Политтехнологическое оружие Кремля дало трещину
Украинская власть, которая получила победу на президентских выборах 2004 года благодаря, в том числе и наблюдателям, едва не отказалась от одной из подобных миссий.
Во вторник со слов главы пресс-службы МИД, стало ясно, что международные наблюдатели от СНГ, которых курирует глава исполкома содружества Владимир Рушайло, Украине не нужны.
Это дало возможность оппозиции заявить о том, что без СНГ, в стране произойдут массовые фальсификации выборов, даже не смотря на то, что Ющенко пригласил наблюдателей чуть ли не со всего мира приехать весной на выборы в Украину.
Свою позицию МИД объяснил тем, "односторонняя политическая ориентация руководства миссии СНГ в ходе наблюдения за президентскими выборами в Украине 2004 года привела к тенденциозному и заидеологизированному подходу и искривленным, далеким от объективности выводам".
Впрочем, уже вечером Ющенко заявил, что готов сам пригласить "наблюдателей людей доброй воли из любого уголка мира, в том числе СНГ". Он не конкретизировал, хочет ли он видеть в частности именно эту миссию, или просто представителей стран СНГ.
Для тех, кто знаком с историей вопроса, односторонняя ориентация руководства миссии СНГ не удивительна. В 2002 году президент Кучма в компании других глав Содружества подписал Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в рамках СНГ, которая, кстати, разрабатывалась по инициативе и при непосредственном участии именно российского Центризбиркома.
Также говорят, что в 2004 году кандидатуру Рушайло на должность главы исполкома СНГ, который до этого был министром внутренних дел, а потом секретарем Совета безопасности России, предложил именно экс-президент Леонид Кучма.
География слепоты СНГешных наблюдателей
Еще в 2001 году такая миссия была на выборах Лукашенко в Беларуси и признала их легитимными.
В Украине результаты наблюдения миссий стран СНГ и ОБСЕ впервые существенно отличались после парламентских выборов 2002 года. Тогда миссия ОБСЕ признала выборы, но отмечала "общую атмосферу недоверия".
В отчете западных наблюдателей уже упоминался админресурс, давление на работников госучреждений, вмешательство органов власти в избирательный процесс, случаи насилия и утверждения о запугивании и давлении на оппозиционных кандидатов, активистов и избирателей.
ОБСЕ отмечала предубежденность СМИ, в частности, электронных. Наблюдатели обращали внимание также на то, что национальный телеканал, который финансируется государством, склонялся в сторону пропрезидентских кандидатов
Миссия наблюдателей всего этого не увидела. Они назвали выборы свободными, прозрачными, честными и легитимными и не сделали ни единого замечания. Словосочетание "свободные, честные и легитимные выборы" с того времени будет переходить из одного отчета в другой, несмотря на страну и ход событий.
Фото Комерсант-Україна |
Когда западные наблюдатели осуждали массовые фальсификации, когда мир был шокирован массовыми "каруселями", нарушениями на участках, когда тысячи украинцев вышли на Майдан, наблюдатели от СНГ заявили, что голосование 21 ноября было проведено "в соответствии с избирательным законодательством Украины", и миссия оценивает эти выборы как " транспарентные, легитимные и свободные".
Может, опираясь именно на такие утверждения, российский президент Владимир Путин поспешил поздравить Януковича с победой?
Дальше - больше. "Темники", которые распространяла администрация тогдашнего президента Кучмы, приказывали журналистам брать комментарии о ходе выборов именно у представителей миссии СНГ.
По замыслу "темников", наблюдатели должны были авторитетно рассказывать украинцам, что в регионах, которые поддерживали Януковича, выборы проходят спокойно. В то же время, другой наблюдатель от СНГ, должен был открыть всем глаза на многочисленные несоответствия в списках избирателей в Ивано-Франковской области.
Такое было не только в Украине.
Миссия Рушайло не увидела безальтернативности парламентских выборов в Узбекистане в том же 2004-м. По утверждению ОБСЕ эти выборы не отвечали демократическим нормам - граждане были лишены реального выбора, поскольку оппозиция не была допущена к борьбе за места в парламенте.
