Кто "заказал" Гию Гонгадзе? Вопрос, который снова в "отдельном ведении"

Татьяна Узун, IMI — Вторник, 13 сентября 2005, 15:26

...Когда в апреле этого года в Киев впервые после четырехлетнего перерыва приезжала вдова журналиста Георгия Гонгадзе Мирослава, это было довольно символически: новая власть обещала в конце концов раскрыть дело, которое годами было символом преступлений старой украинской власти как в глазах самих украинцев, так и всего мира.

Тогда от нового президента Мирослава получила публичные и довольно амбициозные обещания - дело убийства ее мужа уже в ближайшее время будет окончательно раскрыто, заказчики найдены, и с этой целью в сотрудничестве с ФБР будет допрошен майор Николай Мельниченко.

Второй раз приехав в Украину в начале сентября уже для ознакомления с материалами досудового следствия, Мирослава заявляет, что практически ни одно из этих обещаний не было выполнено.

Если четыре месяца назад и мать Георгия Леся Гонгадзе встречалась с президентом Ющенко, пожимали друг другу руки, демонстрировали согласие и сотрудничество, то уже сейчас Леся Гонгадзе говорит, "что больше не подаст руки Виктору Ющенко, так как он такой же, как Кучма".

За четыре месяца "дело Гонгадзе", в соответствии с президентскими обещаниями, должно было быть давно раскрыто и передано в суд. Но у многих осведомленных складывается упрямое впечатление, что на самом деле власть и Генпрокуратура стараются найти "стрелочников" и доложить о раскрытии дела украинцам и мировой общественности, но при этом ... вовсе его не раскрыв.

Сейчас происходит ознакомление всех сторон с материалами досудового следствия. Однако вдова журналиста уже заявила, что те материалы, которые она сейчас изучает вместе со своими адвокатами, по сути не являются "делом Гонгадзе", а лишь делом обвинения непосредственных убийц Георгия, бывших работников Костенко, Протасова и Поповича.

Таким образом, она и ее адвокаты сейчас не имеют доступа к большинству документов, которые касаются заказчиков убийства. Этот факт – выделение дела убийц журналиста в отдельное ведение - Мирослава Гонгадзе считает "манипуляцией общественным мнением со стороны Генпрокуратуры".

Фактически, вычленив дело заказчиков в отдельное ведение, прокуратура имеет право заявлять о раскрытии дела, однако также имеет право еще много лет не называть имена заказчиков, более того, не называть мотивы убийц. Парадокс, но факт.

Таким образом новая украинская власть убирает руки от дела, которое до сих пор остается самым скандальным и является довольно впечатлительным аспектом для многих ныне ведущих политиков новой власти.

5 мая этого года Пискун в интервью газете "Украина молодая" заявил, что "Я хотел бы, чтобы суд над исполнителями и заказчиками были вместе. Сознались исполнители, а нам нужны заказчики и организаторы".

Интересно, что за несколько месяцев так повлияло на позицию генпрокурора, который теперь заявляет о необходимости вычленения дела заказчиков в отдельное? Не было ли это случайно вмешательство политиков, которые перед тем объявили о "политике невмешательства"?

По странным стечениям обстоятельств, в пятницу, 9 сентября, сразу Святослав Пискун и Мирослава Гонгадзе - два человека, которые имеют непосредственное отношение к "делу Гонгадзе" - почти одновременно дали собственные пресс-конференции.

Правда, на пресс-конференции Пискуна журналисты больше всего хотели услышать хоть какие-то комментарии относительно возможности его отставки, возможно, что кто-то еще надеялся, что генпрокурор объявит, что он сам уйдет с должности.... Тем не менее, этого не произошло.

Пискун выглядел очень уверенным и довольным... На встречу с журналистами генпрокурор "отпросился" прямо с совещания президента с руководителями силовых ведомств, и, похоже на то, что ему пообещали сохранить рабочее место.

Мирослава Гонгадзе и на пресс-конференции, и в двух кряду общих прямых эфирах с Генеральным прокурором на 5 канале убеждала в том, что судить только исполнителей, без заказчиков - политическая манипуляция. Поскольку когда страна увидит в прямой трансляции "суд над убийцами", народ запомнит, что убийцы Гонгадзе наказаны, не вдаваясь в детали - все или только "стрелочники".

Не смотря на то, что топ-темой последних дней стали политические события и прогнозы относительно рокировки сил во власти, тема "дела Гонгадзе" снова оказалась на поверхности. Зацепил ее "главный пиарщик страны" Николай Томенко.

На своей пресс-конференции (которую власть уже окрестила причиной срыва договоренностей об улаживании конфликта) он обвинил Владимира Литвина, Петра Порошенко, первого помощника президента Александра Третьякова и депутата Николая Мартиненко в блокировании обнародования результатов расследования убийства журналиста Гонгадзе.

По его словам, эти лица "делали все, чтобы это дело не звучало ни на заседании в парламенте, ни в средствах массовой информации".

Президент Виктор Ющенко отрицательно отреагировал на подобные заявления Николая Томенко и отметил при этом, что "за последние пять месяцев в деле Гонгадзе сделано больше, чем за предыдущие четыре года, и он верит, что заказчики будут найдены, хотя это и довольно сложно". Однако, факты, которые мы имеем, свидетельствует скорее о сознательном затягивании дела.

И довольно странно выглядят заявления о том "фантастическом прогрессе", ведь Пискун не раз заявлял, что его "турнули" из генпрокуратуры именно за то, что он еще при Кучме раскрыл дело. Тогда же под арестом был даже генерал Пукач, который сейчас спокойно загорает где-то в южных краях. Тогда же жив был Юрий Кравченко, который был причастен к этому делу хотя бы потому, что в убийстве обвиняют его прямых подчиненных.

Сейчас ситуация значительно сложнее. И едва ли прогрессом можно считать признания "стрелочников", которые и к тому же могут отказаться от этого признания.

И это уже серьезная проблема новой власти и президента Ющенко, который обещал раскрыть дело перед собственным народом и выступая перед депутатами Европарламента в Страсбурге в начале этого года и клялся им, что уже через два месяца будут найдены не только убийцы, но и заказчики убийства Георгия.

Разочарования у народа уже есть, и дело Гонгадзе здесь лишь очередной аргумент в пользу тезиса: "эти точно такие же, как и предыдущие", а для Европы это серьезный политический сигнал, который может обернуться для страны очередной красной карточкой на пути в западном направлении.

Татьяна Узун, Институт массовой информации