Чего ожидает Украина от выборов или как зовут нового премьера?
Любой политолог уже в самом начале избирательной кампании обязан попытаться оценить последствия ее возможного завершения. Не столько для той или иной политической силы, сколько для страны в целом. Крайне важно понять, какие из вероятных межблоковых и межпартийных комбинаций после выборов пойдут на пользу нашей стране, а какие – во вред.
Хотя сегодняшние прогнозы могут быть опровергнуты ходом последующих событий, обсуждать эту тему нужно именно сейчас, потому что завтра будет поздно. Участие ведущих политиков и политологов в предвыборной борьбе на стороне той или иной партии, наверняка, лишит их объективности в оценке событий с точки зрения общенациональных, а не узкопартийных интересов.
Предлагаю свою версию ответа на вопрос, вынесенный в заглавие.
Если не произойдет каких-либо радикальных перемен, после мартовских выборов наиболее вероятной будет ситуация, когда ни у одной политической силы не хватит парламентских голосов для того, чтобы самостоятельно сформировать правительство.
"Оранжевые" ("Наша Украина" и БЮТ) получат около трети всех голосов. Примерно столько же будет и у их противников ("Партия регионов", коммунисты, возможно ПСПУ). Еще 10 -12 % получат "розовые" Александра Мороза и нейтрально "бесцветные" Владимира Литвина.
У одной из этих двух партий может оказаться "золотая акция". Но может случиться и так, что ее не будет ни у кого. Большая часть мелких партий на выборах провалится, и тем, кто пройдет в парламент, достанутся голоса их сторонников.
Скорее всего, чтобы иметь необходимые для формирования правительства 50 % депутатских голосов, нужно будет получить на выборах чуть больше сорока процентов голосов избирателей.
Если, к примеру, "оранжевые" получат не более 33 % голосов, а социалисты - менее 7 %, "оранжево – розовое" правительство сформировать не удастся. А если даже удастся, то не лишне вспомнить, что такое правительство уже работало в течение семи месяцев этого года (под руководством Юлии Тимошенко) и, прямо скажем, себя не оправдало.
У Литвина же, предположительно, поддержка будет меньшей, чем у Мороза. К тому же коалиция, в которую будут входить и Тимошенко, и Литвин, на мой взгляд, маловероятна. Если к ним добавить еще Мороза, то 50 % мест в ВР можно, пожалуй, и получить, но тогда крыловские лебедь, рак да щук будут считаться образцом взаимопонимания.
Создать же коалицию без участия "оранжевых" будет еще труднее. Голосов "Партии регионов" и НПУ для этого явно не хватит, а коммунисты, скорее всего, в правительство Януковича не войдут, а если вдруг и войдут, то сделают это правительство неработоспособным.
Учитывая сказанное, можно сделать простой вывод: уже начиная предвыборную кампанию, всем основным ее участником надо иметь в виду возможность достижения далеко идущих компромиссов при формировании правительства. Иными словами, нужно быть готовым к образованию "оранжево-синей" коалиции.
Именно такая – разноцветная – коалиция, на мой взгляд, более всего устраивала бы украинское общество. Почему?
Прежде всего, потому что с помощью двухцветной коалиции можно будет преодолеть раскол Украины на запад и восток, снять напряженность, сохраняющуюся в обществе после президентских выборов.
Во-вторых, это стабилизирует ситуацию таким образом, чтобы мы сравнительно безболезненно могли перейти на новые правила политической игры, определяемые конституционной реформой. Любому одноцветному правительству (как "синему", так и "оранжевому") будет очень трудно обеспечить переход к парламентско-президентской системе управления страной.
У "оранжево-синего" Кабмина вряд ли возникнут серьезные разногласия с президентом, тогда как при одноцветно "синем" правительстве (если бы вдруг его удалось сформировать) конфликты между ветвями власти неминуемы. Весьма вероятны такие конфликты и при одноцветно "оранжевом" правительстве, если его возглавит Юлия Тимошенко.
В-третьих, только объединенное "оранжево-синее" правительство сможет успешно работать в регионах – "синих" (в результате партийно-пропорциональных местных выборов) на востоке, "оранжевых" на западе. При любом одноцветном правительстве гарантированы конфликты между центром и регионами.
Наконец, в разноцветной коалиции, наверняка, будет заинтересован крупный бизнес, которому для успешной экономической деятельности нужна политическая стабильность. В результате выиграет вся страна.
Теоретически создать такую коалицию не очень сложно. Она может быть малой и большой. Малую, но достаточную для формирования правительства, временную коалицию могут составить "Наша Украина" и Партия регионов, которые вместе, скорее всего, наберут более 40 % голосов.
Более широкая коалиция достижима объединением в единый правительственный альянс "Нашей Украины", БЮТ, Партии регионов и НПУ. Такой альянс, наверняка, имел бы конституционное большинство в парламенте и мог бы легко принимать все нужные правительству законы.
Но это все теория. На практике мы, наверняка, столкнемся с таким субъективным фактором, способным развалить всю концепцию, как личные амбиции двух "вождей" - Тимошенко и Януковича, нацеленных только на премьерство.
Любопытно: хотя свои претензии на первый пост премьер-министра откровеннее других демонстрирует Юлия Владимировна, ее амбиции не так страшны, как амбиции Януковича. Можно ведь и на троих сообразить. "Наша Украина", Партия регионов и Народная партия вполне могут обойтись без 15 и даже 20 % сторонников Тимошенко. А вот без "регионалов" такая коалиция не получится.
Боюсь, не получится она и при условии, что на руководстве Кабмином будет жестко настаивать Янукович. "Оранажевым" гораздо легче согласиться на сотрудничество с "партией регионов", чем откровенно идти "под премьера Януковича". Даже самые умеренные из них не смогут избежать в таком случае обвинения в предательстве "интересов Майдана".
Казалось бы, личные амбиции Януковича перечеркивают все те позитивы, которые может дать стране "оранжево-синяя" коалиция. Но это сегодня. Думаю, что результаты выборов подействуют на Януковича в какой-то мере отрезвляюще.
Вероятно, он получит около четверти всех голов избирателей, вряд ли намного больше. А с 25 % правительство не сформировать - даже при поддержке коммунистов и Литвина. Придется делать выбор: либо идти на союз с "оранжевыми", отказавшись от премьерства и получив взамен любую другую высокую должность и важные места в Кабмине, либо остаться лидером оппозиционной партии, в которой он постепенно будет терять лидирующее положение.
Есть и еще один вариант – роспуск парламента через два месяца после выборов. Но и в этом случае Янукович ничего не выигрывает. Потому допускаю, что на него окажут серьезное давление влиятельные партнеры по партии (а крупному бизнесу, как уже сказано, очень нужна прочная коалиция), и тогда он, не исключено, может отступить.
Но если не Тимошенко и не Янукович, то кто? Кто может, возглавив правительство, устроить как "оранжевых", так и "синих"? Убежден, это должен быть "технолог", а не "идеолог". Время ведущих политиков-идеологов еще не наступило, потому что нет еще у нас сильных партий с четко прописанной идеологией.
Время для партстроительства было упущено, никто всерьез не готовился к конституционной реформе, все были заняты революцией и конфликтами между ее лидерами. Теперь это время надо наверстывать. И наверстывать его надо в спокойной, относительно бесконфликтной обстановке. Еще один довод в пользу того, что стране необходимо "оранжево-синие" правительство с премьером-"технологом".
Кто из нынешних политиков мог бы претендовать на это место, сегодня сказать трудно. Что же касается меня лично, то я бы сделал выбор в пользу молодого и, очевидно, весьма способного Арсения Яценюка – первого, на мой взгляд, украинского политика европейского уровня.
А что же в этом случае будет с Юлией Владимировной? Думаю, ей выгодно было бы войти в "большую коалицию", отказавшись от претензий на высший правительственный пост. Но, зная характер Тимошенко, в такой вариант трудно поверить. Впрочем, карьера "нашей Юли" не закончится даже в случае ее перехода в оппозицию, где она могла бы стать решающей фигурой.
Вполне подходящая была бы при этом лево-популистская оппозиция из БЮТ, социалистов и коммунистов. Такая оппозиция не позволила бы новой власти, за чьей спиной будет стоять крупный капитал, серьезно ограничить социальные программы в пользу бедных слоев населения и нижней части среднего класса. Возможно, в перспективе на этой базе образовалось бы у нас пара влиятельных левых партий, подобных европейским "левым". Такая трансформация оппозиции была бы весьма полезной.
Все сказанное позволяет представить себе оптимальный сценарий выхода Украины из ситуации, порождаемой недавними конфликтами и переходом к новой системе власти. Нельзя только допустить, чтобы интересы страны были принесены в жертву амбициям отдельных политиков.