"... в Советском Союзе Киев был центром диоксиновой науки"
"...Что же, продолжение непременно будет. Относительно самого президента, ждать его следует в плоскости развития двух тем: финансовой (платежки Березовского - не последний аргумент в деле) и темы с отравлением президента. Парадоксальная пассивность правоохранительных органов в последнем деле уже создала почву для версий, в сравнении с которыми прошлогодние пассажи Киселева на ICTV будут казаться цветочками"
В деле отравления Виктора Ющенко есть одно положительное следствие. Это во всех смыслах грязное дело может помочь сделать Украину чище. Несмотря на то, будет ли когда-нибудь преступление раскрыто, и что именно станет известно украинскому обществу. Так как благодаря теме отравления (или не-отравления) Виктора Андреевича в обывательское сознание наконец-то засело слово "диоксин".
До осени прошлого года и державным чиновникам от экологии, и общественникам из природозащитных организаций (в быту именуемым "зелёными"; к ним же относят и активистов Партии Зелёных Украины, хотя многие зелёные общественники с зелёными партийцами издавна даже земельный гектар органикой удобрять не станут – по идейным расхождениям) приходилось делать огромные усилия, чтобы поведать экологически неграмотному населению всю пагубность диоксинового загрязнения.
Ведь по своей лени и нелюбопытству "маленькие украинцы" просто обожают травить себя и окружающих разной гадостью, в том числе и диоксинами. Прямо-таки маниакальная страсть есть у украинских селян, дачников и работников ЖЭКов сжигать мусор прямо на улицах. При этом в собранных мусорных кучах горит куча полимерных материалов – пластиковой упаковки, бутылок из-под напитков, обёрток от печенья, мороженного, одноразовой посуды и т.п.
То, что при этом в воздух выделяются эти самые диоксины, защитники природы давно знают и безуспешно пытаются объяснить согражданам. Не выходит – не верят в пагубность диоксинов и жгут. Но после отравления нынешнего президента, когда это явно отразилось на его лице, пропаганда против мусоросжигания (и домашнего – в кострах, и промышленного – на специальных заводах) не будет требовать .
Автор сих строк свидетельствует – после отравления Ющенко число публикаций в прессе, разъясняющей все аспекты диоксиновой проблемы (являющейся одной из острейших глобальных экологических проблем), возросло в несколько раз.
Но при этом наблюдается некоторая странность. Согласитесь, всё таки несколько непонятно – почему обыватель, узнав о множестве аспектов проблемы диоксинов, в большинстве своём до сих пор не знает о том, что Украина была центром науки о диоксинах в бывшем СССР? Что в Киеве в конце 1980-х функционировал засекреченный Всесоюзный центр "Диоксин", в котором тайно велись исследования по изучению влияния диоксинов на здоровье человека? Впрочем, таинственный центр этот не такой уж и засекреченный – и поверхностную информацию о нём можно узнать даже из интернета - но об этом чуть позже.
Относительно широкие круги украинской общественности о существовании на территории Украины советского диоксинового центра смогли узнать в декабре прошлого года. То было время, когда украинские зелёные активно переписывались с коллегами из бывших советских республик, подавая им альтернативную взглядам ОРТ "хронику текущих событий" из оранжевеющей Украины. В ходе той переписки экологисты-общественники имели возможность прочитать статью Льва Фёдорова "УКРАИНА: СКРОИЛИ ГИБРИД ХИМИИ И ПОЛИТИКИ" Лев Фёдоров – известный российский учёный (доктор химических наук), правозащитник и защитник природы. Многим "зелёным" на просторах бывшего СССР он знаком как президент Союза "За химическую безопасность!".
Будучи человеком в летах, Лев Фёдоров проявляет недюжинную энергичность, которой бы позавидовали и молодые. Например, по несколько раз в неделю (а ещё недавно и ежедневно) рассылает тысячам подписчиков по-своему уникальный электронный бюллетень "Экология и права человека", в котором нередко обращается и к украинским проблемам. Ещё одной особенностью Льва Александровича является его постоянная готовность дать консультацию по вопросам, связанным с его деятельностью - и отнюдь не в надменном академическом стиле.
(В 2000 году автор сих строк был свидетелем, как на проходившей в Киеве VII конференции Социально-Экологического Союза - международной сетевой эко-организации, крупнейшей на постсоветском пространстве - учёный на равных общался с припанкованными экологическими радикалами – "Хранителями Радуги". "Хранители" готовили лагерь протеста в одном из российских городов, где американцы хотели помочь России за их, янки, счёт, но подешевле, избавиться от советских крылатых ракет. И Фёдоров снабжал эко-радикалов аргументами насчёт экологической опасности проекта).
Правда, в разгар Оранжевой революции, когда страсти пылали и на майданах, и в кибер-пространстве, никто из наших особенно не обратил внимания на очередной фёдоровский бюллетень, в котором тихо прошёл материал, сгодившийся бы не на один десяток сенсационных заголовков в прессе. Ещё бы – пока все искали источники диоксина, отравившего будущего президента Украины, причём обязательно поглядывая в сторону России, Фёдоров безо всяких намёков констатировал: "в Советском Союзе Киев был центром диоксиновой науки":
Бюллетень “ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА”
Сообщение ECO-HR.1598, 19 декабря 2004 г.
Головным институтом по токсикологии пестицидов и родственных веществ всегда был Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимеров и пластических масс Минздрава СССР - ВНИИГинТокс им. Л.И.Медведя (Киев, ул.Героев обороны, дом 6).
После развала СССР этот институт был переименован в УкрНИИГинТокс. Так что и хлорфенолы, и токсичные примеси в них были прямым объектом внимания этого института. Именно в этом институте в Киеве в сентябре 1988 года был создан Всесоюзный центр по диоксину Минздрава СССР в качестве постоянно действующего научного и методического органа, осуществляющего обеспечение работ по охране здоровья населения от возможного воздействия опасных токсичных химических веществ типа диоксина, загрязняющих окружающую среду в результате промышленной и сельскохозяйственной деятельности.
Подчеркнем, что при решении вопроса Киев уверенно обошел своих конкурентов - институты Минздрава СССР из С.-Петербурга, Волгограда и Москвы. Этот самый Всесоюзный центр "Диоксин" поначалу действовал очень тайно. Однако когда в 1990-1991 годах мною была проявлена активность насчет выявления опасности диоксинов по линии мирной (невоенной) медицины Минздрава СССР, в этом ведомстве была создана рабочая группа экспертов ("в связи с необходимостью оценки опасности для здоровья населения загрязнения объектов окружающей среды" диоксинами). Естественно, во главе группы встал специалист из Киева доктор медицинских наук Р.Е.Сова.
Впрочем, пока готовили положение об этой группе, Украина обрела независимость, и на это все кончилось. Ну а на мое письмо в отношении диоксинов в России, которое я послал уже в УкрНИИГинтокс независимой Украины, я получил краткий ответ, что институт данными не располагает. Подготовил ответ все тот же Р.Е.Сова.
А теперь обратимся к дню сегодняшнему. В июне сего года глава СБУ Александр Турчинов в интервью "Зеркалу недели" убеждает сограждан, что Ющенко отравили именно диоксином. Кто забыл – в то время как раз был запущен слух о неудачном использовании целебных зародышей, вызвавшей болезнь Виктора Андреевича.
Впрочем, совсем скоро Александр Валентинович начинает сомневаться как в желании Виктора Андреевича установить истину в "деле об отравителях", так и в самом отравлении, факт которого до сих пор окончательно не установлен. Тема отравления (в контексте то ли его отсутствия, то ли присутствия совсем других людей, нежели почти официально подозреваемых) вновь стаёт "важной и актуальной", более того – рискует стать метафорическим ядерным оружием, наравне с деньгами Бориса Абрамовича, готовым для победы над Ющенко его бывшей соратницей.
Парируя сомнения Турчинова, и.о. министра здравоохранения Николай Полищук утверждает: анализы и исследования по отравлению президента не проводились в Украине, поскольку в нашем государстве нет ни одной лаборатории, которая могла бы определить диоксины биологической среды.
Позвольте, а как же бывший всесоюзный диоксиновый центр? – хочется задаться вопросом человеку непосвящённому. Ведь любому патриоту не хочется подозревать сам этот центр. И просто удивительно, как этого до сих пор не сделали журналисты от ФСБ России, на которую пало подозрение многих украинских работников пера и микрофона.
Разве не было бы их симметричным ответом распространение по всем возможным СМИ информации о коварных украинцах, присвоивших себе не только часть Черноморского флота, но и секретный диоксиновый центр? Можно предположить, что такой ответ готовился (или готовится) для случая, время которого ещё не подошло. Потому, кстати, хотелось бы этот ответ заранее упредить. Чтоб, когда пойдёт по цепочке – от липовых сайтов до ново-комсомольских рупоров типа "МК в Украине" и "КП в Украине" сенсация типа "Ющенко отравили специалисты из киевского секретного центра диоксинов!!!", общество было к этому готово. Пока не готово. Кто до этой статьи знал об этом центре?
