Все только начинается, или Возможен ли второй этап сине-желтой революции?

Четверг, 29 сентября 2005, 12:29

Восемь месяцев после Оранжевой революции стали "временем Х", позволяющим осмыслить события осени-зимы 2004-го как отдельным лидерам революции, так и народным массам, которые, собственно, обеспечили ее успех.

В целом эти события развивались по законам хорошо скомпонованного литературного произведения. Завязкой стало назначение всех структур новой власти, куда президент пересадил полевых командиров, комендантов и финансовых доноров Майдана. Единственным недоразумением этого великого переселения было лишь то, что глава государства не поинтересовался мнением премьера по поводу ее новой команды.

Дальше была буйная и неоднозначная деятельность новой властной команды. Обострение противоречий между первыми лицами правительства, секретариата президента и СНБОУ стало кульминацией постреволюционного действа.

И, в конце концов, настала развязка, когда президент разогнал Кабинет Министров, сбалансировав этим шагом увольнение Петра Порошенко и Александра Третьякова, обвиненных в коррупции. Точку в этих батальных сценах поставил сам Виктор Андреевич, рассказав о своих 12 тяжелейших днях, на протяжении которых он колебался между интересами Украины и собственных друзей.

Президент попал в окружение: свое, Кучмы и Януковича

Теперь, когда деятельность власти снова начинается с чистого листа, можно глубже проанализировать события постреволюционного времени.

Главный вывод неутешителен. К сожалению, декларированные ценности Майдана не нашли воплощения в действиях лидеров страны, на что надеялись люди. Большинство властной команды, которая поднялась на волне революции, не осознала, кому она должна быть благодарна за свой успех.

Бизнесмены, которые заняли кресла на Грушевского и на Банковой, до сих пор свято верят, что туда их привели миллионы долларов, потраченные на революцию, а не миллионы украинцев, которые вышли на улицу. Более того, бывшие штабные апологеты искренне считают свою роль в проведении революции главной, отдавая людям второстепенную роль благодарной, но управляемой массовки.

Поэтому они считают ненужным учитывать мнение людей, скажем, по поводу сотрудничества с Леонидом Кучмой и Виктором Януковичем, что стало очевидным после подписания политического Меморандума.

Публичное освящение Кучмой отставки правительства Юлии Тимошенко и последующего назначения Юрия Еханурова окончательно легитимировало союз нового и старого режимов. Ведь если первые семь месяцев властная команда хотя бы частично пыталась руководствоваться запросами общества, то сейчас президент окончательно попал в окружение: свое, Леонида Кучмы, которое представляет в Верховной Раде его зять Виктор Пинчук, и Виктора Януковича. Именно эти силы сегодня определяют политику новой власти.

Первый среди равных стал выше всех

Ошибка президента, которая может стать его трагедией, состоит в том, что для построения демократического общества он привлек слишком многих людей, которым ценности свободы и демократии не присущи.

Его ближайшие соратники в свое время стояли бок о бок с Леонидом Кучмой, финансировали семейный фонд его жены, защищали его во время кассетного скандала, вместе с ним политически уничтожали премьера Ющенко. Им понятна атмосфера постоянной интриги, недоверия, недоговоренности.

И сегодня окружение президента пытается выстраивать проверенную на Кучме схему, когда отдельные бизнесмены-министры берут на себя ответственность за благосостояние президентской семьи, за украшения его жены, квартиры, автомобили и телефоны сына, за возведение семейного дома под Яремчей.

При таких условиях новый президент становится заложником старой системы. Из первого среди равных он превратился в высшего над всеми остальными. В существующей системе отсутствует принцип ответственности согласно субординации, что является ключевым в управлении. Как следствие, президент руководит не институцонально, а интуитивно – согласно собственным симпатиям или антипатиям.

По такому же принципу в государстве осуществляется кадровая политика. Президент до сих пор полагался на друзей Червоненко и Порошенко, с которыми виделся регулярно, а не на руководителя вышестоящего органа исполнительной власти – премьер-министра, с которым натянуто общался лишь во время празднований или с телеэкранов.

Честная власть или консервация кучмизма?

Очевидно, что в Украине происходит мировоззренческий конфликт ценностей между властью и народом. Миллионы людей боролись за честную власть, за равенство всех перед законом, за справедливые суды.

