Жизнь после краха
Итак, произошло то, что произошло.
Сегодня уже нет никакого смысла спорить, что было бы, если бы Роман Бессмертный оказался менее ловким, убеждая президента, будто бы демарш Александра Зинченко - это лишь прелюдия к аналогичному демаршу Юлии Тимошенко, запланированного где-то на декабрь.
Или если бы 7-го сентября премьер, вместо того, чтобы втягиваться в бессмысленные и бесплодные переговоры о квотах в списках (и претендентов на вылет из правительства) отбыла бы таки (как советовали ей здравомыслящие головы) на экономический форум в Крыницу и позволила бы тем самым ситуации кое-как разрядиться. История, как известно, не имеет условного способа.
Безусловно, против Юлии Тимошенко играло все: и желание Кремля во что бы не стало поквитаться за унизительное прошлогоднее поражение, и фатальная мировая экономическая конъюнктура (стремительный рост цен на нефть и одновременное снижение - на металл).
Безусловно, премьер успела наделать и немало собственных ошибок, главной из которых стало раскручивание спирали популистских обещаний, унаследованных еще от предыдущего правительства, и неуклюжие действия в области реприватизации, которые резко ухудшили инвестиционный климат и замедлили рост экономики.
И все же в украинском кризисе виновна не Юлия Тимошенко с ее радикализмом. И не Петр Порошенко с его чрезмерным "прагматизмом". Виновен в ней лично Виктор Ющенко, который сформировал свою систему власти таким образом, который нивелировал сильные стороны членов команды - и вместе с тем гипертрофировал их недостатки.
Если бы Тимошенко получила реальные полномочия главы правительства, предусмотренные хотя б действующей Конституцией, она бы сумела реализовать свой сценарий, который дал бы положительный эффект в коротко-, и отчасти - среднесрочной перспективе (относительно долгосрочной - у меня остаются сомнения, учитывая очевидный недостаток у премьера стратегических идей).
И если бы главой правительства стал Порошенко - он тоже реализовал бы свой довольно эффективный план, который, правда, кое-чем напоминал бы то, что мы уже проходили во времена Кучмы-Януковича-Азарова.
Однако по воле президента на протяжении семи месяцев реализовался третий сценарий, который можно охарактеризовать как "бег наперегонки с подножками и без правил". И последствия этого и для экономики, и для общества не могли не стать губительными - что убедительно проявилась и в статистических показателях, и в ухудшении социального самочувствия, зафиксированном социологами.
Это - было. А что будет дальше?
Прежде всего, понятно, что любое следующее правительство с неизбежностью станет "техническим". Оно примет удар народного недовольства, потому что не сможет платить по всем социальным векселям, щедро выписанными Юлией Владимировной. А об удобной и быстрой продаже какой-нибудь "Криворожстали" в условиях политической нестабильности придется забыть.
Понятно и то, что с 1 января следующего года приобретет силу конституционная реформа. Хотя некоторые "мудрые головы" на Банковой все еще лелеют надежды провалить ее через Конституционный суд, но шансы на это в условиях фактического коллапса исполнительной власти и рост значимости парламента стремительно приближаются к нулю.
При таких условиях нетрудно назвать победителей следующих парламентских выборов. Это - Блок Юлии Тимошенко, независимо от его конкретной конфигурации – имеет значение сама фигура лидера, которая будет иметь беспроигрышные козыри для кампании: я почти поборола олигархов и дала их деньги людям, но мне не позволили закончить дело. И это - Партия регионов, которая аккумулирует "антипомаранчевые" голоса.
В случае благоприятного исхода эти две силы смогут сформировать правительственное большинство самостоятельно - не обращая внимания на социалистов, "народников" Литвина, скомпрометированный НСНУ и гипотетических "правых". Причем эксперты уже сегодня предупреждают - такой альянс отнюдь нельзя считать невозможным. И в случае определенной "коррекции имиджа" БЮТ этот сценарий может устроить и Москву - ведь НАТО, ЕС и поместная православная церковь вместе с украинским языком никогда уже не будут приоритетами такой правительственной коалиции.
Безусловно, это будет означать крах надежд, которые лелеяли большинство участников Майдана, хотя, наверное, не будет означать и национальной катастрофы - ведь и после краха жизни будет длиться, а Украина уже никогда не станет такой, которой она была до ноября 2004-го.
Остается лишь выяснить: а в какой мере еще может повлиять на ситуацию сам президент Виктор Ющенко - тот человек, который персонифицирует ответственность за несбывшиеся ожидания Майдана?
Сегодня именно от него еще зависит, каким будет переходное "техническое" правительство. Хорошо, если его сформируют из порядочных профессионалов - несмотря на их "майданное" или "не майданное" происхождение. И хорошо, если в нем на самом деле будет реализован принцип отделения бизнеса от политики - доверие к Ющенко подорвала не только нехорошая история с сыном, а и то, что никто в Украине серьезно так и не поверил президенту, когда он уверял, что Петр Порошенко избавился от своих бизнесовых интересов.
Хорошо, если президент в конце концов воспримет конституционную реформу как неминуемую, пусть и досадную для него, данность - и, вместо воевать с ней (уже без шансов на успех, зато с шансами растерять остатки рейтинга) выработает для себя новые приоритеты, сосредоточившись на стратегических вопросах евроинтеграции и необходимых для ее осуществления реформах (а Конституция, даже измененная, оставляет ему для этого достаточные рычаги влияния).
Хорошо, если он признает ошибку, которую он совершил, согласившись на "почетное лидерство" в НСНУ - это незаслуженно обидело другие политические силы, которые сделали главный взнос в его победу, - и вместе с тем стимулировало массовый приток к "президентской партии" разных карьеристов и приспособенцев.
При сегодняшних условиях единый продуктивный для Ющенко, исходя из изменения его статуса после 1 января, путь - объявить себя президентом всех украинцев, и заявить, что он в одинаковой мере сочувствует всем партиям, которые разделяют принципы его программы и готовы их реализовывать. Именно так Ющенко еще сохраняет шанс (хотя, может, и не слишком большой) сформировать таки пропрезидентское большинство в новом парламенте. В другом случае может реализоваться описанный выше сценарий правительства БЮТ и "Регионов".
Вместе с тем хорошо было бы, если бы и Юлия Владимировна не откапывала томагавка войны и не звала своих сторонников на улицы, а, уняв обиду, сохранила бы мосты для возможного примирения и согласия. Конечно, это возможно лишь в случае, если Порошенко и Третьяков не будут иметь больше на Банковой никакого влияния; но прежде всего это же нужно и самому президенту, - для спасения собственного имиджа.
И тогда Юлия Владимировна еще будет иметь шансы стать премьером в апреле 2006-го - хорошо, если она при этом будет учитывать сделанные ею во время первого премьерства ошибки. А Виктор Андреевич, который оказался на чудо недейственным "президентом в стиле Кучмы", должен стать первым эффективным президентом "в стиле Квасневского" - мудрым гарантом и арбитром, последовательным защитником национальных интересов.
Конечно, последний абзац похож на сказку. Но хочется верить - ведь жизнь после краха продолжается...
Максим Стриха, доктор физико-математических наук, руководитель научных программ Института открытой политики