Вот это-то и странно. Так как не такой уж киевский центр и секретный, если узнать о нём можно даже из интернета. Вот, например, о нём говорят "Факты и комментарии" (ещё задолго до отравления Ющенко, в сентябре 2002 года). Речь шла о ... диоксиновом скандале. Даже с примесью политики, правда, внешней:
"... Учитывая, что Эстония уже в течение нескольких лет поставляет в Украину морепродукты, "ФАКТЫ" решили провести собственное расследование. Когда речь заходит о здоровье людей, обычно задают сакраментальный вопрос: "Куда смотрят медики?". В Главном санитарно-эпидемиологическом управлении Министерства здравоохранения Украины "ФАКТАМ" посоветовали обратиться в Институт экогигиены и токсикологии.
- До распада Советского Союза наш институт был главным учреждением Минздрава СССР по проблемам гигиены и токсикологии пестицидов, полимеров и пластмасс, синтез которых является основным источником диоксинов, - сообщил "ФАКТАМ" заместитель директора Института экогигиены и токсикологии Александр Кравчук.
- Именно поэтому в 1987 году на базе института был создан всесоюзный центр по диоксинам. В то время исследования их влияния на организм человека были секретными. Перед нами поставили задачу организовать "диоксиновый" контроль во всех регионах Советского Союза - каждая областная санэпидстанция должна была регулярно получать необходимые сведения о состоянии загрязнения этими опасными ядами всех объектов окружающей среды и сельхозпродукции.
Планировалось создание сети региональных центров, оснащенных современным оборудованием и высокочувствительными методиками определения. Однако грянул 1991 год, и, лишившись государственной поддержки, диоксиновый центр приказал долго жить. По словам Кравчука, институт может хоть завтра заняться этой проблемой, нужны только деньги на современное оборудование. Аппаратура, закупленная в доперестроечные времена, устарела морально и физически, работать на ней сегодня все равно, что догонять на телеге "Мерседес".
То есть информации о том, что институт занимался вопросами диоксинов, в принципе, никто не скрывает. Вот заметка об основателе центра "Диоксин" Ромене Ефимовиче Сове (упоминаемом в статье Фёдорова): "5 ноября 1998 года исполнилось 60 лет со дня рождения и 37 лет научной и общественной деятельности известному ученому, заместителю директора Института экогигиены и токсикологии имени Л.И.Медведя, руководителю отдела гигиены полимеров и токсических отходов, доктору медицинских наук, члену-корреспонденту Украинской экологической Академии наук Сове Ромену Ефимовичу. ...
Роменом Ефимовичем был организован Всесоюзный центр "Диоксин", начаты научные исследования по этой проблеме, разработаны первые гигиенические нормативы наиболее опасных загрязнителей окружающей среды. Он являлся экспертом ВОЗ по проблеме диоксинов, а сейчас — эксперт Украины по проблеме стойких органических загрязнителей в Программе ООН по окружающей среде"
Наконец, комментируя диоксиновую проблему (как раз в контексте отравления Виктора Ющенко), в интервью газете "Зеркало недели"
, в самом конце прошлого года, довольно вскользь упоминал о диоскиновом центре сам директор Института экогигиены и токсикологии им. Медведя АМН Украины, профессор Николай Проданчук.
На вопрос журналистки, могут ли определять диоксин украинские лаборатории, он отвечал: "Сделать это можно только в лаборатории диоксинового центра нашего института. Хотя для того, чтобы воссоздать те возможности, которые были у диоксинового центра во времена СССР, требуется еще около десятка миллионов гривен капиталовложений".
Что несколько противоречит нынешним заявлениям и.о. министра здравоохранения. И, кажется, поддерживает подозрения бывшего главы СБУ о странном нежелании президента обследоваться дома. И уж во всяком случае, десяток миллионов гривен для восстановления былых возможностей диоксинового центра – мелочь для страны, позволяющей себе куда более солидные траты на решение куда менее насущных проблем (например, реконструкции президентских апартаментов и т.п.). И если эти деньги не выделяют – значит, это кому-то очень не нужно?
Олег Супруненко, участник экологического движения