятся тонны компромата. Банкиру наверняка припомнят, как его шикарные машины сбивали людей на столичных трассах.

Впрочем, в любом случае 2006 год принесет Черновецкому успех. Его партия имеет все шансы создать приличную фракцию в Киевсовете, а его личный рейтинг заставит считаться с ним любую столичную политсилу.

Крах Черновецкого-политика может наступить в двух случаях.

Первый – убийственный компромат, который вычеркнет народного депутата, гордо ездящего на работу на шикарном Майбахе, и знатока банковского дела из публичной жизни.

Второй вариант – значительное улучшение уровня жизни в Киеве. Чем выше уровень жизни, тем тоньше целевая маргинальная прослойка Черновецкого. Впрочем, финансовых чудес до марта не ожидается.

Николай Томенко: мастер интриги

От любви до отсутствия оной – один шаг. Некогда Томенко работал на Омельченко, помогая тому стать популярным. Теперь эти люди – конкуренты, готовые сойтись в битве за Киев.

Любовь киевлян господину Томенко принесло круглосуточное дежурство на сцене Майдана во времена Оранжевой революции. Неофициальный титул "ди-джея революции", может, и режет ухо. Но заслужить его – дорогого стоит.

Томенко долгое время вынашивал планы сесть в кресло мэра, но высокий рейтинг Омельченко и выход на арену Кличко заставили Николая Владимировича более трезво отнестись к своим шансам.

По данным социологов, личный рейтинг Томенко колеблется на уровне 7%. Как стартовая площадка, может, и неплохо, но в существующей системе столичных координат - безнадежно мало.

Впрочем, Томенко, как всегда, подошел к делу с присущей ему хитростью. Номинально отказавшись от претензий на мэрство, он возглавил БЮТ на выборах в Киевсовет, одновременно баллотируясь и в Верховную Раду.

Вариант практически беспроигрышный. Юлия Владимировна уже имеет в столице более тридцати процентов симпатиков. А, учитывая явно левацкую предвыборную программу, может замахнуться и на более высокие цифры.

Личная выгода Томенко заключается в следующем: купаясь в яркости цифр БЮТа, он сам подтянет свой рейтинг. И тогда у него в кармане будет иметь два интересных варианта продолжения политической карьеры. Если у БЮТ будет складываться с большинством в парламенте, то экс-вице-премьер опять вернется в монументальное здание на Грушевского, 12/2.

Если же БЮТ уйдет в парламентскую оппозицию, Томенко может порулить Киевом в качестве главы самой большой фракции Киевсовета (правда, его коллега по блоку Михаил Бродский этот вариант присмотрел себе).

Наконец, Томенко пора создавать для своего CV успешные проекты. Потому что пока Николай Владимирович известен только как чистый самопиарщик, конкретика же у него прихрамывает на обе ноги. Вспомнить навскидку какой-нибудь из значительных проектов "ди-джея майдана" достаточно сложно.

Прогнозы: дело неблагодарное, но все же

По сути, с апреля 2006 года киевляне обречены на два центра влияния. То, что БЮТ будет формировать большинство в Киевсовете – практически аксиома. Вопрос только в том, кто будет представлять власть исполнительную.

Если мэром опять станет номинальный пенсионер Омельченко, киевляне увидят впечатляющие разборки. БЮТ, одержав победу, вряд ли захочет делиться властью, Омельченко на это не способен априори.

Его даже не пугает, что родная "Еднисть" с треском проваливает компанию. С этого "титаника" уже бегут первые предвестники поражения. Говорят, Яловой собирался продавать проходные места в списке по миллиону долларов США. Сегодня на них объявлен sale, но даже по цене в 150 тысяч долларов (уровень среднего областного центра) ажиотажа не наблюдается.

В случае прихода к власти Кличко есть варианты.

Здесь все зависит от позиции самого Виталия и от того, насколько он будет самостоятелен в формировании своей команды. В данном случае будет цениться не политическая, а менеджерская составляющая команды экс-боксера. Без сильных управленцев и финансистов Виталий будет обречен на ошибки, которые будут стоить ему политического нокаута.

А из политики в спорт уже не вернуться.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде