"Регионы" меняют лицо, или Ахметов в роли премьера
То, что в послевыборный период отношения между Януковичем с одной стороны, и Колесниковым-Ахметовым с другой, сильно ухудшились - в Донецке не секрет.
Янукович, как здесь говорили, "прос**л" победу на президентских выборах, а пострадали от этого те, кто делал на него ставку.
И заграничный отдых Виктора Федоровича в то время как у Ахметова забирали "Криворожсталь", а Колесников четыре месяца парился в СИЗО, не добавляли этим отношениям теплоты.
Вернувшись из заключения, Борис Викторович даже не особо скрывал, что некоторым "любителям природы" в партии делать нечего. Это отношение передалось и донецким СМИ, подконтрольным Колесникову. Их редактора и журналисты даже на встречах с иностранными дипломатами открыто называли Януковича предателем, политическим трупом и т.д.
Наверняка такая позиция была сознательно или несознательно спроецирована ими от Рината Леонидовича и Бориса Викторовича.
Но не зря же Партию регионов в узких кругах ее руководства называют акционерным обществом. Она формировалась не только путем слияния нескольких партий, но и нескольких капиталов.
Она была и остается инструментом достижения власти конкретной региональной элиты, и часть этой элиты не позволила другой части избавиться от раскрученного в период выборов брэнда - "Янукович".
Прежде всего, потому, что эти люди не видели себя в реформированной ПР, а Янукович не только привычен, но и прогнозируем. Он по духу намного ближе тем же ландикам, рыбакам, звягильским, чем жесткий Колесников или прагматичный Ахметов.
К тому же, почти все они в свое время сталкивались с попытками Рината Леонидовича или его людей проглотить их бизнес, и если не защиту, то поддержку находили именно у Януковича. В свою очередь, крыло Колесникова видело партию динамичной и прагматичной. Не популистской оппозицией а-ля коммунисты, а партией европейского образца, не площадной, а парламентской.
Но власть внесла свои коррективы в эту борьбу. Отставка Юли и ее переход в оппозицию заставили Ющенко выбирать, какая оппозиция ему безопаснее. И тогда главным оппозиционером страны Президент назначил Януковича. Этим же ходом он, как говорят в парламенте, уступил давлению Соединенных штатов и вернул в страну Рината Ахметова. Страничка так называемых "политических репрессий" была закрыта.
Таким образом, Ахметов и Колесников оказались как бы обязанными Януковичу. И это явно не делало их отношения лучше. Скорее наоборот, амбициозный Янукович почувствовал свою значимость, и противостояние только усилилось. Выставление ТРК "Украина" счета Януковичу за прямой эфир было показательным проявлением этого противостояния.
Януковичу дали понять, что "его" медиа-ресурс - это на самом деле не его медиа-ресурс и он в любой момент может быть отрезан от него. Как может быть отрезан и от региона, общественное мнение которого формирует этот ресурс…
Но, в конце концов, обе стороны поняли, что они нужны друг другу, как минимум на этапе парламентских выборов. Получилось так, что после провала Коновалюка в "Трудовой Украине" Ахметову не на кого было ставить в этой гонке, кроме как на ПР. А Янукович понимает, что с такой финансовой и политической мощью как Ахметов-Колесников ему не справится.
Обе стороны предпочли худой мир хорошей войне. Но Виктор Федорович не упускал возможности показать Ринату Леонидовичу свою цену. Он стал ездить практически на все матчи "Шахтера", где народ всегда встречал его овациями. Ахметов должен был сделать и сделал из этого правильные выводы. К этим же выводам его должны были подтолкнуть и рейтинги Януковича.
В результате стало очевидным, что первоначальный план отделения Партии регионов от Януковича и их отдельное участие в выборах как ПР и Блока Януковича не эффективен и невыгоден ни одной из сторон. ПР без Януковича теряла бы голоса избирателей, а Блок Януковича, составленный из партий-миньйонов не имел бы финансового и медийного ресурса. Кроме того, в ПР Янукович лидер Партии, а кем бы он был в блоке имени себя без этой партии? – только знаменем, которое используют…
В конце концов стороны подтолкнули друг друга к компромиссу. Пятого ноября на так называемом "техническом" съезде Партии регионов Виктор Федорович заявил, что Блока Януковича не будет – партия пойдет на выборы самостоятельно.
Нужно отметить, что съезд сделали закрытым для прессы, поскольку, видимо, опасались, что ставший подозрительно покладистым Янукович через делегатов из регионов все же попытается поднять и продавить решение о блоке. Но он все сделал так, как и договаривались.
Назначение близкого к Ахметову Василия Джарты начальником штаба регионалов, вместо руководившего им до этого профсоюзного лидера Георгия Хары, было показателем того, что акценты расставлены: кто платит, тот и определяет менеджмент.
