Политические закономерности и прогнозы

Четверг, 6 октября 2005, 13:37

С назначением Еханурова премьер-министром закончился очередной этап новейшей украинской истории, знаковым документом которого является меморандум, подписанный до недавно непримиримыми соперниками Ющенко и Януковичем.

После 17 дней неопределенности (со дня пресс-конференции Александра Зинченко 5 сентября до дня назначения Юрия Еханурова на должность премьер-министра 22 сентября) задаешь себе вопрос, насколько закономерными или случайными были события последних недель и месяцев, и насколько закономерны или случайны следствия этих событий.

Когда в 1991 году волей обстоятельств Украина обрела свою независимость, много кто из политиков считал это случайностью. Но может ли быть случайностью то, что больше 90% населения сознательно проголосовали за независимость своей страны? Что можно констатировать абсолютно уверенно, что тогдашняя элита (то есть государственное и хозяйственное руководство страны) была абсолютно не готова к независимости, и не знала, что с этим делать.

В конце 80-х приходилось несколько раз быть и в Совете Министров, и в ЦК КПУ, и тогда в этих заведениях сидели абсолютные статисты, задача которых - собирать данные для центрального руководства. Так как все решения в то время постановляли именно в Москве. Как говорил один из тогдашних главенствующих Киевского горисполкома: "Киев без Москвы пукнуть не мог".

В свою очередь, столица СССР на протяжении многих лет забирала себе всех более или менее талантливых управленцев из Украины на руководящие управленческие должности в министерствах и ЦК.

Таким образом, получив в 1991 году независимость, государство Украина не имело своего так называемого истеблишмента, или политической и экономической элиты, которая была бы способна профессионально осуществлять руководство страной.

Первые годы независимости Украиной управляли бывшие коммунисты, писатели и бывшие диссиденты, которые понятия не имели, что такое государственное управление, макроэкономика, денежно-кредитная или налоговая системы.

Полное разрушение экономики привело к тому, что власть в стране взяли так называемые "красные директора" во главе с тогдашним директором флагмана отечественной экономики Южмаша - Кучмой. Но Кучма и Ко тоже по большому счету не имели представления, что делать со страной.

К тому времени Украина была мировым рекордсменом по темпам инфляции и падении ВВП, аж пока в коридорах государственного управляния не появились первые экономисты-профессионалы: Стельмах, Лановой, Пинзеник и тот самый Ющенко, которые уже что-то понимали в экономике.

Именно они остановили гиперинфляцию в стране и были вдохновителями и организаторами банковской, налоговой и денежно-кредитной систем в Украине. Тогда в 1996-2001 годах экономика Украины остановила свое падение и начала понемногу расти.

Начал формироваться новый истеблишмент, который сейчас в результате помаранчевой революции пришел к власти в Украине. Среди них знакомые всем лица - Тимошенко, Порошенко, Черновецкий, Бродский, Червоненко, Суркисы, Бакай и прочие.

Тот, кто был связан с бизнесом в те времена "дикого" капитализма 90-х знают, как зарабатывались деньги и формировались капиталы. Это были времена повальной бартеризации и господства зачетных схем.

Вообще такие схемы создавались искусственно новыми бизнесменами вместе с тогдашними государственными чиновниками, которые имели доступ к государственным энергетическим, продовольственным и финансовым ресурсам страны.

Именно за счет эксплуатации этих ресурсов вместе с тотально коррумпированными государственными чиновниками и заработали свои первые миллионы нынешние олигархи. И в то время, когда Лановой, Пинзеник и Ющенко "забавлялись" с экономикой страны, будущие новейшие олигархи распределяли между собой сферы влияния в реальной экономике.

Это распределение не могло происходить без поддержки высшего чиновничества, поэтому тогда же начали формироваться и политически-олигархические кланы: Киевский (Суркисы, Згурский и Ко), Днепропетровский (Лазаренко, Тимошенко, Приват), Донецкий, который позднее возглавил Ахметов.

Тогда же в конце 90-х "проснулся" и Кучма, когда увидел, что экономика Украины активно работает, а ресурсный пирог страны активно распределяется. На второй срок Кучма шел с основной целью - успеть создать собственный мощный олигархический клан.

Неспособный самостоятельно навести порядок в экономике страны, прервать тотальную бартеризацию и теневые зачетные схемы, Кучма увольняет бездарного премьера Пустовойтенко и назначает на эту должность успешного и последовательного ученика Стельмаха - тогдашнего главу нацбанка Украины - Виктора Ющенко.

Должность вице-премьера по ТЭК заняла "газовая принцесса" Юлия Тимошенко. Поскольку она чудесно ориентировалась во всех бартерных и зачетных схемах, ей удалось очень быстро навести в ТЭК порядок и нажить себе мощных врагов. Тогда руководители атомных станций обожествляли Юлю, так как благодаря ей они впервые за много лет увидели на своих счетах "живые" деньги как оплату за потребленную электроэнергию, а не зачетные бумажки и векселя.

Несмотря на довольно успешный правительственный тандем Ющенко-Тимошенко, Кучма уничтожил его под нажимом "оскорбленных" энергетических и региональных королей, которые не хотели, чтобы их деятельность по накоплению собственных капиталов ограничивалась или контролировалась.

И вдобавок кассетный и ракетный скандалы, а также мощно нарастающее движение "Украина без Кучмы" заставили президента создать новую систему координат во власти, которая опиралась на три олигархично-региональные клана, один из которых возглавлял он сам.

И хоть как тогдашний премьер Ющенко не старался удержаться на властном олимпе, в том числе путем позорного конформизма (вспомним подписанное им "письмо трех", сдачу Тимошенко и названного "отца" Кучму), он был явным образом лишним в той системе координат.

В 2002 году, осознав, что "низы уже не могут жить по старому", Ющенко, объединив выброшенных из власти и оскорбленных властью бизнесменов и политиков, создает избирательный блок "Наша Украина".

В результате парламентских 2002 и президентских выборов 2004 года к власти в стране пришли не столько революционные и национально-сознательные романтики, а в большей мере прагматики-бизнесмены такие, как Порошенко, Третьяков, Жвания, Червоненко и др.

Трудно сказать, к кому больше принадлежала Тимошенко: то ли революционеров-романтиков, то ли к бизнесменам-прагматикам в новом правительстве, но ее деятельность с самого начала натолкнулась на неистовое сопротивление "друзей" Ющенко, которые все являются выходцами из группы "Солидарность" в блоке "Наша Украина".

Сейчас очевидно, что на базе этой группы планировалось создать новый мощнейший олигархический клан в Украине, "отцом" которого и должен был стать настоящий президент, хотел он того, или не хотел, догадывался он об этом, или нет.

Но между Ющенко и Тимошенко существовало письменное соглашение о том, что в случае победы Ющенко на президентских выборах, Тимошенко занимает должность премьер-министра, а также ее блоку отводится 25% от государственных должностей в Украине, включая министерские портфели, должности глав областных госадминистраций.

Ющенко до последнего тянул с выполнением письменного соглашения и, хоть как его не уговаривали ближайшие "друзья" (вспомните "авантюристку и шантажистку" Безсмертного), должен был отдать должность главы правительства Тимошенко, а должность главы СБУ ее ближайшему соратнику Турчинову. Больше Тимошенко выцарапать у Ющенко и его команды не смогла.

Президент и его команда самостоятельно назначили всех министров, легко обойдя конституционную норму о необходимости хотя бы формального представления премьером кандидатур на должности министров президенту. Параллельно был создан мощный параллельный центр исполнительной власти - СНБО, а его секретарь Порошенко де-факто дублировал функции премьер-министра. Влияние Зинченко в аппарате секретариата удачно минимизировал Третьяков и возглавляемый им кабинет президента.

Фактически основными задачами СНБО к тому времени были: нейтрализация Тимошенко и ее правительства (в том числе с помощью ряда искусственных кризисов, параллельное руководство правительством с помощью письменных и устных доверенностей, которые поступали из аппарата СНБО правительственным главам) и создание условий для быстрого перехода под контроль группы "Солидарность" мощных имущественных комплексов Украины, которые еще либо не имели частного владельца, т.е. находились в государственной собственности, либо существующий владелец получил свое имущество незаконно.

Недаром в сферу влияния СНБО была передана судебная система Украины, именно для организации принятия "правильных" решений судами по имущественным процессам. Весь этот комплекс задач нужно было выполнить до 1 января 2006 года, когда вступает в действие конституционная реформа, или, на крайний случай, до выборов 2006 года. Поэтому Порошенко и Ко вынуждены были не очень учитывать возможный резонанс в политикуме и прессе относительно их деятельности: "цель оправдывает средства".

Тимошенко, Зинченко, Томенко и Турчинову мы должны быть благодарны потому, что именно они не допустили нового мощного дерибана собственности в Украине, инициированного так называемыми "друзьями" нового президента. И не потому, что они являются честными и патриотичными, а прежде всего потому, что с самого начала они были "чужими" для собственно команды президента.

Что ждет дальше Украину?

Подытоживая сказанное, сделаем некоторые прогнозы. С вероятностью 90% БЮТ и НСНУ на парламентские выборы пойдут отдельно. С вероятностью 60-70% Литвин сформирует собственный избирательный блок. Сложно предусмотреть, как будут развиваться предвыборные кампании разных блоков и партий, но, если мы избежим любых серьезных "сюрпризов", то на выборах мы получим такие результаты: БЮТ - 15-25%, НСНУ - 7-20%.

Большой разрыв, так как много зависит от того, возглавит ли Ющенко блок, и какие еще ошибки допустит действующий президент в предвыборный период. Регионы Украины - 10-17%, социалисты и коммунисты - по 5-7%, блок Литвина 3-10% (в зависимости, кого Литвин привлечет к блоку), СДПУ (о) 2-4%.

Итак ни одна из политических сил не получит на следующих парламентских выборах большинства в парламенте. Поэтому следующие 5 лет Украину ожидает неоконченая эпопея блокирований на всех уровнях представительной власти. И, как результат, бесконечные отставки правительств и исполкомов советов всех уровней. Можно спрогнозировать, что на период следующей каденции Верховной Рады ни одно из следующих правительств Украины не удержится больше 1,5-2 лет.

Впрочем, должностным лицам всех уровней будет очень тяжело "тихонько" красть, так как и оппозиция, и пресса "со страстью" будут следить за каждым шагом политических неприятелей при власти. В такой ситуации за период следующей каденции бизнесменам и олигархам быстро надоест работа в советах.

Вдобавок, в отличие от прошлых периодов, депутатство уже не будет давать ощутимых бизнесовых дивидендов. Поэтому большинство из бизнесменов не будут стремиться попасть в избирательные списки в 2011 году, а будут влиять на государственную политику через партийные структуры.

Как результат, за период следующих 5 лет начнет формироваться прослойка профессиональных политиков и экономистов. Новый истеблишмент страны, очевидно, придет к власти уже с 2011 года и уже не будет иметь непосредственного отношения к бизнесу, но косвенно будет зависеть от "владельцев партий".

Возможно, вместо засилия различных "народных" партий, начнется процесс политической специализации и идентификации партий (от ультралевых и левацких к ультраправым по всему спектру).

Стучать в дверь ЕС Украина сможет лет через 15 при условиях среднегодового темпа роста ВВП на уровне 7% и достижения показателя ВВП на душу населения в размере 4-5 тыс. долл.

Или же, нация и власть, мобилизовавшись и сконцентрировавшись, объединившись великой общей целью, отвергнув все распри и недоразумения, выдвинув на передний план волевых, профессиональных и харизматических лидеров, вместе будут в состоянии создать экономическое чудо на територии Европы и достичь революционного прироста ВВП. Тогда ЕС "светит" Украине через 5-6 лет.

Послесловие. После помаранчевой революции и контрреволюции февраля-сентября 2005 года, Украина получила ряд фундаментальных завоеваний демократии: свободу слова, оппозицию, хотя и еще не до конца сформированную и структурированную, политическую реформу, новый имидж Украины и украинцев в мире, и, самое главное, политически активный и пассионарный народ Украины.

Кстати, когда в 1991 году украинцы получили независимость и надеялись, что очень быстро экономически и духовно станут в уровень развитых Европейских стран, мудрый Николай Амосов написал статью-размышление относительно будущего Украины. Так вот, к тому времени он не нашел в государстве достаточного уровня пассионарности для мощного импульса социального и экономического развития наций. Как не досадно, но прогнозы Амосова подтвердились историей 90-х.

Но теперь, украинский народ накопил достаточный уровень пассионарности. После Майдана политики всех уровней должны понять, что, во-первых, сформировалась политическая нация, во-вторых, объективно наметились противоречия между уровнем ожиданий и требований народа к политикам и духовным и профессиональным уровнем самих политиков. Очевидно, что если такие противоречия будут усиливаться, следует ожидать очередной цветной революции с целью изменения политической элиты.


Редакция может не разделять мнение авторов

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде