Три мифа о ВТО
Дискуссии вокруг работы правительства по вступлению Украины в ВТО ведутся уже продолжительное время. Между тем, только небольшое количество людей может ответить на вопрос о том, что собою представляет эта организация, каковы ее правила и что ожидает Украину после вступления в нее.
Отсюда – распространение ряда мифов о ВТО, которые не соответствуют действительности, однако широко упоминаются на всех уровнях. Одним из последних таких упоминаний был материал "Срыв вступления в ВТО – короткий путь к ЕЭП", недавно опубликованный на УП.
Автор этого материала (безусловно, с искренними намерениями) ссылается на некоторые из таких наиболее распространенных мнений.
Первое из них связано с датой возможного вступления Украины в ВТО - вступление в ВТО до конца текущего года было одним из главных обещаний новой власти.
Однако еще весной невозможность своевременного решения этой задачи стала очевидной. Причина заключается в том, что для вступления в ВТО необходимо завершить переговоры со всеми без исключения странами, которые входят в состав рабочей группы по рассмотрению заявки Украины на членство в организации.
Если переговоры с, по крайней мере, одной страной не завершены, обрести членство в ВТО невозможно. А Украина еще не подписала соответствующие протоколы с 10-ю странами, включая такие проблемные, как Австралия и США. То, что успеть это сделать до конца года нереально, было понятно еще в его начале.
Поэтому, одновременно с повторением лозунга о том, что Украина, безусловно, войдет в ВТО до конца года, было решено распространить еще два мифа.
Миф №2 касается обязательности принятия полного пакета законов по ВТО для обеспечения вступления Украины в организацию. Целью мифа является объявление парламента (а не правительства) виновником провала стратегической внешнеполитической задачи.
На самом деле, согласно процедуре ВТО, необходимое законодательство (в отличие от завершения двусторонних переговоров) можно принять и внедрить на протяжении определенного срока после вступления. Однако, похоже, что представители оппозиционных фракций об этом просто не знают, иначе в парламенте звучала бы вовсе другая аргументация...
Между прочим, один из еще не принятых законопроектов этого пакета касается постепенного снижения экспортной таможенной пошлины на семя подсолнуха.
Интересно, что ВТО вообще не регулирует процедуру установления экспортных (в отличие от импортных) таможенных пошлин. То есть, обязательства относительно изменений экспортных ставок правилами ВТО не предусмотрены. Поэтому наши партнеры по переговорам вообще не должны были бы выдвигать нам такое требование.
Третий миф одинаково уверенно озвучивали как бывший министр экономики Сергей Терехин, так и сегодняшний премьер-министр Юрий Ехануров. Он формулируется так: "Если Украина не успеет войти в ВТО в этом году, она это сделает летом 2006-го".
Каким образом – непонятно. Ведь полномочиями по принятию новых членов наделена Министерская конференция ВТО, которая собирается один раз в два года.
Ближайшая (до которой Украина не успевает решить процедурные вопросы относительно вступления) состоится в Гонконге через три недели, а следующая после нее – соответственно, в конце 2007 или в начале 2008 г. Именно на этой следующей Конференции Украина и имеет больше шансов войти в состав ВТО.
Не только Министерская конференция может принимать новых членов. Соответствующие полномочия юридически имеет и Генеральный совет ВТО, который собирается несколько раз в год. Но он постановляет решения о принятии только небольших стран, относительно которых у членов Организации нет принципиальных вопросов и споров.
Так, согласно решению Генерального совета в ВТО в свое время вошла Армения. Однако Украина не может надеяться на вступление через решение Генерального совета, ведь она и Россия определены двумя (из около 30-ти) главными, приоритетными кандидатами на членство, относительно которых процедура вступления будет соблюдена полностью.
За последние два года Совет ВТО не принял ни одного нового члена. Кроме того, можно прогнозировать, что, ради избежания конфликта, решения о приглашении Украины и России в ВТО будут постановляться одновременно.
Изложенное касается тех процедурных аспектов, на которые сегодня обращается наибольшее внимание. Относительно же того, что получит Украина после присоединения к ВТО, распространенной является мысль о практически автоматической отмене относительно нее антидемпинговых мер, квот на экспортированную продукцию и тому подобное.
Выскажу иной взгляд: страны-члены ВТО активно применяют антидемпинговые инструменты, субсидии, квоты, компенсационные таможенной пошлины и т.п. Членство в организации не означает необходимости полного отличия импортной таможенной пошлины на продукцию, а только ее ограничения определенным максимальным уровнем.
Иными словами, для украинского общества сегодня актуальным является проведение широкой разъяснительной работы относительно правил ВТО, тех инструментов защиты интересов национальных производителей, которые являются доступными для ее членов.
Более того, основательного и аргументированного поотраслевого анализа следствий от присоединения Украины к ВТО нет и до сих пор. Уделение внимания именно этим вопросам будет более полезным, чем спекуляции относительно того, как нам войти в ВТО раньше, чем Россия.
Евгений Николаев,Центр структурного прогнозирования