Полупустой стакан украинской евроинтеграции
Успех Украины способен открыть новые горизонты для всего нашего континента. Верю, что уже скоро без Украины нельзя будет вообразить ни нового лица Европы, ни ее границ, ни роли в сегодняшнем мире.
Виктор Ющенко, из выступления президента Украины на Площади Независимости 24 августа 2005 года
"Европейская карта" на парламентских выборах
Менее чем за три месяца - 1 декабря - украинская власть будет отчитываться в Лондоне об успехах в реформировании политической и экономической системы. Ставки являются высокими и принципиальными для Виктора Ющенко.
Речь идет не только о статусе рыночной экономики, допуск в ВТО (выгоды от которого оценивают в 8 млрд. долл., однако молчат о реальной цене потерь), а о признании успешности новой власти как знак и подтверждение шансов на вхождение Украины к Объединенную Европу.
В электоральном плане для президента Ющенко Евроинтеграция является тем самым "драйвом", "маленькой победной войной", какой для Владимира Путина является идея борьбы с терроризмом и возрождение СССР.
Это символ веры в небесполезность потерь и жертв народа ради общего блага и безопасности Родины. В данном случае - веры в то, что Украина находится на правильном пути после победы на Площади. В то, что украинцев на самом деле перестали воспринимать в Европе и миру исключительно в контексте советского (русского) прошлого.
Накануне парламентской избирательной кампании и ежегодного обращения к Верховной Раде признание Европейским Союзом успехов Украины необходимо Ющенко как воздух.
Ведь в случае одобрения европейцами украинских реформ и действий правительства на равне с либерализацией визового режима и четкими перспективами создания зоны свободной торговли между ЕС и Украиной, у власти появляется возможность настроить выигрышную для себя дискуссию в ходе кампании.
То есть, команда президента будет иметь шанс преодолеть "идеологическое бессилие" и вооружиться новым "выборным мифом", согласно которому улучшение жизни в стране и продвижение реформ зависит от образования в парламенте большинства, которое поддерживает успешный европейский курс Ющенко.
С другой стороны, если Брюссель откажется признать успешность Украины и укажет на необходимость "работы над ошибками", Ющенко рискует не только лишиться привлекательного "избирательного мифа", но и натолкнуться на критику со стороны соперников в сфере внешней политики и евроинтеграции, где он за все время чувствовал себя наиболее уверенным.
Новой власти будет тяжело отразить контраргументы оппозиционно настроенных лидеров, от умеренного Владимира Литвина к радикалам на манер Наталии Витренко.
В первую очередь критики обратят внимание на то, что президент просчитался в стратегическом плане: резкое охлаждение отношений с Россией и выход из проекта ЕЭП не были компенсированы в европейском направлении весомыми достижениями.
А дальше можно говорить и об "заговоре оранжевой верхушки" направленном на преобразование Украины в "сырьевой придаток Запада" и "плацдарм агрессии против братских России и Беларусии".
Во-вторых, президенту и правительству закинут невозможность выполнять те задачи, которые они сами же перед собой поставили в программе правительства и плане действий "Украина – ЕС". И что главными причинами этого является отсутствие единства в команде президента, непродуманная кадровая политика и административно-популистский стиль управления экономикой.
Отсюда кое-кто может сделать "логический" вывод, что "Европейский выбор" как политика и идеология ускорения реформ в Украине себя не оправдал и остался бутафорией времен "евроинтегратора" Кучмы.
Откроется дверь Евросоюза для Украины после оранжевой революции, или Европа погрузится на 10-20 лет во внутренние проблемы, оставив Украину в статусе "вечного" соседа?
В конце июля в Ливадийском дворце, бывшие и действующие украинские и европейские члены правительства, независимые эксперты имели возможность подбить итоги европейских усилий Украины в первой половине 2005 года.
Все это происходило в рамках инициативы Виктора Пинчука. Со временем в немецкой Die Presse появилась имиджевая статья, в которой речь идет о "незаурядной" роли Пинчука в продвижении европейского будущего Украины.