В партии произошла своего рода политреформа, когда председатель лишился части полномочий в ответ на гарантии своего политического будущего. В эти гарантии, видимо, входит и "политическое трудоустройство" членов семьи Януковича. Внезапное появление младшего сына Януковича в руководстве Союза молодежи регионов обеспечивает ему место в парламентском списке ПР.
В свою очередь старший сын Виктора Федоровича наверняка будет баллотироваться в Донецкий областной совет, чтоб при возможности, возглавить его. А такая возможность вполне может представиться, если рекрутировать наиболее вероятную сейчас замену Колесникову на посту председателя облсовета – Анатолия Близнюка, например, в правительство…
Показателем такого реформирования стало и возвращение в команду находившегося после выборов в свободном плавании Эдуарда Прутника. Он возглавил работу по PR и СМИ, фактически отцепив от этого участка главного идеолога "донецкого информационного зонтика" Александра Гурбича.
Но апофеозом этих внутрипартийных процессов, конечно стало объявление о баллотировании в парламент по спискам ПР Рината Ахметова. Понятно, что такой человек пойдет в первой пятерке, что автоматически выводит его на свет публичной политики. Но Ахметов и публичность – вещи мало совместимые. Человек, который во время всех интервью и футбольных пресс-конференций публично уходил от политики, теперь, вдруг, резко выходит под свет политических софитов. Зачем?
Наиболее вероятными кажутся два мотива: депутатская неприкосновенность и политический статус; либо лавры Берлускони, - тоже владельца футбольного клуба, тоже имевшего репутацию мафиози и все-таки ставшего премьер-министром Италии. Это не значит, что Ахметов однозначно претендует на аналогичный пост в Украине, но исключать такого варианта тоже нельзя.
Правда, возможно, что Ринат Леонидович предпочтет остаться в тени назначенного им премьера. Но вряд ли этим премьером будет Виктор Янукович.
Янукович – это лицо реванша партии, лицо ее прошлого, за которое проголосует ностальгирующая часть населения. Но, придя в парламент влиятельной силой, принимая участие в формировании правительства, регионалам придется брать на себя ответственность за действия власти, и в этом случае Янукович будет диссонировать с электоральными ожиданиями от него.
К тому же Янукович, после минувших президентских выборов остается пугалом для Запада. Не воспринимается он и украинской интеллигенцией, не говоря уже о западных областях Украины. Это создаст очередную нестабильность в стране.
А бизнес-элита как оранжевая, так и голубая заинтересована в стабильности. Поэтому вряд ли Януковичу позволят стать премьером даже свои же однопартийцы.
Виктор Федорович, по сути, стал заложником страстей, нагнетавшихся его и противоборствующими политтехнологами во время президентских выборов. Янукович во главе политического лобби Донбасса будет означать прямой вызов президенту и оранжевому электорату. Это не нужно прагматичному бизнес-крылу ПР.
Значит, по логике, скорее всего, лицо партии после выборов изменится. Наверняка оно станет более европейским. А Янукович с его судимостями и грамматическими ошибками либо останется знаменем, либо уйдет в тень.
Кстати, вполне возможно и повторение варианта социалистов, которые вроде бы во власти, но поскольку сам Мороз в нее не входит, имеют возможность оппонировать ей. Возможно, и Виктор Федорович будет протестным лицом партии в парламенте, а в правительстве будут совсем другие люди.
Разница будет только в том, что для социалистов власть является инструментом победы на парламентских выборах. А для регионалов наоборот – парламентские выборы являются инструментом достижения власти.
Поэтому определять будущую модель донецкой верхушки будет количество депутатов, пришедших в Раду по спискам ПР. Вполне возможно, что произойдет разделение: Ахметову и его людям - правительство, Януковичу – народная любовь.
Во многом, дальнейшее развитие событий будет определяться тем, насколько комфортно будет чувствовать себя Ахметов в публичной политике. Похоже, он еще не готов к этому амплуа. Показательным в этом смысле является распространенное 29 ноября заявление его пресс-службы о согласии олигарха баллотироваться по спискам регионов. Заявление было подписано пресс-службой Рината Ахметова (не СКМ и не ФК "Шахтер"), но при этом в документе не было никаких обратных координат. То есть обратится за комментариями журналистам некуда.
Странно и то, что столь серьезный шаг презентовался не на пресс-конференции Ахметова, где ему пришлось бы отвечать на вопросы, а в таком одностороннем порядке. Это свидетельствует о том, что Ринат Леонидович еще сам не определился со своей ролью в политике: будет она публичной, либо официальной, но теневой. Если ему понравится первое, то пример Берлускони может стать очень близким к реальности.
Сергей Гармаш, Остров