"А и Б сидели на трубе", или что сулит Украине встреча президента России Владимира Путина с канцлером Германии Герхардом Шредером
9 сентября Путин и Шредер подписали договор о строительстве газопровода по дну Балтийского моря. Следовательно, российский газ будет следовать из страны прямиком в Германию, минуя все страны, которые лежат на континенте между Россией и Германией.
Причины для строительства этого газопровода были у каждой страны. "Газпром" Российской Федерации получает 51% акционерного капитала. Отсутствует плата за транзит через европейские страны, а, следовательно, можно снизить цену на сам газ в конечном пункте назначения. Немецкие концерны E.ON и BASF делят поровну оставшийся пакет. А Шредер получает нелишнюю поддержку на парламентских выборах.
До 2010 года поставка энергоносителей в Германию планируется все по тому же нефтепроводу "Дружба", построенному еще в период СССР. Этот нефтепровод имеет три нити общей протяженностью 5,2 тыс. км. Нефть проходит от Альметьевки через Самару, Брянск, Мозырь, где разветвляется на два участка (северный и южный).
1-я ветвь (северная) проходит по территории Белоруссии, Польши и Германии и была запущена в 1964 году. 2 ветвь (южная) идет по территории Украины, Чехии, Словакии и Венгрии и введена в строй в 1972. А 3-я (петляющая по территории Германии, Чехии, Словакии) запущена уже в 1981 году.
Этот нефтепровод сыграл немаловажную роль в истории СССР, особенно в 1974-75 гг. Именно тогда поднялись мировые цены на горюче-смазочные материалы и в СССР поплыли нефтедоллары. Именно это время ностальгически вспоминают патриоты Советского Союза. Ведь тогда люди зажили на широкую ногу, ведь именно тогда повысился уровень жизни в Союзе.
Экспорт энергоносителей в Западную Европу – залог успешного развития российской экономики. Доход от поставок газа и нефти составляют по финансовому эффекту около 45% российского национального бюджета, и таким образом это определяет стабильность экономики и политической ситуации в России. Отсюда понятно, почему РФ заинтересована в Североевропейском газопроводе.
Времена СССР закончились, а нефтепровод остался. Теперь РФ приходится платить за транзит нефти и газа в Европу всем вышеперечисленным странам, а поэтому повышалась сама цена на энергоносители и высока вероятность "недобросовестного транзита". Североевропейский газопровод (СЕГ) по дну Балтийского моря открывает широкие перспективы сотрудничества ФРГ и РФ.
Никаких посредников, низкие цены на газ, увеличение объема транспортируемого газа… Конечно, на официальном уровне это все прозвучало более дипломатично и красиво: "…РФ хочет избежать политических, экологических и других рисков и в конечном итоге снизить цену энергоносителей, которые покупает Запад… Чем меньше транзитных стран, … тем ниже цена на российских газ…" (из речи Путина на пресс-конференции).
И вот 9 сентября Путин в ФРГ подписывает со Шредером договоренность о строительстве до 2010 года СЕГа. При этом чтобы никому не дать повод подумать о том, что Россия "кидает" кого-то из стран, которые обеспечивают транзит ГСМ было помянуто прошлое. Ведь были договоренности о создании газового консорциума с участием РФ, Украины, ФРГ, Франции, Италии. Но все эти договоренности где-то растворились.
"А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало. Кто остался на трубе?" – говорит Путин на немецком. – "Те, кто внимательно слушал эту загадку, ответят на трубе останется И … Мы никого не выдавливаем из наших энергетических дел". Это был намек на то, что, мол, сами виноваты: не выполняете договоренности, не говорите, что кто-то виноват, кроме вас самих.
Были ли готовы к такому удару европейские страны, которые занимались транзитом энергоносителей. Пожалуй, нет. Взбунтовалось общественное мнение в Польше. Еще бы, ведь на мнение страны даже никто не обратил внимания в ЕС.
В Украине же до сентября месяца также были оптимистические планы. Страну даже не пугало возможное повышение цен на энергоносители со стороны РФ. Ведь всегда можно повысить цены на транзит ГСМ в Европу и таким образом скомпенсировать разницу в повышении цен. Но не тут-то было…
Итак, перед Украиной как никогда раньше стала актуальной необходимость решения проблемы энергоносителей, так как постепенно растворяется рычаг давления на РФ. И страна попадает все в большую зависимость от российских энергоносителей.
Можно привести как минимум два основных возможных варианта развития событий.
Первый и самый пессимистичный, которым любят спекулировать российские СМИ и политики, следующий. На сегодняшний день российский газ является одним из главных энергетических источников на Украине, ведущим топливом для электростанций.
Если экономика Украины не сможет перестроиться должным образом, то страна попадет в зависимость от России и рано или поздно Украина попросит Россию присоединиться к последней (буквально недавно эту мысль вновь озвучил Жириновский).
Второй вариант и самый оптимистичный – это Украина полностью перестраивает свою экономику согласно вновь сложившейся инфраструктуре. Безопасность топливно-энергетического комплекса (ТЭК) сказывается на безопасности всей экономики страны.
Вероятно, что над этой проблемой постоянно работает президент, парламент, правительство и совет национальной безопасности и обороны Украины. Безопасность ТЭК – часть государственной энергетической политики.
Строительство Североевропейского газопровода заставило лишний раз подумать о безопасности ТЭК. Если страна не хочет развития событий по первому варианту, то надо прибегнуть ко второму варианту. А это означает решения целого комплекса проблем, связанных с топливно-энергетическим комплексом страны.
1. Снижение зависимости ТЭК от внешнего рынка энергоресурсов. Это делается за счет:
а) увеличения стран импортирующих энергоресурсы;
б) рационального использования собственных энергоносителей;
в) построение экономики таким образом, что бы была возможность заменить один энергоресурс другим в случае крайней необходимости.
2. Повысить эффективность производства и потребления в сфере топливно-энергетического комплекса. Это возможно сделать за счет:
а) модернизации изношенного и устаревшего оборудования;
б) улучшения территориальной структуры топливно-энергетического комплекса;
в) увеличения доли альтернативных форм энергоносителей;
г) создания определенных стимулов для эффективного и рационального использования энергетических ресурсов.
3. Наладить систему международных фьючерсных договоренностей по энергоресурсам с точным определением всех мелочей.
Разумеется, что это не весь перечень проблем, которые необходимо решить, что Украина не пошла по первому варианту развития событий. Как будет решать проблему топливно-энергетического комплекса наше руководящее звено, мы будем наблюдать в ближайшее время.
Не исключено, что тема энергоносителей станет хорошим лозунгом при проведении парламентских гонок в марте 2006 года. От того, что будут обещать политики в сфере ТЭК, будет зависеть их рейтинг. Ведь проблема бензина и отопления – всегда актуальна.