Белорусская оппозиция: смертники на заклании?

Вторник, 4 октября 2005, 12:21

Якобы радостная для всех свободолюбивых украинцев весть из Минска, что единственным кандидатом в президенты государства от белорусской оппозиции стал один из лидеров "третьего сектора" Александр Милинкевич (ура! демократические силы объединяются! диктатуре Лукашенко капец!) при спокойном восприятии вызывает совсем иные эмоции.

Во-первых, как цинично высказался один мой коллега, главная интрига следующих президентских выборов в соседней стране будет совсем не в том, кого изберут главой государства, а убьют ли кандидата от оппозиции, или же он сам снимет свою кандидатуру, или все же действительно случайно попадет под машину.

Во-вторых, почти гарантировано "единая" белорусская оппозиция при определенных усилиях соответствующих спецслужб расколется: ведь за Милинкевича отдали голоса 399 участников Конгресса демократических сил Беларуси, за его основного конкурента Анатолия Лебедько, глава Объединенной гражданской партии, - 391 голос. Итак, разрыв минимальный - и последствия могут быть соответствующие.

В-третьих, ни одного шанса демократическим, то есть институционным путем осуществить ротацию властной элиты в неототалитарном государстве, которым является Беларусь, невозможно ни практически, ни теоретически. И совсем не потому, что народ такого государства зазомбирован мощной пропагандой - такая пропаганда существует, но она вторичный фактор.

Главное - что режим Лукашенко сумел не только провозгласить, но и реализовать весьма эффективную социально-экономическую политику, создать, вслед за своими предшественниками - Гитлером, Кадаром, Тито, Ден Сяопином - реальную социалистическую рыночную экономику, которая эффективнее и чем стихийный, "дикий" капитализм, и чем олигархическая система, и чем сугубо плановая, сталинского пошиба, социалистическая экономика.

Что построил Лукашенко в Беларуси?

Для того, чтобы понять, почему режим Лукашенко не поддается "нормальному" устранению с должности, обратимся к теории.

Одними из интереснейших исследователей современных неототалитарных систем являются американец Хуан Линц и белорус Андрей Санников.

По Линцу, в современном мире для тоталитаризма совсем не обязательна партийная форма власти. Довольно того, что создается монистическая руководящая структура власти, при которой правящая группа не имеет ответственности перед выборными органами и не может быть лишена власти институционными средствами. При этом все другие классические признаки тоталитаризма (мощная государственная пропаганда, высокая роль силовых структур, уничтожение или обезвреживание оппозиции, огосударствление общества, полнейший контроль властной группы за экономикой и т.п.) остаются в силе.

Но все же неототалитаризм начала ХХІ столетия имеет черты, отличные от классического тоталитарного порядка середины ХХ столетия. Эти черты стали предметом исследования белорусского правозащитника и научного работника Андрея Санникова. Так вот, к классическим признакам тоталитаризма, к которым, кроме названных выше, принадлежат полный контроль власти над СМИ, фактическое отсутствие деления властей, идеологическое давление на сознание и подсознание населения с целью манипулирования ими ("идеология Белорусского государства" - так называется официально "лукашизм"), поиск врагов, внешних и внутренних и построение разветвленной системы террора, - исследователь прибавляет и другие.

Среди важнейших - выборочное отношение к истории, которое власть навязывает обществу (что в современном информатизированном мире приобретает особый вес), возражение (словесное и практическое) самой возможности существования системной оппозиции - это и ставит под угрозу жизнь Милинкевича - ведь он призван своими действиями попробовать возразить этот тезис правящего режима.

Санников принимает и развивает утверждение Линца о возможности построения и существования неототалитаризма при отсутствии партийной формы правления. В самом деле: какая разница, есть ли "руководящая и устремляющая" партия или же ее нет, если вся власть и без нее сосредоточена в руках определенной группы, ответственность которой перед свободно избранными органами отсутствует? Если эта группа не может быть лишена власти институционными средствами?

