Помаранчевый раскол

Алексей Молдаван , для УП — Понедельник, 12 сентября 2005, 13:25

То, во что так не хотели верить миллионы граждан и о чем так уверенно говорили политологи, наконец произошло.

Один из лидеров и героев помаранчевой революции Юлия Тимошенко в прямом эфире телеканала "Интер" выступила с заявлением, которое стало последним шагом к окончательному расколу помаранчевой команды. В своем выступлении экс-премьер-министр развеяла последние ожидания украинского народа на сохранение единства провластных сил.

После острых иронических пассажей в адрес Петра Порошенко, Александра Третьякова, Романа Безсмертного и собственно самого президента, можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что дороги назад к "единой команде" для Юлии Владимировны уже не существует.

Что же произошло на самом деле с национальными лидерами, которые имели наибольший в истории независимой Украины рейтинг народного доверия, лидерами, которые были надеждой и верой в лучшую жизнь миллионов украинцев? В последние дни ответ на этот вопрос звучал от разных сторон, заявления которых дают возможность смоделировать более или менее объективную картину.

Однако последние события, к сожалению, являются уже конечной стадией того конфликта, который был заложен в нынешней провластной команде еще во времена президентской гонки 2004 года.

О нем не раз предупреждали Виктора Андреевича большинство политологов и аналитиков. Этот конфликт заключался в том, что под флагами лидера оппозиции Виктора Ющенко объединились слишком разные мировоззрения, идеологии и личности.

Уникальная способность нынешнего президента консолидировать вокруг себя даже кардинально противоположные политические силы, к сожалению, оказалась наибольшей его проблемой. Бесспорно, все участники помаранчевой революции отдали себя и все свои силы победе над авторитарной машиной Кучмы-Медведчука-Януковича.

Наверное, никто не осмелится сейчас обвинить ни Петра Порошенко, ни Юлию Тимошенко, ни Александра Мороза, ни Александра Зинченко, что во времена острого противостояния с бывшим режимом кто-то из них сделал не все возможное для победы демократии в Украине.

Однако, получив власть, каждый из них имел собственный план развития Украины. Следует ли говорить, что ценности и принципы, например, социалистов и правых являются конфликтными уже по своей сути. Борьба за должность главы исполнительной власти должна была заставить президента еще 9 месяцев назад задуматься о дальнейшем единстве и, главное, эффективности новой провластной команды.

Среди многих претендентов тогда остались только те, кто был наиболее убежден в правоте собственного понимания украинских проблем и путей их преодоления или просто более всего хотел власти. Таких было двое.

По словам Юлии Тимошенко, президент и его ближайшее окружение были намерены выдвинуть на пост премьер-министра Петра Порошенко. Не останавливала Виктора Ющенко даже письменная предвыборная договоренность между ним и его главным соратником, Юлией Владимировной, о том, что в случае победы народного кандидата он обязан в свою очередь вынести ее кандидатуру на рассмотрение в парламент.

И лишь после своей инаугурации, когда сотни тысяч сторонников Тимошенко скандировали на Майдане ее имя в знак поддержки на должность главы правительства, Ющенко выполнил свое обещание.

Однако Петр Порошенко, наверное, считал себя оптимальным вариантом для руководства исполнительной властью Украины. Не удовлетворила его даже должность секретаря СНБО, на которой он, кстати, имел не намного меньшие полномочия, чем Юлия Тимошенко.

Тогда много политологов прогнозировали, что именно кум президента сменит Юлию Владимировну на должности главы Кабмина после парламентских выборов. Все, что ему было необходимо, так это просто подождать меньше года.

Однако Петр Алексеевич, кажется, хочет все и сразу. Он постоянно старался вставлять палки в колеса Кабмина, заваливая министров собственными доверенностями и блокируя любые инициативы премьер-министра. Понимая, что парламентские выборы 2006 года - это, скорее всего, его последний реальный шанс возглавить Кабинет министров, он направил на борьбу с конкурентами значительную часть своих усилий.

Приоритетной задачей в этом контексте было заставить исчезнуть с экранов телевизоров красивую и энергичную премьершу. Не секрет, что высокий уровень доверия к Юлии Владимировне держится, не в последнюю очередь, за счет убедительной риторики. Откровенно говоря, даже автору этой статьи, глубокому скептику ее экономического курса, после очередного интервью экс-главы правительства, казалось, что не все так плохо, как говорят статистические данные.

Для достижения своих целей Петр Алексеевич использовал все возможные методы, вплоть до админресурса. Так, когда возникла угроза, что один из популярнейших каналов Украины "1+1" косвенно может перейти под контроль Тимошенко, Генеральная прокуратура, контроль над которой приписывают именно Петру Порошенко, захотела провести проверку телекомпании, после чего владельцы канала отказались продавать свои пакеты акций лицам, близким к бывшему главе правительства.

Юлия Владимировна тоже старалась дать сдачи, тем не менее, возможности ее были более ограниченными. Так, в политических кулуарах ходят очень интересные слухи о том, что коррупционной деятельностью секретаря СНБО занималась непосредственно Служба безопасности Украины. Вероятно, именно поэтому, окружение Ющенко во время последних консультаций поставило Юлии Тимошенко одно из главных условий для сохранения ее на должности премьер-министра - увольнение Александра Турчинова.

Последней каплей этого латентного противостояния, заставившего открыто заговорить о расколе команды Ющенко, стала ситуация вокруг НЗФ. Тогда экс-премьер и экс-секретарь СНБО, заручившись поддержкой крупных ФПГ и вооружившись административной палкой, устроили, в сущности, открытый поединок, правда, чужими руками.

В этой ситуации Юлия Владимировна оказалась в информационной блокаде. Сложно утверждать, насколько ее действия относительно реприватизации НЗФ были адекватными и легитимными, но доказать, что они были именно такими, она просто не имела возможности.

Уже тогда сложилось впечатление, что готовится кампания по ротации главы правительства, тем не менее, мало кто ожидал, что произойдет это настолько быстро. Критика президента в адрес Юлии Тимошенко относительно ее действий на НЗФ и развязанная против нее информационная война были первым свидетельством того, что ближайшее окружение Ющенко не собирается идти на парламентские выборы в союзе с "Батькивщиной".

Считая, что нынешняя оппозиция не способна взять реванш, наиболее амбициозные представители этого окружения хотели рискнуть выиграть выборы самостоятельно, чтобы увеличить шансы своих руководителей возглавить исполнительную власть.

Однако Тимошенко это вовремя почувствовала. Логика и структура заявлений Бродского, Зинченко и Томенко позволяют утверждать, что экс-премьер опередила Порошенко и первой нанесла удар. Несмотря на то, что Юлия Владимировна в прямом эфире очень настойчиво и эмоционально старалась доказать, что демарш вышеназванных лиц не является ее проектом, некоторые важные детали свидетельствуют о противоположном.

Во-первых, и Бродский, и Зинченко, и Томенко, и сама Тимошенко обвинили в коррупции одних и тех же представителей окружения Ющенко - Порошенко, Третьякова, Мартиненко. Интересно, что именно с этими лицами у Тимошенко сложились наиболее отрицательные отношения.

Во-вторых, если анализировать все те же заявления о коррупции окружения Ющенко, то можно заметить, что в них существует определенная общая матрица, т.е. проще говоря, говорилось об одном и том же, но разными словами. Однако главным доказательством этого тезиса будет то, что все названные лица пойдут на выборы в списке партии или блока Юлии Тимошенко, что в ближайшее время мы и будем иметь возможность проследить.

Свой же дальнейший политический путь экс-премьер-министр четко определила вчера в выступлении на телеканале "Интер". В частности, она дала понять президенту Украины, что их пути с этого момента являются уже не общими, а параллельными, которые к тому же никогда больше не пересекутся. В то же время Юлия Тимошенко заявила, что она не имеет намерения идти в жесткую оппозицию к действующей власти и конфликтовать с главой государства.

Однако после всех обвинений, которые услышали в свой адрес как окружение Ющенко, так и сам президент, и которые однозначно повлияют на снижение уровня доверия к провластным силам, сложно представить, что личный конфликт между двумя лидерами Украины не перерастет в открытое противостояние.

Особое внимание привлек реверанс Юлии Владимировны в сторону Восточной Украины. Фактически, экс-премьер задекларировала намерение бороться за электоральную нишу Виктора Януковича, главного противника Виктора Ющенко. Перспектива предвыборного альянса "Батькивщины" и Партии регионов Украины кажется достаточно реальной, особенно учитывая глубокую обиду Тимошенко на президента.

В данном случае Юлию Владимировну можно было бы смело обвинить в измене идеалам и ценностями Майдана, поскольку миллионы украинцев боролись именно с донецкой философией политики, если бы курс на сближение с ПРУ на день раньше не взял сам президент. Приглашая ее членов вернуться в правительственные кабинеты, Виктору Андреевичу следовало бы вспомнить, что именно представителей этой политической силы он называл бандитами. Очень жаль, что под высокими лозунгами Ющенко и Тимошенко объединить нацию, кроется банальное намерение перетянуть на свою сторону врагов для борьбы с бывшими союзниками.

На сегодняшний момент можно констатировать, что в результате помаранчевого раскола в Украине образовалось три равнозначных центра политической консолидации: Ющенко, Тимошенко и Янукович. Каждый из них будет стараться объединить вокруг себя максимальное количество более мелких политических сил.

Так, к Ющенко, скорее всего, примкнут Народная партия Украины Литвина и НРУ Тарасюка. Тимошенко может заручиться поддержкой партии "Реформы и порядок", представители которой в правительстве - Виктор Пинзеник и Сергей Терехин - были наибольшей опорой Юлии Владимировны. В то же время будет вестись постоянный диалог между самими тремя фигурами ради общей борьбы против другой.

В этом случае оппозиционная ПРУ, которая длительное время находилась в состоянии кризиса, не без участия помаранчевых сил снова может стать влиятельной политической партией, и даже сыграть роль "золотой акции" во время формирования парламентского большинства после выборов 2006 года.

Следует ли говорить о том, насколько снова вырастет влияние Виктора Януковича? А может лидерам "Майдана" для уничтожения друг друга следует подключить также Леонида Кучму и Виктора Медведчука?

Жаль, но после выступления Тимошенко приходится констатировать, что помаранчевая политическая команда, созданная и закаленная в боях за свободу и демократию, сегодня разрушена внутренними распрями и конфликтами.

По пессимистическому сценарию Юлия Владимировна вряд ли когда-то станет премьер-министром, публичная политическая карьера Петра Порошенко, Александра Третьякова и Александра Мартиненко вообще закончена, а Ющенко потеряет народное доверие.

О том, что будет дальше, все снова таки догадываются, но опять же не хотят верить.