Сначала у многих была иллюзия, что в своих устремлениях "народ и партия едины". Однако эта иллюзия быстро развеялась. Те, кто, в конце концов, стал властью, почувствовали ее вкус и сейчас всеми силами продолжают консервировать кучмизм. Власть и общество живут по разным морально-этическим принципам, правилам и понятиям.

Вместо справедливой оценки прошлого и понятной и честной политики настоящего, в общественном мнении создают мифы о хороших и плохих олигархах.

Первые получили свой статус, финансово поддержав команду будущего президента на последнем этапе революции. Вместе с тем вторые решили не тратиться и просчитались.

Теперь отношение власти к ним соответствующее. Скажем, олигарху П. обещают НЗФ, за что тот гарантирует новой власти полную медийную поддержку ее действий на своих телеканалах.

В то же время принцип нашего правительства был коренным образом иным: все олигархи правильные, если они своевременно и полностью платят налоги и не нарушают законы. Мы выступали за решение вопросов несправедливой приватизации через участие всех заинтересованных структур в открытых аукционах. Вместе с тем сейчас победила концепция мирового соглашения как средства цивилизованной коррупции, а слово аукцион считается идеологически вредным.

Другой пример двойных стандартов – ситуация вокруг ФК "Динамо". Мой подход состоит в преобразовании народного клуба в открытое общество, что означает возможность для простых болельщиков хотя бы символически, (тысячной долей акции), влиять на его судьбу. Вместе с тем для отдельных членов команды президента идея состоит в том, чтобы отобрать клуб у миллионера С., отдать его миллионеру Г, а полученные за посредничество деньги положить в кассы миллионеров П. и М.

Если первый этап революции не очистит страну, то второй – будет неминуем

Президент частично прав, когда говорит о девальвации ценностей Майдана. Но не надо скрывать, что вместе с девальвацией произошла еще и подмена понятий. Понимание философии Майдана неодинаково среди его "генералов" и "рядовых". Для народа идеалы Майдана состоят в том, что Закон в конце концов должен действовать одинаково для всех, что зло всегда должно быть наказано, а причастные к коррупции деятели должны быть удалены из политики.

Вместе с тем для новой власти приемлемо сотрудничество с Януковичем, который олицетворяет все худшие плохие черты предыдущего режима, и персона которого стала катализатором Оранжевой революции. Это же касается идеи амнистии фальсификаторов выборов во главе с Киваловым или предоставление гарантий так называемым "узникам совести", которые еще во время Оранжевой революции считались бандитами.

Впрочем, проблема власти заключается и в том, что, в отличие от нее самой, общество уже изменилось и не воспринимает как неминуемую данность действия власти против себя и государства. В Украине сложились уникальные обстоятельства, когда не политики, а общество начинает влиять на принятие стратегических решений. Отставки Порошенко с Третьяковым и министров-бизнесменов не произошли бы без силы общественного мнения.

Но вопреки этому, такие действия нельзя считать ни шагом, ни полушагом к реализации принципов прозрачной и честной власти. Ведь все дискуссии относительно необходимости заменить политиков на прагматиков оказались несостоятельными. Ко мнению общества прислушались относительно отставок нескольких одиозных фигур, но в результате произошло еще хуже.

Теперь в Кабинете Министров сконцентрирован весь предвыборный штаб партии власти во главе с главой совета партии, руководителем исполкома "Народного Союза Наша Украина" и его заместителем.

Власти не следует успокаиваться, что общество выпустит пар в результате нескольких эффектных отставок. Без системных перемен ситуация трансформируется в известную революционную формулу, когда верхи не могут, а низы – не хотят. И тогда новый этап революции станет неминуем. Причем уже не синие будут сплачиваться против оранжевых, а сине-оранжевые – против сращения и дальнейшей олигархизации старого и нового режима.

Итак, если первый этап революции не позволит стране очиститься, то второй – становится  делом близкого времени. Сегодня, пользуясь экономическими терминами, чрезвычайно актуальной выглядит ревальвация ценностей Майдана. Ведь Украина и ее граждане доказали свое право на честную политику, порядочную власть, справедливую жизнь.

Автор: Николай Томенко, бывший вице-премьер в правительстве Юлии Тимошенко

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде