Россия окажется намеренно не готова к выводу ЧФ с Украины в 2017 году

Владимир Бескоровайный, для УП — Пятница, 30 сентября 2005, 18:12

Российские СМИ все чаще обвиняют Украину в создании невыносимых условий пребывания Черноморского флота РФ в Украине. "Украина будет пытаться создать для флота невыносимые условия, чтобы Россия уступила, или постараться получить с нее (России) больше средств за пребывание флота в Севастополе…

Власти Украины дали негласное распоряжение своим спецслужбам о провоцировании ситуации с российскими военнослужащими в Севастополе с тем, чтобы скомпроментировать их, подвергнуть информационной атаке, которая впоследствии приведет к пересмотру соглашений о пребывании ЧФ", - сообщает Константин Затулин.

В проницательности господину Затулину не откажешь, Украине действительно следует пересмотреть размер оплаты за арендуемое Россией имущество в Крыму, а также проследить, чтобы российские военные вовремя оставили территорию Украины, как это предусмотрено соответствующими соглашениями. Необходимо внести полную ясность и придать гласности всю картину украинско-российских отношений, касающихся пребывания ЧФ РФ на территории Украины.

Напомню, в 1992-1997 годах Россия требовала от Украины передачи ЧФ, Крыма и Севастополя за 5,449 миллиардов долларов США в счет погашения газовых долгов. Эта сумма в 3 раза меньше той, которую они задолжали нам за 6 лет (с1991 по 1997 год) пребывания российской половины Черноморского флота на нашей территории.

Сегодня сумма нашего старого долга за газ в 3.5 раза меньше долга России за 8 лет "бесплатного базирования" (с 1997 по 2005 год) в Украине. При разработке "взаиморасчета по бартеру" Россия уклонилась от уплаты стоимости аренды нашей территории за прошедший период с 1991 по 1997 год, в то время, как площади и фонды занимаемые РФ в Крыму были в два раза больше тех, которые они удерживают сегодня. С учетом 50%-ной компенсации (так как ЧФ якобы принадлежил двум государствам) долг России составил около 18 миллиардов долларов США.

Если только посчитать арендную пату за 19,5 тысяч гектаров которые незаконно (аренда так и не была оформлена) "удерживает" РФ мы, по самым низким расценкам, ежегодно теряем 2.5 миллиарда долларов США. Таким образом, Украина, Крым и Севастополь, за 8 лет пребывания ЧФ РФ на украинской территории уже недосчитались минимум 20 миллиардов долларов США.

А 4591 объект флотской инфраструктуры на которых сегодня базируется ЧФ РФ, это почти третья часть всей инфраструктуры Крыма, и за них Россия не платит вообще. При этом часть объектов командование флота передало в субаренду российским и крымским коммерсантам.

Уже 14 лет МО РФ силой оружия удерживает 170 объектов, более 70 земельных участков, принадлежащих "Государственной гидрографической службе Украины".

Они стали источником обогащения для должностных лиц ЧФ РФ. Основные средства навигационного оборудования расположены на самом берегу моря, а на сегодняшний день это самые привлекательные земли.

Речь идет об обширных территориях, на которых в сезон устраиваются огромные кемпинг-площадки для "диких" туристов из России (в частности на мысе Сарыч 12 августа 2005 г. автор лично наблюдал российский кемпинговый городок). Поэтому владение этими объектами для российских военных стало залогом их финансового благополучия. Именно поэтому они готовы отстаивать эти земли вплоть до применения вооруженных сил.

Прокуратура ВМСУ с начала 2005 года возбудила против структур ЧФ РФ семь уголовных дел по фактам незаконной продажи недвижимости и самозахвата земли в Крыму. Должностные лица МИС ЧФ РФ, кроме бесчисленных субаренд, самовольно продают бизнес-структурам флотские фонды, для примера, - дом на мысе Сарыч возле Севастополя. По ложным договорам, шести комерческим структурам под строительство жилья в городе передано 28 га земли Минобороны.

Начиная с 1991 года российский флот мешает нормальному развитию крымских территорий. 22 тысячи рабочих мест, которые севастопольцы получают на флотских структурах и заводах обслуживающих флот, коссвенно приводят только к потере перспективы развития города-порта, потенциально способного обеспечить более 200 тысяч рабочих мест.

Тем не менее, любые протесты, исходящие от украинской стороны, вызывает раздражение России. Сегодня как и в 90-х годах Украина продолжает получать угрозы поднять цены на энергоносители до уровня мировых. Почему бы и Украине не установить адекватные мировым цены на аренду крымского имущества?!

"Украина наследует те обязательства, которые взяла на себя предыдущая власть в отношении сроков пребывания ЧФ РФ на территории Украины до 2017 года", - сказал президент Украины. Однако Россия упорно не соблюдает взятые на себя обязательства.

По моему мнению, это может быть достаточным аргументом для пересмотра и денонсирования данных соглашений. К тому же, судя по всему, российская сторона также недовольна содержанием этих соглашений. Именно к такому выводу я прихожу, анализируя заявления российских политиков, противоречащие духу и букве базовых соглашений. В особенности такие заявления касаются сроков пребывания ЧФРФ на территории Украины. Организация вывода ЧФ РФ с территории Украины к 27 мая 2017 года, пожалуй, на сегодняшний день является самой актуальной проблемой!

Как это должно произойти? Я предполагаю, что не позднее 27 мая 2016 года Украина нотой должна уведомить российскую сторону, что не будет продлять срок действия соглашений по пребыванию ЧФ РФ на территории Украины, поэтому 27 мая 2017 года последний матрос ЧФ РФ должен покинуть Севастополь. (Кстати, соответствующее заявление министр иностранных дел Украины уже делал).

Однако у меня есть серьезные опасения, что российская сторона планирует приступить к решению проблемы базирования ЧФ РФ только после истечения срока его пребывания в Украине. Рискну предположить, что россияне, сославшись на отсутствие своевременного уведомления от украинской стороны, окажутся не готовыми к выводу флота под тем предлогом, что надеялись на пролонгацию соглашений.

Дело в том, что вывод флота не предусмотрен в базовых соглашениях. В тоже время, на строительство новой базы необходимо минимум 10 лет. То есть логика в вышеупомянутых возможных претензиях россиян к Украине есть!

То, что мои догадки далеко не беспочвенны, свидетельствует тот факт, что на сегодняшний российская сторона предпринимает меры по созданию условий для базирования только для той части ЧФ РФ которая приписана к Новороссийску. А что касается сил базирующихся в Крыму, то министр обороны РФ Сергей Иванов уже заявил, что для этих частей на территории России ничего не строится.

Более того, в последнее время происходит ротация (обновление) боевого состава ЧФ РФ. Так в настоящее время Россия ищет возможности перебазировать из Северного флота еще одну подводную лодку 877 проекта. Ротация не была предусмотрена в тексте ратифицированных соглашений, именно для того что бы не допустить ЧФ РФ закрепиться на украинской территории после 2017 года.

Логика этого решения заключалась в том, что на момент раздела, флот был устаревшим морально и физически. За 20 лет (то есть до 2017 г.) пребывания на территории Украины он окажется уже устаревшим. Новые корабли и самолеты поступающие за эти 20 лет для комплектования ЧФ РФ должны, по мере развития собственных военно-морских баз, размещаться на территории России.

Туда же должны были завозиться и все сопутствующие перевооружению флота запасы. Поэтому ротация сил ЧФ РФ находящегося на территории Украины должна быть заблокирована всеми способами и на всех уровнях. Решения же экс-президента Кучмы по замене самолетов и части кораблей, в период его правления необходимо признать противоречащими Конституции и базовым соглашениям и потребовать вывести из нашей территории.

Существует еще один, самым важный вопрос: имеет ли ЧФ РФ ядерное оружие на территории Украины? Ответа на этот вопрос украинская сторона не получила. В этой связи у меня, как специалиста ядерщика возникают серьезные причины для беспокойства, тем более, что Россия заблокировала возможность верификации Украиной всех видов оружиия, в том числе и ядерного.

В сущности, ЧФ РФ настойчиво добивается вывода из Украины. Ежегодно флот то топит украинские суда, то выбрасывает десанты без согласования с украинским правительством, то выполняет марш-броски по территории Украины и так далее. Кроме того, посольство РФ даже организовало продажу российских заграничных паспортов гражданам Украины работающим на ЧФ РФ!

Все вышеперечисленное, только малая толика массы "ратных подвигов" российского флота в Крыму. Интересно, знает ли министр обороны России, что за время его руководства ЧФ РФ из оперативно-стратегического объединения превратился в бизнесс-структуру?

Вице-адмирал Владимир Безкоровайный