ОБСЕ считает, что узбекская власть не дала оппозиционерам возможности принимать участие в выборах, что чаще всего делалось со ссылкой на технические нарушения.
Тогда власть Узбекистана объявила о 85% явке, на самом деле, по свидетельствам очевидцев избирательные участки во время выборов не выглядели слишком многолюдными.
Пророссийские же наблюдатели назвали выборы прозрачными, демократическими и прекрасно организованными. "Наблюдатели признали выборы легитимными, свободными и транспарентными", - говорится в отчете.
Следующей страной, в которой кардинально отличалось видение выборов со стороны СНГ и ОБСЕ, была Киргизия 2005 года.
Там фальсификации парламентских выборов привели к акциям протеста и падению режима президента Аскара Акаева, который был вынужден выехать из страны.
ОБСЕ заявила, что выборы не отвечают демократическим нормам. Организация акцентировала внимание на предубежденность СМИ и констатировала подкуп избирателей.
Тем не менее, наблюдатели и СНГ, хоть и обратили внимание на некоторые "недостатки и упущения" во время подготовки к выборам, снова назвали их "легитимными, свободными и транспарентними".
Это тогда, как тысячи киргизов начали акции протеста против фальсификаций!
В Азербайджане на выборах, где преимущественно победили провластные силы, миссия Рушайло увидела "отдельные нарушения". Тем не менее, для них нарушения "не носили массового характера, не осуществляли существенного влияния на свободное волеизъявление избирателей и на итоги голосования".
Между тем, даже центризбирком Азербайджана признал нарушения в 10 округах и назначил там перевыборы. А миссия наблюдателей ОБСЕ в своем выводе вообще заявила, что выборы 6 ноября, "не отвечали многим стандартам ОБСЕ и Совета Европы".
Интересно, что наблюдатели СНГ в своем отчете отметили, что указы президента Азербайджана Ильхама Алиева о реабилитации лидеров политической оппозиции предоставили им право активно принимать участие в избирательной кампании.
Однако, в Украине, наверное, все знают, что власть не разрешила вернуться и принять участие в выборах лидеру оппозиционной партии Расулу Гулиеву, который имеет статус беженца. Так же перед выборами была проведена зачистка сил, которые поддерживали оппозицию.
Последней каплей для России стали выборы в Казахстане.
Миссия ОБСЕ снова была очень критичной. В соответствии с предыдущим отчетом, несмотря на некоторые улучшения, выборы не отвечали "ряду обязательств Казахстана перед ОБСЕ и другим международным стандартам в области демократических выборов". Также организация обратила внимание на ухудшение ситуации во время подсчета голосов, случаи многоразового голосования, подкладывания бюллетеней и давления на студентов.
ОБСЕ заметили, что СМИ в целом предоставляли преимущество действующему президенту Назарбаеву.
Но миссия СНГ в своем отчете отметила, что соотношение положительных и отрицательных материалов о кандидатах в президенты показало, что "государственные СМИ освещали их деятельность в целом в нейтральной или положительной тональности, а негосударственные СМИ отличались более резкими высказываниями".
После очередной пощечины со стороны западных наблюдателей в понедельник сорвался министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и выступил с довольно резкими заявлениями. Он требовал от Запада "прекратить попытки навязывать свою версию демократии соседям России".
Наверное, в Москве подозревают, что именно независимые выводы ОБСЕ приводят к революциям в бывших советских государствах.
Поэтому не удивительно, что в конце концов Россия не выдержала. Ведь, Москва, которая никогда не могла отказаться от влияния на бывшие страны СНГ, прилагает максимум усилий, чтобы не допустить к власти "другие" силы.
Даже, российский политолог Станислав Белковский проболтался, что "с точки зрения Кремля наблюдатели от СНГ являются политтехнологическим оружием, которое не имеет ничего общего с функциями наблюдателя на выборах".