Виктор Ющенко: "У меня рука поднимется подписать отставку любого министра"...
Стенограмма выступления Президента Украины во время консультаций с лидерами парламентских фракций 21 сентября 2005 года.
Источник: официальный сайт президента
Я буду говорить с вами искренне, и только в этом вижу смысл нашего общения. Нет никакой трагедии в том, что есть. Убежден, что это плата за право называть себя демократической политической системой, европейским государством. Никакой в этом трагедии нет.
Думаю, что смысл, вокруг которого должны концентрироваться сегодня наши мысли - как выйти из ситуации. Я хотел сказать, что Майдан дал хороший принцип, хороший урок - если мы хотим найти выход из ситуации, выход может дать только единство, только согласие.
Я понимаю, что мы можем по-разному смотреть на те или иные обстоятельства, но я убежден, что у нас есть ряд идеалов, которые могут нас объединить. Независимо от того, оппозиция ли, власть ли, под одним ли цветом, или под другим, я не хочу это называть патриотизмом, или другими словами, но я убежден, что такая система ценностей есть.
Она может поднять нас над эпизодами, над определенными обстоятельствами и заставить нас консолидироваться. Откровенно скажу: я счастлив в том, что сейчас у нас есть хороший плацдарм для того, чтобы вынести уроки и принять мудрые, согласованные решения на благо нации и государства. Я просил бы всех, независимо от роли и места, принять первый тезис - спрятать топор войны.
Когда мы подписывали Декларацию о единстве, мы исходили из того, что в круг вопросов, которые могут объединить, сформировать политсовет, сделать, в конце концов, "дорожную карту", с которой мы будем идти первый этап до выборов 2006 года - должен быть список очень конкретных пунктов: и для власти, и для политических участников.
Для фигурантов настоящего соглашения должно быть понятно - после подписания Соглашения мы формируем постоянно действующий политический совет, который мы договорились собирать раз в две недели.
Второе. Организационно мы выходим на круглый стол, на который приглашаем представителей всех других кругов, общественных инициатив, для того, чтобы темы консолидации, темы национальных визий, которые разрабатываются на политическом совете, имели в дальнейшем имплементацию - круг интеллигенции, круг бизнеса, круг журналистики и так далее, и так далее. Это те круги, на которые мы можем потом опираться и трансформировать уровень наших договоренностей.
Убежден, что серьезную тему надо провести с бизнесом. Бизнес надо вернуть в Украину. Все прячутся за пределами Украины. Все боятся вернуться. Ждут очереди, когда тот или иной предмет собственности станет под вопросом. Приостановились инвестиции - все стали на страже, что там дальше будет твориться...
Относительно отношений с бизнесом убежден, что существует только один способ - выйти на круглый стол, подать руку, выйти на принципы и сказать: здесь мы поставили точку. Сюда входит и легализация отношений с бюджетом, и легализация собственности, и детенизация экономических процессов.
Возможно, потом в ваше внимание попадет и тема фискальных отношений, возможно, процедуры таможенные, тарифные и тому подобное. Это то, что может быть высказано как проблема в деловом круге, которая их загоняет или в тень, или в серые процессы. Я говорю это в качестве примера.
Думаю, что нам надо очень ясно и четко сформировать акценты национальной культурной политики - в чем она должна сегодня заключаться. Концепция того, что надо сохранить, концепция того, что надо профинансировать, так как это украинское.
Концепция, где нужно сделать гармонизацию разных культур, так как это также население Украины. Есть вещи, которые могут очень легко вложиться в корзину, когда мы говорим о нашей консолидации.
Если по пунктам, которые наиболее сегодня тактически важные, я на первый пункт поставил бы всем участникам круглого стола взять на себя ответственность за проведение честных и демократических выборов.
Я попросил ОБСЕ не снимать мониторинг по демократическим маякам - это не позор для страны. Наоборот, это знак того, что мы честно идем на этот процесс. Как президент я вам гарантирую: в выборах не будет участвовать админресурс. Если у кого-то есть видение, что специально нужно положить этот пункт, я готов его выписать. В выборах не будут участвовать газовые деньги, нефтяные, министерства транспорта или чего-то другого, что пахнет государственными финансами.
Государственные финансы будут работать на государственный бюджет. Это первые выборы, когда власть на такой высокий уровень ставит такую культуру отношений между административной системой и государственными финансами. Я готов это подтвердить как свою обязанность.
Вопросы, которые на ходу могут нас остановить - это вопросы, связанные с 9 законами, которые касаются ВТО. Хотел бы еще раз, друзья, сказать, что здесь не идет полемика даже о содержательной части этого закона. Хотя основную часть законов по интеллектуальной теме, 60% нагрузки ВТО принято, а 40% остается. 40% - это политически менее проблемные законы, но это - вещи комплектные. Имплементация их - это приблизительно 60 дней.
Давайте запишем себе: если мы ставим цель, чтобы вернуть наши корабли, самолеты, 15 дел по антидемпинговым преследованиям, при чем речь идет не о предприятиях, а о преследовании системные, отраслевые, т.е. мы ведем дискуссии о химии, независимо от того, кто ее поставляет, мы ведем дискуссию о прокате, независимо от того, кто его поставляет, об удобрениях, независимо от того, кто поставляет, изделия из текстиля и т.п.
Т.е., если сейчас мы не унифицируем свою торговую и таможенную модель, мы ежегодно приблизительно 8 млрд. долларов будем терять поступлений валового продукта только через каналы ограничений и преследований. Это конкретная статья экономики и бюджета страны.
Будет отдельно наша встреча по бюджету года. Цель которой - вообразить ту концепцию, которую предлагает правительство для 2006 года. Заизвестно скажу: она интересная, она достойная того, чтобы 5-6 позиций были донесенные каждой политический силе, которые те вещи могут поделить. Это те вещи, которые могут нас консолидировать. Мы выводим бюджет от персонификации, мы выводим бюджет от того, что нам надо возле более высоких принципов консолидироваться.
Мы говорим об ЕЭП и говорим о ЕС. Об ЕЭП.
Картина складывается после итогов политических в Казани, где мы все подписали документы, которые выносились на совет СНГ. Все документы - я хотел бы подчеркнуть - что касаются Единого экономического пространства. Конструкция приблизительно такая - из 92 документов, которые нужны для конструкции ЕЭПа, Украина принимала участие в формировании непосредственно 14 плюс одного, а остальные, как правило, были отклонены.
Они по признаку или формировали надгосударственные органы, или отношения с третьей стороной, или какие-то другие мотивы, которые, собственно, в той или иной мере могли бы противоречить Конституции Украины. Моя позиция заключается в том, что Украина должна принимать участие в полноформатных переговорах, быть в материале каждого соглашения, отстаивать его, а не технически наблюдать, а потом, когда уже приходит момент политического решения, так как все настоящие соглашения являются предметом ратификации, если они задевают тело Конституции, а поправка, вы помните, стоит - соответственно Конституции.
Т.е., поправка Украины в подписанном соглашении такая существует. И потому, когда мы говорим, например, о таможенном поле, где 14 законов, мы их можем не подписывать, если они противоречат Конституции. Но мы должны принимать участие, быть в материале, и, в конце концов, иметь представление о тенденции этих процессов.
Хотя, убежден, уважаемые друзья, рано или поздно к нам вернется вопрос, независимо от того, говорим ли мы об интеграции на восток, или же мы говорим об интеграции на запад, как передавать часть своего суверенитета. И это - в вашей воле будет, ее никто не обойдет, но если мы действительно хотим работать в более унифицированном мире, например, тарифном, нам надо политику суверенитета тарифа передавать какому-нибудь институту - в Киеве его не будет.
Т.е. вопрос темы суверенитета в этих вещах можно позже рассматривать, они будут присутствовать. Но когда мы говорим о целях сейчас, нам надо сбавить динамику интегрирования по линии ЕЭП в тех вопросах, которые не отвечают национальным интересам, и по линии евроинтеграции. Поэтому я просил бы, начиная с политических выборов, бюджета страны, чтобы мы вокруг 5-7 пунктов этих знали логику нашего согласия.
Третий пункт - это так называемый вопрос политических репрессий. Вы знаете, что из этого дома я не дал ни одного распоряжения, чтобы за кем-то гонялись, кого-то травили и никогда не дам, так как это не входит в рамки моего представления развития Украины. Я понимаю, так как я был в оппозиции, и я понимаю, что творили по отношению к оппозиции не один год люди, которые занимали эти кабинеты. И мне не стыдно об этих вещах говорить, так как для десятков и сотен моих партнеров это была не игрушка, а тяжелая жизнь.
Но уважаемые друзья, моя задача, вместе с вами, кстати, как этот маятник с одной стороны перехватить, чтобы он не пошел в другую сторону с противоположным знаком. Как его зацементировать на месте. Это ключевое. И потому я это говорю к оппозиции, к тем силам, которые присоединяются к Декларации, к тем силам, которые не присоединяются к Декларации, независимо от этого в фундаменте этих отношений мы должны выписать, друзья - закон будет единым независимо от цвета партии.
Мы работаем в рамках закона, и я гарантирую в рамках Конституции, что все действия будут совершаться в рамках закона - из этого Белого Дома будут исходить позиции, которые будут отвечать этим принципам. Мы все должны подписаться, уважаемые друзья, под тем, что каждая политическая сила этот принцип верховенства права, верховенства единого закона, который не будет делиться ни для одной фракции, ни для другой, разделяем. Это фундаментальное определение.
Следующий пункт – если сегодня есть искривления этого тезиса, я назначаю своего представителя, Олега Борисовича Рыбачука и первого заместителя Ивана Васильевича Васюника, чтобы в контактах с каждой фракцией мы вышли на лист бумаги, где будет сказано – есть 5 или 8 пунктов, которые, по вашему мнению, нуждаются в регулировании.
Более того, я хотел бы сказать, я не идеалист, я понимаю в каких условиях происходили жизнь и деятельность в очень многих сферах еще три-четыре года назад. Я не исключаю того, что ряд даже очень важных решений принимались в обход закона. Не исключаю того, что к сегодняшнему дню эти проблемы являются неурегулированными, и если мы хотим их видеть урегулированными, их можно урегулировать на политическом уровне.
Так как трудно будет искать обстоятельства, которые бы могли дать короткую тропинку, короткий ответ на урегулирование этой темы. Я знаю о списке очень многих тем, которые или просто мировым соглашением, или изменением определенных процедур доплаты, или уточнения к постановлению правительства, т.е. через механизм доброй воли можно решить.
Можно стоять на букве закона и никогда их не решить. Их просто завалить можно. А завалить - это значит потерять десятки миллионов, которые были введены, которые были заложены, которые не работают ни на государство, ни на нацию, они ни на кого не работают.
Поэтому для такого, я сказал бы, урегулирования я даю поручение Олегу Борисовичу и Ивану Васильевичу провести консультации. Я даю Вам слово, что буду вести себя публично. Я убежден, что честный публичный разговор в нашем круге, по такого типа вопросам, в самый раз дает ответ на решение этой темы.
Я действительно хочу добиться того, чтобы судов, прокуроров отныне от власти никто терроризировать не будет. Чтобы их не дергали и не подсказывали, какие решения принимать. Я и вас призываю к этому. Так как сформировать статус суда - это не задача одного только президента. Мы знаем, что сегодня судебная система глубоко коррумпирована. По очень многим вещам мы имеем конфликты от того, что многие дела покупаются и продаются.
Я думаю, что элита должна понять - друзья, если мы такую политику будем дальше проводить, мы не найдем точки в урегулировании наших проблем. Думаю, что первая точка - это закон и высокий статус судебной и правовой системы. Точка кристаллизации должна начинаться с уважения к правам и нормам закона. Поэтому я всех призываю присягнуть этому, помочь нормализовать работу судебной системы, нормализовать работу Генеральной прокуратуры и прокуратур на территориях, деполитизировать эти институты.
Если подходить в плане такой концепции и ее реализации на ближайшие семь месяцев, я сказал бы, что первая точка в нормализации ситуации - это назначение премьер-министра и утверждение нового состава Правительства. Я позволю себе небольшие соображения.
Если мы говорим о задаче стабилизационного периода, и учитывая то, что я хочу видеть правительство деполитизированным, прагматическим, который не заботится о 31 марта, который исполняет свою функцию, я думаю, что это может быть стремление, которое должно объединить нас всех. Т.е. каждая политическая сила отказывается сегодня от эксплуатации власти как политического дивиденда. Отделить политические выборы от административных давлений и использования финансовых ресурсов административной системы.
Если мы действительно видим эту цель, нам надо видеть в руководстве аполитический состав правительства. Когда у нас были диалоги перед вчерашним заседанием, я Юрию Ивановичу отдал белый лист бумаги и говорю - Юрий Иванович, проводи консультации со всеми нашими коллегами, никого не исключай, ни одну политическую силу.
Хочу чтобы все почувствовали, что к круглому столу приглашены все, в независимости, подписали декларацию - или не подписали декларацию. Мы сейчас все чувствуем момент, который семь месяцев - это особенные семь месяцев, которые мы с достоинством должны все выстоять. И потому правительство должно иметь ряд специфических требований.
Когда мы прошли оценку по кандидатуре, я Юрию Ивановичу дал мандат, который заключается приблизительно в том, что все, что находится вне позиции силовых министерств, которые мы согласуем, я сказал бы, в финальном режиме, и иностранных дел, у тебя белый лист бумаги, работай с фракциями, чтобы мы вышли на консолидацию. Это должно нас объединять, а не разъединять.
Такой, друзья, подход я оставляю на сегодня. Вас я прошу не поднимать политическое давление, партийное давление на структуру правительства, Юрия Ивановича я прошу подходить с прагматических позиций, профессиональных позиций формирования правительства. Мне кажется, это правильный момент, который бы нас сбалансировал, прежде всего в ответе на то, как профессионально набрать это Правительство.
Хотел бы еще раз, друзья, курсивом выделить один вопрос - это так называемое отделение бизнеса от власти. Я, возможно, повторюсь, но я это делаю ради цели, чтобы мы скорее правильно подошли к формированию этой категории.
Когда мы говорим о теме, как отделить бизнес от власти, то мы скорее говорим о том, как через систему мониторинга, закона и морали, профессиональный человек, который более всего сегодня подходит на руководителя той или иной области, мог ощущать не только на моральном уровне, но и на правовом, четкую границу, которая его частные интересы и интересы сектора, который он ведет, не переплетаются.
А это главный вопрос, на который нам надо искать ответ. Но в знак того, что мы должны сознательно начать от идеализированного сценария, я сказал бы так - если есть претензии к любому министру сегодня, что его поведение является недостаточным свидетельством отделения бизнеса и власти, я Юрию Ивановичу сказал и вам говорю - у меня рука поднимется подписать отставку любого министра, если он вас не устраивает по свидетельству, по принципам отделения бизнеса от власти. Я говорю - мы можем начать идеализированный подход.