Александр Волков: Тимошенко заслуживает звания артистки, как и моя жена
Ледокол украинской политики Александр Волков приехал на интервью на бронированном Мерседесе. "Это "спасибо" Павлу Ивановичу Лазаренко", - объясняет он, имея в виду, что в середине 90-х между премьером и помощником президента Кучмы произошло что-то очень неприятное, вплоть до якобы обмена покушениями и угрозами.
Сейчас Волков – верный соратник тогдашней соратницы Лазаренко Юлии Тимошенко. Еще Волков – политик, который одним словом может пригвоздить оппонента к паркету. Безапелляционность делает интервью с ним лидером рейтингов цитируемости.
Волков всегда начинает разговор с журналистами спокойно. Но через пару вопросов эмоции бьют через край, а за словом в карман он не лезет. Метафоры звучат такие, что переспрашивать нет нужды. Правда, в этот раз в беседе с корреспондентом "Украинской правды" Волков был более-менее спокоен. Наверное, сказывается уверенность – отставка близкой ему Тимошенко приведет к победе через полгода. Прав ли Волков – судите сами, прочитав интервью.
– В последнее время часто звучат слова, что на Банковую возвращается кучмизм. Как вы считаете, как человек, который был у истоков той власти, потом ушел, потом поддерживал революцию: новая ситуация – это возвращение кучмизма?
– Вы знаете, вся страна увидела, когда исполняющий обязанности премьер–министра, один из лидеров партии "Наша Украина" (Юрий Ехануров) с диким восторгом целуется с Леонидом Даниловичем. Это говорит о том, что, в принципе, какие–то связи остались.
Это первое. А второе – настораживает, когда вдруг Леонид Данилович поддержал действия Ющенко и сказал, что тот поступает логично и абсолютно правильно.
– Может, Тимошенко Кучме доплатила, чтобы он это сказал…
– (Смеется.) Я думаю, что здесь Леонид Данилович, как всегда, очень вовремя подставил плечо Виктору Андреевичу. Плечо "дружбы", чтобы поддержать его в этот сложный час.
– Что, очень сильный удар в спину?
– Очень! Особенно это повлияло на мнение электората Западной Украины. Члены "Демократического союза", которые активно работали со мной, неоднократно звонили и говорили, что Западная Украина просто в шоке – и от заявления Кучмы, и от объятий.
– Но, с другой стороны, все говорят о том, что Тимошенко своим эфиром на канале "Интер" заслуживает звания "народная артистка Украины". Как вы считаете?
– Любая женщина заслуживает звания "заслуженной артистки", даже могу сказать это по своей жене. Когда ей что–то нужно, она играет. И очень неплохо…
– Но не цинизм ли это - использовать такие методы в политике?
– Абсолютно нет. Юлия Владимировна сделала паузу после заявления Виктора Андреевича и выступила очень грамотно и самое главное – доходчиво для народа. Я после этого побывал в областях рядом с Киевом. Это - Черниговская, Черкасская, Полтавская, Киевская, Житомирская область, откуда родом мои родители. Я побывал на базарах, как говорится, на местных тусовках…
– Прямо лично ходили на базары?
– Да, прямо на базары! Я очень часто это делаю. Мне было интересно послушать, что говорят в народе. И, безусловно, простые люди, далекие от политики, в полном объеме поддерживают Тимошенко. И люди верят в заявление Зинченко о коррупции в высших эшелонах власти, хоть оно сегодня и не подтверждено разбирательствами, которые должны быть в МВД, СБУ, Генпрокуратуре. Люди даже без доказательств в это верят!
– Но вас ведь тоже, например, обвиняли в коррупции, даже создавали следственные комиссии в Верховной Раде во времена вашего пребывания возле Кучмы? Вы говорили, что это все неправда. Возможно, у этих людей, которых сейчас обвинили, тоже есть чувство обиды?
– Абсолютно правильно. Я ж потому вам и сказал, что я категорически против того, чтобы Ющенко подписывал указ об увольнении Порошенко. Я выступал с заявлением, что нужно отправить его и Третьякова в отпуск, то есть отстранить от своих должностей, чтобы они не могли влиять на ход расследования. Я считаю, что его на сегодняшний день снимать не за что. Сперва нужно подтвердить обвинения в суде.