Что же касается экономической основы жизни современной Беларуси, то это в самом деле рыночный социализм (не путать с социальной рыночной экономикой немцев, скандинавов или канадцев!).

С одной стороны, здесь все рычаги влияния и ключевые предприятия и банки находятся в руках государства - непосредственно, через контрольный пакет акций или другие формы контроля и распоряжения.

С другой стороны, существует частный капитал, преимущественно на уровне мелкого и среднего, которому разрешено играть по рыночным правилам, но сохранять при этом полнейшую лояльность к режиму и в случае необходимости выполнять все экономические прихоти правящей группы.

Вместе с тем государство обеспечивает своим подданым достаточно высокие жизненные стандарты (высокие, конечно, не по сравнению с самыми развитыми странами мира, а с соседями, которые находятся в довольно сложной социально-экономической ситуации). Итак народ, сравнивая себя с соседями, реально чувствует заботу вождя и признателен ему за то, что фюрер (бацька, команданте, дуче) делает для него.

Экономика должна... быть

А теперь посмотрим ближе на социально-экономическую основу стабильности режима Лукашенко.

Сперва - официальные данные и планы. Объем ВВП Беларуси в 2020 году может вырасти вдвое в сравнении с 2005 годом, сообщил министр экономики страны Николай Зайченко, представляя проект Национальной стратегии устойчивого развития на период до 2020 года. По проекту, доля инвестиций в ВВП должна вырасти в 2,4-2,6 раза, что позволит модернизировать производство на основе передовых технологий.

Одновременно доля услуг в структуре экономики должна вырасти с 44% до 52% соответственно с общемировой тенденцией, а доля оплаты труда в структуре ВВП увеличится от настоящих 36% до 39-40%. С 30% до 15% запланировано уменьшить количество людей, доходы которых ниже прожиточного минимума.В общем, объем ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в Беларуси запланировано увеличить с 30% до 70% от аналогичного показателя среднеевропейских стран.

Это был, так сказать, взгляд оптимистов, которыми и должны быть по должности члены правительства.

А вот взгляд пессимистов, которыми относительно Беларуси традиционно выступают представители Международного валютного фонда. Ведь: МВФ прогнозирует рост ВВП Беларуси в 2006 году на 4%, инфляцию на уровне 12,5%; по оценке МВФ, в 2005 году прирост ВВП Беларуси будет составлять 7,1%, инфляция - 12,1%.

Истина, наверное, где-то посредине. По крайней мере, за прошлый год прирост ВВП в Беларуси составлял 11%, прогноз МВФ в начале года - 7%, осенью (т.е. того же сезона, что и приведенный выше прогноз на следующий год) - 10%.

А рост на уровне 6-7% за 15 лет в самом деле дает возможность удвоить ВВП, на уровне 5% - приблизиться к этому (ведь каждый год очередные 5% "накручиваются" на большую, чем сейчас, базу).

Так что, действительно существует "белорусское экономическое чудо"? И Лукашенко удалось создать что-то эффективнее, чем демократия? Вовсе нет. Просто успешный социалистический рынок дает возможность тоталитарному государству выглядеть лучше лишь по сравнению со своими кризисными соседями, но не с нормальными странами, где реально действуют социальная рыночная экономика и политическая демократия.

Но при этом белорусская экономика, вне сомнения, заметно эффективнее по сравнению с украинской кланово-олигархической или русской кланово-чекистской моделями.

Скажем, прошлогодний прирост ВВП в Беларуси, обеспеченный за счет так называемого "реального сектора", - 52% роста дают промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт. В сельском хозяйстве страны заняты 12% населения, производят они 10,7% национального продукта, прирост - 12,9%.

При этом в больших товарных хозяйствах (колхозы и совхозы) прирост выше, чем в фермерских хозяйствах (мелкое товарное производство). Собственно, так и должно быть, если действительно работают механизмы экономики. А белорусская промышленность в прошлом году вышла на уровень 130% от уровня 1990 года, ее прирост - 15,9%.

Производят автомобили, автобусы, троллейбусы, тракторы, телевизоры, радио, оптику, микроэлектронику - вплоть до искусственных клапанов сердца.

Конечно, почти все это уступает американским или японским образцам. Но по комплексным показателям "цена-качество" значительная часть белорусской продукции конкурентоспособна на внешних рынках. Вот работают в украинских селах тракторы "Беларусь". Трактор как трактор - немного улучшенный советский. А где трактор "Украинец", давно уже разработанный отечественными конструкторами и лучший по ряду показателей?

Так же и с автобусами МАЗ, которые курсируют по Киеву и ряду других украинских городов. Есть у нас не хуже ЛАЗы, но ведь Львовский автозавод никак не выйдет на уровень своих потенциальных возможностей, а вот МАЗ за 2004 год нарастил выпуск автобусов на 44%. При этом они удешевляются, и не случайно 90% его продукции идет на экспорт в Россию.

Но больше: в прошлом году МАЗ выпустил 20.500 тягачей, самосвалов, лесовозов и т.п. (прирост 20%), а все автозаводы России выпустили только 13.700 авто этих классов. Правда, интересно?

Скажут: это все дешевый газ, дешевая нефть, которую белорусам за их лояльность поставляет Россия. Но за лояльность ли? Когда Москва вдруг решила существенным образом увеличить цены на энергоносители для Беларуси, то Лукашенко приказал немедленно начать переговоры о выводе из страны русских объектов противовоздушной обороны. А для того, чтобы их снова построить в России, нужны 25 миллиардов долларов. Поэтому пока что, и, очевидно, на долгую перспективу, энергоносители для Минска Москва будет поставлять по приемлемым ценам.

А еще - вывод элементарный - любая экономическая система, даже тупая советская, лучше, чем тот тотальный "дерибан" государственной собственности, который был проведен во времена Леонида Кучмы в Украине, особенно при Кучме-2.

И еще одна интересная деталь: экономика Украины практически уже исчерпала резервы возобновительного роста, потом нужна ее коренная модернизация, чтобы восстановить нормальные темпы роста ВВП. А вот в Беларуси модернизация частично уже проведена - диктатором Лукашенко.

Что ж, ничего нового: Гитлер, между прочим, тоже успешно обновил немецкую промышленность в 1930-х...

Социализм Лукашенко

Белорусский язык и культура в стране в загоне - в Минске закрыт единственный белорускоязычный лицей. В том же Минске построена новая Национальная библиотека, а на ФМ-станциях не меньше, чем 70% музыкального репертуара должны быть белорусского производства. Речь идет о двух разных проектах Беларуси и ее национальной культуры - один у "буржуазно-националистической" интеллигенции, другой - у "бацьки".

И вполне понятно, почему побеждает последний проект. Ему оказывает содействие развитый социализм Лукашенко.

Скажем, государственные расходы Беларуси на здравоохранение - 4,8% ВВП, в России - 3,7% ВВП, об украинских лучше промолчать. Средний размер пенсии в Украине только в этом году догнал в долларовом рассчете белорусский, но ведь там на порядок меньше плата за жилищно-коммунальные услуги. Средняя зарплата в стране на уровне, близком к 250 долларам - в Украине такой уровень зарплаты только в Киеве.

В конце 2004 года ВВП Беларуси и России на душу населения практически выровнялись и составляли около 8.500 долларов. Снова таки, это немного - но Лукашенко при этом в прошлые годы возвратил всем, кто держал на территории Беларуси еще в советские времена деньги на сберегательных книжках, 70% от их реальной стоимости - в том числе и гражданам Украины, которым повезло держать в 1991 году свои сбережения на територии нынешнего Лукашенколенда.