Тем не менее на самом деле незаурядной была собственно экспертная дискуссия в ходе семинара, которая проявила слабые места евроинтеграционной политики новой команды и очертила круг вопросов, от решения которых во многом будет зависеть и положительное решение Брюсселя в декабре этого года.
Восприятие евроинтеграционных усилий Украины европейскими интеллектуалами: "ялтинский кейс"
По дороге к севастопольскому аэропорту Бельбек, который принимал европейских гостей, автор случайно оказался рядом с украинской гражданкой, сопровождающей генерального менеджера Европейского инвестиционного банка Брауна (именно то учреждение от которого Рыбачук стремится получить 1 млрд. евро на финансирование "прорывных" проектов). Собеседница оказалась работником консультационной фирмы, которая предоставляет услуги ЕИБ относительно инвестиций в Украину.
В ходе общения госпожа консультант высказала серьезное беспокойство кадровой политикой новой власти ("уволено 18 тысяч профессиональных бюрократов, а на их место пришли дилетанты"), политическим преследованием оппозиции и хаотичным административным регулированием товарных рынков.
В свою очередь, автор попробовал привести контраргументы. Во-первых, что не все 18 тысяч должностей были заняты дилетантами, поскольку много кто из команды Ющенко на высших и средних ступенях имеют опыт работы в госструктурах. Что обвинение против екс-вельмож - лишь зацепки, которые используются новой властью для разоблачения айсберга многомиллионных злоупотреблений как в деле покойного Кирпы. Хотя и не исключил угрозы преобразования отдельных лиц на обычных "стрелочников".
Из всего этого моя собеседница сделала вывод, что ситуация на самом деле еще более сложная и запутанная, чем это кажется из Люксембурга. Сухой остаток дискуссии: в стране властвует видимость, имитация изменений, которыми стараются изо всех сил припрятать просчеты в экономической политике.
В той или другой форме к такому выводу приводили европейцев выступления двух знаковых лиц - советника президента Украины Бориса Немцова и главы парламента Владимира Литвина.
Любые предыдущие консультации между Немцовым и Литвином можно исключить, поскольку спикер пришел уже к завершению конференции, тогда как русский советник президента Украины постоянно находился в поле зрения участников и журналистов (хотя Немцов и сознался, что находился в Крыму некоторое время на отдыхе с семьей собственно как и Литвин).
Итак, из уст обеих политиков европейцы услышали три ключевых тезиса.
Во-первых, стратегией власти на данный момент есть выигрыш на парламентских выборах любой ценой.
Этим объясняется направление около 80% госбюджета на социальные и пенсионные программы и кампания по реприватизации активов политических соперников (Борис Немцов). Ради объективности следует прибавить, что и в проекте госбюджета на 2006 год, по словам первого вице-премьера Кинаха, социальные расходы снова достигнут 80%.
Во-вторых, своими грубыми и неосторожными действиями команда нового президента подорвала политическую стабильность в стране, спровоцировала противостояние в парламенте и проставила под угрозу законодательное обеспечение вступления Украины в ВТО, которое является предпосылкой успешных переговоров с ЕС. В результате, как указал, Владимир Литвин, "Украина сейчас дальше от Европы, чем полгода назад".
В-третьих, ячейкой деструктивной, а значить антиевропейской политики в Украине является правительство, т.е. кабинет министров во главе с Юлией Тимошенко. Главным образом. Это произошло из-за слишком большого желания премьер-министра понравиться избирателям с помощью популистских решений (Борис Немцов).
Управленческий хаос, по мнению спикера и советника президента, углубляет противоречия в самой правительственной команде, которая объединяет приверженцев либеральной и социалистической идеологии.
Ироничный Немцов, говоря о том, что социалисты никогда не разрешат провести по-настоящему "большую приватизацию", а значит и приток иностранных инвестиций, оказался прав.
Накануне новой сессии стало известно, что Мороз внес законопроект об изъятии со списка приватизированных предприятий Одесского припортового завода и харьковского "Турбоатома". А глава ФГИУ Валентина Семенюк публично выступила против повторной приватизации Никопольского ферросплавного завода.
В дополнение Литвин и Немцов убедили европейцев, что именно правительство несет ответственность за значительное ухудшение отношений с Россией как в сфере торговли, так и в энергетической сфере. По словам советника президента, осенью Украину ждет общий экономический кризис, определенный падением производства и дефицитом энергоносителей.
Проблемы в отношениях с Россией, по мнению советника и спикера, углублены внутренней конкуренцией в окружении Ющенко. Как указал Литвин, "Действия и заявление отдельных политиков в российском направлении продиктованы главным образом желанием понравиться другой стороне, а не реальными намерениями решить проблемы".
Спикер словно в воду смотрел. Следует лишь взглянуть на противоречивые заявления министра экономики Терехина про прекращение участия Украины в ЕЭП и дезавуирование его слов Ющенко и Тарасюком. "Украина будет принимать участие", заявляет 22 августа президент. А уже 26 августа становится понятным, что Украина таки не будет принимать участия, поскольку из 29-пакетов документов Киев соглашается на 15, которые без остальных 14-ти не подпишут другие три стороны.
В ходе неформального общения в кулуарах мероприятия, оценки действий власти становились еще более резкими, а прогнозы интеграции Украины к ЕС - еще более пессимистическими. А главным образом высказывалось удивление по поводу того, что такой лидер как Ющенко, который одержал победу в тяжелой ситуации ноября-декабря 2004 года, потерял контроль над экономической политикой в государстве и втянулся у распри своего окружения.
Итак, отдельные серьезные упреки со стороны экспертов относительно неэффективности реформ в Украине и порочно избранного пути экспертов подкрепляются красноречивыми фактами.
А в Брюсселе Украину будут оценивать прежде всего по действиям, а не по декларациям посторонних наблюдателей или чиновников. И хотя пока что политическая оценка Украины удерживается на уровне "удовлетворительно", но к декабрю может опуститься к "скорее плохо, чем удовлетворительно".
Этому может посодействовать и информационная кампания, которую в западных СМИ будут проводить силы, настроенные на реванш во время парламентских выборах 2006 года. В ответ власть может развернуть собственную информационную кампанию, которая до этого времени велась силами Бориса Тарасюка и Олега Рыбачука.
Тем не менее лучшее противодействие таким попыткам будет заключаться не в многословных интервью от лица президента или премьера, а в реальных шагах к парламентским выборам, которые показали бы Брюсселю, евроскептикам в Украине и за ее пределами четкую политическую волю к осуществлению реформ.
Со слов видных представителей "Дойче банка", Комитета немецкой промышленности, ЕБРР и ЕИБ приблизительная программа реформ должна включать такие важные элементы.
Политическая стабильность. Под этим термином европейцы понимают слаженную работу ветвей власти и конструктивное решение парламентских и правительственных кризисов. Индикатором стабильности станет прохождение/непрохождение законов, которые касаются вступления в ВТО, через Верховную Раду.
Важным элементом стабильности есть понятная экономическая стратегия правительства, которая дает видение какие шаги и в какие временные сроки будет осуществлять власть. В конце концов, европейцы будут чувствовать себя спокойнее, если президент и премьер-министр будут исповедовать единую идеологию.
Судебная реформа. Пока суды будут постановлять решение в хозяйственных спорах, оглядываясь на государство или олигархов, европейская элита едва ли поверит в существования в стране институционной основы для внедрения европейского права.
Экономические инициативы. Европейцы жестко будут требовать открытия доступа иностранных банков в Украину, внедрение продажи земли и перехода украинских компаний на международные стандарты аудита.
Поняло, в Европе никто не требует и не хочет, чтобы эти вопросы решались новой "штурмовщиной", но правительство должно продемонстрировать, что оно слышит своих европейских партнеров.
Согласно продвижению этих и других реформ, "Дойчебанк" предлагает три сценария продвижения Украины в Европейский Союз.
Первый из них предусматривает ускоренную интеграцию Украины в ЕС, быстрое предоставление статуса кандидата на вступление и экономический рост до 5-6% ВВП на год. Это позволит Украине через 10-15 лет занять видное место среди центральноевропейских членов ЕС.
Второй сценарий "постепенного прогресса" предусматривает трудное продвижение судебной и правовой реформы и выход до 2025 года на уровень Румынии или Словакии.
Третий сценарий "движения с остановками" основывается на пессимистическом предположении относительно сохранения отрицательных тенденций этого года в экономике и медленным восстановлением доверия западных инвесторов к Украине.
Чтобы избежать наиболее плохого из вариантов и обеспечить приход европейского капитала в Украину, по мнению одного из директоров "Дойче банка" Филиппа Волло, украинские лидеры должны дать гарантии выбора в пользу укрепления рыночной экономики.
Для этого, как считает представитель "Дойче банка", инвесторы должны иметь исчерпывающую информацию о том, какое будет следующее правительство, и какие шаги оно будет осуществлять.
И если действующее правительство не покажет, что время социальных экспериментов на самом деле прошло, тяжело ожидать со стороны европейцев увлечения Украиной после переизбрания премьер-министра в апреле-мае 2006 года.
Геополитика в качестве "последнего довода"
Итак, Украина имеет очевидные проблемы с приспособлением к демократии и экономике соответственно взятым на себя обязательствам перед ЕС. Тем не менее, у Киева пока что все обстоит благополучно с аргументом "в последней инстанции" - с геополитическим положением и возможностями его использования.
Европе на самом деле не обойтись без независимой позиции Украины как транзитера русских энергоносителей. Кроме того, страны ЕС время от времени нуждаются в Украине для обеспечения определенной безопасности (силовой, военной) в "горячих точках".
Немецкий политолог Александр Рар на вопрос автора признал, что в случае победы Януковича на выборах, Европа оказалась бы с глазу на глаз с объединением России, Беларуси и Украины с единым центром в Кремле, который в перспективе диктовал бы свои условия на энергетическом рынке.
Москва успешно завершила бы операции по получению контроля над альтернативными путями транспортировки каспийских нефти и газа к Европе, поставив со временем в Баку, Астане и даже Тбилиси лояльных лидеров.
Теперь этот сценарий едва ли удастся реализовать. Вместе с тем Европа имеет хорошие шансы, приближая к себе Украину и активно содействуя энергетическим проектам в рамках так называемого Сообщества демократического выбора.
Сейчас в Европе выжидают чем завершится "газовый спор" между Киевом и Москвой. Если новое руководство Украины в основном защитит свою начальную позицию (сохранение умеренных цен на газ в пределах 80-90 долл. за тыс. куб. м. и низких тарифов на транспортировку) и продемонстрирует качество сильных переговорщиков, ЕС охотно станет спонсором трансазийского газотранспортного консорциума для поставок туркменского и казахского газа в Европу и нефтепровод "Одесса – Броды".
А большие ставки в энергетике будут подталкивать ЕС к предоставлению Украиной привилегированного статуса и даже ускоренного ее привлечение к зоне свободной торговли.
В дополнение, в Брюсселе пристально следят за развитием событий в Приднестровье. Как бы это цинично не выглядело, тем не менее, Европе не так нужна единая Молдова, как отсутствие явной угрозы войны и гуманитарной катастрофы на собственных границах. Киеву достаточно выполнить программу-минимум, чтобы получить высокие баллы в Брюсселе.
Выполнение программы-максимум и мирная реинтеграция Молдовы поставит Украину на уровень государств "ядра" ЕС, по крайней мере в сфере безопасности.
При сохранении стабильности или даже либерализации в России, энергетическая карта и карта безопасности разрешат Украине постепенно набирать баллы и подтягиваться к сценарию "постепенного прогресса" и вступления в ЕС на 2020-границы их лет.
Тем не менее, с приходом к власти в Кремле националистических, антизападных сил геополитические расчеты и определенные успехи Украины наверно заставят ЕС откликнуться на призывы Киева начать переговоры о вступлении после 2008 года.