– А вы сами верите в обвинения Зинченко в коррупции?
– Вы знаете, то, что сказал Зинченко на пресс–конференции, очень давно блуждало в парламентских кулуарах и среди чиновников среднего уровня. У меня нет фактов, потому что я не следователь. Но то, что в обществе это уже висело – это правда.
У ЕХАНУРОВА ЗАБРАЛИ КУЛЕК С ЛЕДЕНЦАМИ
– Вы были на старте рядом с прошлым президентом Кучмой, и сейчас стояли недалеко от стартующего президента нынешнего. Где была ошибка Ющенко, какой поворот он проскочил?
– Еще перед тем, когда Ющенко должен был стать президентом, мне уже задавали этот вопрос. И я ответил, что я посмотрю на кадровые назначения Виктора Андреевича – потому что команду, которая крутилась вокруг него, я знал очень хорошо со времен Кучмы. Они точно так же крутились и в окружении Кучмы, но я знал, почему они оббивали те пороги, клялись в преданности…
– О ком речь идет?
– Мы понимаем, о ком мы говорим. Я не хочу называть сейчас имен.
– А в целом поступок Ющенко отправить в отставку Кабинет министров вы поддерживаете?
– Нет, я не поддерживаю, потому что он абсолютно нелогичен. Дело в том, что 24 августа я очень внимательно слушал выступление президента на Майдане. Тогда он говорил хвалебные речи в пользу правительства и поставил ему наивысшую оценку – двенадцать баллов. А через две недели непонятно за что он отправил Кабмин в отставку.
У меня тот же самый вопрос, что сегодня и у большинства населения нашей страны, у большинства элиты страны - объясните внятно, за что вы сняли Кабинет министров.
– С другой стороны, все видят по своему карману, что цены выросли, что с курсом доллара…
– Я с вами согласен. Но я говорю, что это должны объяснять не вы – я хочу это услышать со слов президента. Я задаю через вашу прессу ему этот вопрос.
Если конкретно кто–то кому–то не подал руку, то за это не отправляют правительство в отставку. Если были какие–то недоработки, то тогда это делается очень просто: президент приходит на заседание Кабмина и указывает на конкретные ошибки – вот в этой отрасли, в этой, в этой… Я вам даю месяц на исправление. Через месяц приходит, если ошибки не исправлены, он снимает одного–двух министров своим указом и говорит Юлии Владимировне: вам последнее китайское предупреждение. Через месяц приходит и говорит, что экономическая ситуация ухудшились, я отправляю Кабинет министров в отставку. Это логично, это понятно, это последовательно.
А две недели тому назад говорить, что у меня самое лучшее правительство в Европе, а потом отправить его в отставку – это не понятно ни мне, ни, я думаю, самому президенту.
– Ваши прогнозы на ближайшее будущее?
– Будет ожесточенная борьба.
– Давайте шаг за шагом. Еханурова утвердят или нет?
– Вы знаете, это будет сделать очень–очень сложно.
– Вы будете голосовать за него?
– Дело в том, что я представляю группу внефракционных, и с нами по этому поводу никто еще не говорил, нас не собирали... Это первое.
Второе – я хочу голосовать не только за Еханурова как премьера, я хочу голосовать за весь Кабинет министров. Я хочу посмотреть, кого Ехануров оставит, ведь несколько дней назад он сказал хорошую фразу, что закончился период, когда в правительство приходили люди с Майдана. Ехануров сказал, что все - закончено, будут набраны профессионалы. Я хочу посмотреть состав.
И третье, я хотел бы обратить ваше внимание, что по той информации, которую мы имеем сегодня, большая часть правительства остается. То есть тот кулечек с леденцами, с которым Ехануров должен ходить по фракциям, у него забрали. И раздавать ему фракциям нечего.
А если у фракции нет интереса, нет ее представителя в правительстве, то им и голосовать в общем–то нечего. Зачем брать на себя ответственность за то правительство, в котором у них нет представителей? А, хоть я и далек от экономики, но я так понимаю, что правительство ждут не лучшие часы!
Хотя я вам должен сказать одну вещь. Я думаю, что команда Виктора Андреевича перед тем, как советовала ему убрать правительство Тимошенко, не обратила внимания на одну вещь.
Они не подсказали ему: "Виктор Андреевич, убирайте Тимошенко и не важно теперь, кого ты назначишь исполняющим обязанности или на должность премьер–министра. Все равно ответственность за экономическую ситуацию в стране ляжет на тебя!"
Народ спросит не с будущего премьера, не с бывшего, которого ты отправил в отставку, народ спросит с тебя! Вот об этом он не подумал.
ТИМОШЕНКО РАЗДАВИТ РЕЛЬСЫ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО КУРСА
– Как вы думаете, возможно ли повторение с Ющенко истории возбуждения уголовных дел против Тимошенко, как было при Кучме?
– Последнее время за президентом наблюдается ряд нелогичных шагов. Если Виктор Андреевич даст команду преследовать Тимошенко, это очередной нелогичный шаг, но он обойдется намного дороже. Сейчас Тимошенко в мягкой форме говорит, что они пойдут на выборы параллельными курсами. В ином случае Тимошенко и ее команда раздавят рельсы этого параллельного курса.
– Слушая вас – Тимошенко во всем права, Ющенко во всем не прав…
– Нет, я такого не говорил. Я говорил, что Ющенко нелогичен в своем поступке. И объяснения этому нет ни у меня, ни у народа Украины, ни у самого Виктора Андреевича.
– Почему Ющенко оказался не таким, как все о нем думали? Или он был такой, только мы не видели? Почему все разочаровываются?
– Я думаю, этот вопрос нужно задать Виктору Андреевичу, чтоб он сел и хорошенько задумался о том, что он сегодня делает. Я думаю, он очень сильно доверился своей команде, а она оказалась далеко не профессиональной. Сегодня с объемом его работы охватить все времени недостаточно. Это первое.
И второе – его полностью отрезали от информационного пространства. Я думаю, что он до сегодняшнего дня не знает, что происходит в стране. Его держат в теплой ванной, ему рассказывают, что все хорошо.
По моим данным, ему рассказывают, что, "Виктор Андреевич, о чем вы говорите, 40% на выборах мы имеем!". Какие 40%? 40 болтов они имеют, а не 40%!
ЕСЛИ ЛИТВИН ВОЗМЕТ СЕБЕ ПИНЧУКА, БУДЕТ ГАПЛЫК
– Перейдем к прогнозу выборов…
– Я считаю ключевыми игроками, прежде всего - Тимошенко, Ющенко со своей командой, "Регионы", коммунистов и социалистов. Тимошенко, я абсолютно уверен, привлечет верные по духу политические силы и пойдет очень мощным блоком.
– Сколько она на выборах наберет?
– Я думаю, наберет 25–27%.
– Это будет первое место?
– Безусловно! Это однозначно!
– Вы свое место тоже видите в этом блоке?
– Ну, это не я должен видеть свое место. Я все–таки представляю определенную политическую силу… И если Юлия Владимировна и ее советники сочтут, что я со своими знаниями и моя команда, которая ни одни выборы не проигрывала, ей нужны, – мы с удовольствием пойдем вместе с ней. Если нет – у нас есть другие предложения.
– Как вы прогнозируете, "Наша Украина" сама идет или с Литвином?
– Я первый в этой стране сказал, что любое объединение с "Нашей Украиной" для любой другой партии – это братская могила. Если Владимир Михайлович примет решение объединиться с "Нашей Украиной", то это ничего не добавит ни ему, ни "Нашей Украине". Но зато они потеряют при этом очень много.
Самое главное, что Литвин не будет в будущем парламенте самостоятельным политическим игроком. А этого бы не хотелось. Потому что, честно говоря, другого председателя парламента на следующих парламентских выборах я не вижу.
Во всяком случае, я и команда, которая со мной, сделаем все, чтобы помочь Владимиру Михайловичу пройти эти выборы, набрать 10–12%. Но я думаю, потенциал у него немного выше. Главное, чтобы он не ошибся в своих союзниках.
– Так, а с кем конкретно ему не нужно ошибаться? Говорят, Левочкин – его советник – может с ним пойти на выборы, фракция Шарова с Пинчуком…
– Я не представляю, чтобы Владимир Михайлович взял себе, например, Пинчука в союзники. Это будет полный, э… мягко говоря, гаплык. Пинчук – одиозная фигура, которая сейчас на слуху у всего народа. Блок с его участием очень много потеряет.
– Я так понимаю, вы прогнозируете Литвину третье место на выборах… Второе, соответственно, за "Нашей Украиной".
– Нет, второе место я отдаю Партии регионов. Я считаю, что свои 18–20% они наберут, причем рейтинг "Регионов" будет увеличиваться пропорционально тому, как будет уменьшаться рейтинг "Нашей Украины".
– Янукович ведь за эти полгода сделал все, чтоб угробить свой рейтинг, потому что ничего не делал вообще!
– А ему ничего и надо было делать, за него делало окружение президента Ющенко. Вы ж помните, одно время рейтинг Януковича опустился до 12–13%. Сегодня у него 16–18%! Это по моим данным на 4 сентября.
– А ваши данные – это что?
– Это наша служба социальных исследований, та, которая осталась у нас еще от "Демократического союза".
ПО ПОВОДУ ПОДРАТЬСЯ – ЭТО НЕ К НАМ
– И Левенец сейчас тоже работает с вами?
– Безусловно.
– Но он ведь работал на Януковича на прошлых президентских выборах…
– За полтора года до избирательной кампании я привел к Ющенко Левенца и сказал: "Виктор Андреевич, вот наша команда, вот Левенец, который в нашей команде, которая работает на вас". И не наша в том беда, что Виктор Андреевич нас сначала послал к Роману Бессмертному, тот послал нас еще дальше, потом еще ниже, и в конце–концов команда получилась невостребованной.
Левенцу предложили работу во фракции Партии регионов, он с ними заключил контракт, отработал, развернулся и ушел. Когда ему предложили еще потом работать, он сказал: "Ребята, у нас контракт закончен, до свидания".
– Говорят, Левенец был идеологом некоторых черных технологий во время выборов: например, избиения людей под Центризбиркомом…
– Это бред. Мы никогда такими технологиями не пользовались, у нас хватает ума на умные технологии, пиар–кампании, выступления. А на счет того, чтоб подраться – это не к нам. Я думаю, что ребята из Донецка разберутся без нас. (Улыбается.)
– Возвращаясь к прогнозам на выборы. Значит, вы считаете, что "Наша Украина" займет четвертое место?
– Да, где–то третье–четвертое "Наша Украина" может поделить с Литвином. Место "Нашей Украины" будет зависеть от того, кто возглавит список. Если Виктор Андреевич – но это будет очередная подстава. Он может возглавлять, но он не может пользоваться государственным транспортом, телевидением за счет государства и так далее.
– Кроме того, он должен написать заявление о готовности отказаться от предыдущего места работы, то есть от президентства, в случае избрания депутатом.
– Абсолютно правильно. Вот это уже по части технологий – довести до общества, что он обманывает. И это часть технологий, которыми оппоненты воспользуются по полной программе. Во всяком случае, если я буду в каком–то блоке, я этот момент не пропущу мимо.
– А кто может быть дублером Ющенко во главе списка "Нашей Украины"?
– Вот это колоссальнейшая проблема для команды президента! Потому что в 2002 году все въехали в парламент на его плечах. Теперь, если он не будет возглавлять список, у них будет проблема преодолеть даже 10% барьер.
– Говорят, повести "Нашу Украину" на выборы может Юрий Луценко?
– Совершенно недавно я слышал, как выступал один из лидеров Соцпартии Винский. Он сказал, что Луценко хорошо и в СПУ. Луценко - прекрасный менеджер, но возглавлять список неродной партии он не пойдет.
– Но это был бы толчок его карьерного роста, потому как он стал бы лидером такой мощной силы?
– Ну и что? Он набрал бы 10%, и ему потом предъявили бы претензию… Для "Нашей Украины" единственное, что может быть приемлемо – поставить человека во главе списка и конкретную задачу: "Ты должен быть первым". Кто бы их ни возглавил, даже Ющенко – первыми они не будут! Это я вам гарантирую на тысячу процентов!
– Как там ваши друзья социал–демократы?
– Думаю, они смогут набрать 3%. Но не более того. Я бы порекомендовал им ни в коем случае не ставить Виктора Владимировича Медведчука первым номером списка. Это чисто дружеский совет. Надо было бы, чтобы их возглавил Кравчук.
– Кто еще попадает в парламент?
– На грани прохождения Наташа Витренко.
– Ваша подруга…
– Ну чего? У меня с ней нормальные отношения… Кто еще? Очень серьезные шансы есть у Украинской народной партии Юрия Костенко.
– Еще один жирный пирог – мэр Киева.
– Я на 100% уверен, что мэром Киева останется Александр Омельченко. Мы его поддерживали, и будем поддерживать.
Меня здесь удивляет политическая недальновидность "Нашей Украины". Они постоянно перебирают депутатов, кого бы выставить на выборах: и Мартыненко, и другие кандидатуры. Если они не смогут победить Александра Александровича, то будут бороться за места в Киевсовете и так влиять. Но там нет серьезных политиков, чтобы идти сегодня против ветра.
БАКАЙ ОСТАЛСЯ ДОЛЖЕН МНЕ 100 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ
– К увольнению Тимошенко Ющенко подтолкнула история с Никопольским заводом ферросплавов. Сейчас совладельцем НЗФ стал россиянин Дмитрий Босов, который во время выборов сотрудничал с вами. Что это все значит?
– Насколько я понимаю, он купил половину от 25% Никопольского завода ферросплавов. Я узнал об этом из интернета. И поскольку ваше издание называло меня партнером Босова, я ему позвонил и спросил: "Слышь, партнер, а где мои акции?". На что он рассмеялся и сказал, что он купил акции, но это их личные проблемы с Коломойским.
Что касается выборов, я могу свидетельствовать, что Босов выступал на стороне Виктора Андреевича, и он, и его жена стояли на Майдане, постоянно оказывая помощь Виктору Андреевичу и Майдану.
– В том числе материальную?
- Этот вопрос вы задайте или Босову, или Виктору Андреевичу. Я знаю, но молчу.
– Босова еще называют человеком Березовского… Как он там?
– Нормально. Ждет милости Виктора Андреевича, когда его пригласят посетить Украину.
– Зачем Березовскому милость? У нас же безвизовый въезд с Велокобританией?
– Вы понимаете, что Березовский все–таки очень влиятельный политик. И он хочет приехать не для того, чтобы походить по Печерской лавре. Он хочет встретиться и с Виктором Андреевичем, возможно, с Юлией Владимировной…
– А в связи с чем такая честь Березовскому?
– Думаю, если зададите этот вопрос ему – он сможет объяснить.
– А вы с Кучмой давно виделись, слышались?
– Уже почти три года, как мы не виделись и не слышались. И я от этого ничего не потерял.
– В свое время вы были в нормальных партнерских отношениях с Сацюком. Сейчас он в розыске. Вы знаете, где он, его семья?
– Я абсолютно уверен, и я это говорил нашим органам, когда со мной велось собеседование по этому делу – Сацюк не имеет никакого отношения к отравлению Ющенко. Я знаю его очень хорошо, на что он способен, а на что нет. У Сацюка много проблем своих, пусть разбирается. Я, честно говоря, до сегодняшнего дня так толком и не знаю, в чем его обвиняют.
– А где он сейчас?
– Я не знаю. После того, когда он исчез из поля зрения, он даже мне не звонил.
– А с Бакаем вы тоже связи не держите?
– К величайшему сожалению, нет. Вот с ним бы хотел поговорить, пусть долг отдаст.
– А сколько он вам должен?
– 100 тысяч долларов.
– Раньше вы говорили, что Бакай брал в долг по три–четыре тысячи…
– Сначала по три, по четыре. А потом я как раз снял деньги с украинского счета, он пришел и одолжил сто тысяч на два дня. И пропал…