Что касается социальной сферы, то здесь Лукашенко также успешно идет путем своих предшественников, не спеша снять все объекты социальной сферы с баланса предприятий на государственный или местный бюджеты или приватизировать их.

Абсолютное большинство белорусских предприятий, в отличие от русских, сохранили свои общежития, санатории-профилактории, медсанчасти, детские садики и ясли, спортзалы и т.п.

К сказанному добавим, что в Беларуси - наиболее низкий среди государств-соседей уровень безработицы - только 2%, так же, кстати, как у Гитлера в середине 1930-х. Правда, немецкий фюрер, кроме социальных благ для трудящихся классов и стремительного экономического роста, обеспечил еще и высочайший средний уровень жизни в тогдашней Европе - а этого Лукашенко не сможет никогда.

Убить дракона

Все сказанное ни в коем случае не означает, что автор является приверженцем лукашенковской политико-экономической модели обустройства страны. Речь идет совсем о другом. О том, что те модели экономики и особенно организации социальной сферы, которые демонстрируют белорусам соседние страны, за исключением разве что Польши и Литвы, не весьма соблазняют тех подражать примеру - ни русский, ни украинский, ни даже латышский.

Поэтому "бацька", который пока что довольно успешно играет на геополитических проблемах России и НАТО, умудряется получать преференции для развития экономики Беларуси и новые рынки для экспорта белорусской продукции, в том числе и незаконного экспорта оружия в "горячие точки" современного мира.

А пока в стране будет экономическая стабильность, которая будет выливаться в определенные социальные гарантии, пока имущественное расслоение не станет кричащим, пока государство строит квартиры для очередников, пока зарплат белорусских учителей хватает для того, чтобы накопить деньжат и отдохнуть в Крыму (способен ли на это обычный украинский учитель?), - до тех пор настоящий режим в стране не упадет.

Тем более - путем общих выборов, где на стороне Лукашенко будет играть весь колоссальный государственный пропагандистский аппарат.

И ничего, что люди в Минске, с нашей точки зрения, в своем подавляющем большинстве какие-то не такие, "серые", забацаные", придавленные или зашореные. В Третьем Райхе было так же. Но ведь не случайно Ерих Фромм назвал свое классическое произведение "Бегство от свободы". Добровольный, между прочим, побег - когда массовый человек обменивает политические и культурные свободы на стабильность, на защиту со стороны государства, на спокойную жизнь в стране, где ей гарантированы пусть минимум потребительских благ.

Даже больше: серьезного осмысления требует та проблема, что и социалистическая рыночная экономика, и разные типы тоталитаризмов - это ответы (в конечном итоге неадекватные, исторически тупиковые, но ответы не столько элитарные, сколько народные) на определенные вызовы развития.

Ответом такого типа в свое время стал немецкий национал-социализм; потом - "гуляшевый социализм" в Венгрии и самоуправляющийся социализм Югославии. Теперь что-то подобное охватывает Латинскую Америку - Венесуэлу, Боливию, Эквадор...

Другими словами, чтобы быть обезвреженным, дракон должен быть прежде всего изученным. Ведь тоталитарные режимы возникают не на пустом месте. И не обязательно они сразу же строят лагеря для инакомыслящих - проще оставить этих инакомыслящих якобы на воле, "расконвоированными", но лишенными реального влияния на людей.

Собственно, белорусская оппозиция, вопреки всему, имела хотя бы призрачный, хотя бы теоретический шанс, если не на успех, то на достойный уважения результат президентских выборов.

Одно дело окончательно проиграть, другое - удостоверить наличие серьезной общественной поддержки твоих идей. Но, может так произойти, что настоящий "раздрай" в Украине, которая должна была стать примером для белорусов, и отсутствие реальных экономических успехов новой власти этот шанс снивелировали.

Итак дракона сперва надо убить в Украине...

Сергей Грабовский, заместитель главного редактора журнала "Современность"


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде