По ту сторону Збруча и Днепра-2

Вторник, 23 августа 2005, 12:33
После последних президентских выборов говорить о каком-то событии: "Мы его пережили" – означает заранее преувеличивать его драматизм. И все же 21 августа (день перенесения центра Украинской греко-католической церкви в Киев) мы все же пережили. Витренко с Корчинским немного помитинговали на подходах к храму Воскресения Христова, да и все...

Похоже, кто-то напрочь теряет свою провокативную квалификацию – даже надписей на заборе "Долой унию!" было, как кот наплакал.

Этот самый забор тянется вдоль улицы Мыкильско-Слободской, и когда вы только начинаете по ней движение (набирая обороты от метро "Левобережная") – вдали возникает уже упомянутый храм Воскресения Христова. В принципе, зрелище производит впечатление.

Точнее, будет производить  впечатление при условиях, если: а) храм достроят окончательно, то есть появятся все его бани и т.п. (сейчас их по кусочкам делают в Полтаве, а собрать пазлы вместе нет возможности – не хватает какого-то подъемного крана, говорит Любомир Гузар); б) если улицу не загадят еще несколькими новостройками, которые закроют собою вид. 

А пока что улица – как улица. Конечно, не шедевр зодчества, но и не мусорник с разбитым асфальтом, как это бывает кое-где. Строительство на Мыкильско-Слободской еще длится, правда, оно уже перешло в ту латентную фазу, когда ажур приводят внутри только что выкупленных квартир.

Присутствие за их дверью живых душ угадывается только благодаря звукам интенсивного ремонта. Поэтому обратиться в поисках ориентира не к кому – итак сначала я, вся в извести, попадаю в дом  4-Д, хотя ищу 4-Г...

Именно там у меня назначена встреча с Блаженнейшим Любомиром Гузаром – месяц назад он звал меня "на новоселье". Его резиденция буквально в паре минут ходьбы от храма... И вот я на пороге квартиры Гузара, о которой собираюсь спросить его отдельным пунктом.

От этого тривиального "квартирного вопроса" меня немного тошнит – ведь на Рождество я говорила с лидером греко-католиков о совсем других вещах. Я спрашивала, в частности, как связать библейское подставление щеки под удар с нашей помаранчевой революцией и т.п. Этот разговор с Гузаром казался мне предметом журналистской гордости, изысканным кушаньем для читателя-гурмана.

Но тогда мир был еще молод, как сказал бы Киплинг. Ныне мы уже не перевариваем помаранчевую революцию в философском, теологическом и т.п. ключе. Мы скорее выясняем, что и кому она принесла в материальном эквиваленте. А относительно Гузара, то тема его достатка всплыла в контексте подшивания на него компромата в отдельную толстенную теку. Собственно, все те, кто высказывался против переезда греко-католиков в Киев, как это у нас и принято, очень скоро "перешел на личности".

Вот Наталия Витренко, например, подсчитала, что на строительство резиденции Гузару выделили 6 соток. Могу засвидетельствовать: его резиденция находится на 7-м этаже жилого дома, а сколько она составляет в сотках – не знаю, потому как не мерила. Укоряли Любомира Гузара еще и в куче других разнообразнейших вопросов – от заигрывания с властью до кражи паствы у Алексия ІІ.

О всем этом я планирую поговорить с хозяином квартиры, которая уже встречает меня и, не сразу ответив на рукопожатие (моя рука на определенное время зависает в воздухе), без тени кокетничанья, объясняет: "Глаза...". У Любомира Гузара очень серьезные проблемы со зрением, и вдобавок он плохо чувствует себя из-за простуды, но беседу мы не откладываем. 

- Владыка, а почему открытие собора произошло именно сейчас, так сказать, под выборы?

- Я не знаю, какие основания есть у людей так думать…Мы абсолютно не подстраивали открытие под выборы, мы о выборах вообще не думали. Мы даже немного опоздали, так как надеялись скорее открыть собор. Еще в декабре прошлого года Папа Иоан Павел ІІ утвердил окончательно то наше решение (перенести центр УГКЦ в Киев – Авт.), это определенная процедура…Может, мы бы делали это все скорее, но у меня с глазами были хлопоты, была операция… А позже умер Папа, и избрали нового, поэтому мы ждали, чтобы в папском правительстве все, так сказать, успокоилось, завершились все изменения…

-То есть дата открытия была сугубо церковным решением?

- Абсолютно. Я был немало удивлен, когда здесь были люди, которые протестовали. Я не ожидал такого…

-А вы с этими людьми не старалась пообщаться?

- Нет. Люди были настроены агрессивно, отрицательно, это не есть честный разговор… Идти с ними говорить и ссориться – какая бы из этого была польза?

- Вы считаете, что 21-го отделались малой кровью?

- Это был протест, на который люди имеют право. Если они этого хотят, то почему бы нет? Мы это злом не считаем. Мне кажется, что характер того всего протеста был выразительно политический. Я думаю, что люди воистину верующие не протестовали бы именно во время литургии – когда народ молится…Люди, которые имеют глубокую веру, этого не делают, но те, кто вышел протестовать, похоже, руководствуются другими категориями.

- Возможно. Но почему такой выразительно враждебной была позиция московского патриархата? Алексий ІІ даже обращался к Папе с призывом не пускать вас дальше Галиции…

-Я вам искренно говорю – мне это неизвестно. Можно много чего вычислять, какие-то документы предъявлять – что у нас нет исторического основания, что это все есть агрессия с нашей стороны... По моему мнению, это не есть сильные аргументы – на них можно так же легко ответить, как легко эти упреки делаются. Но их основу мне все же тяжело понять. Так как мы не являемся ни для кого угрозой, ни численно, ни даже намерения такого не имеем. Но мы есть. Что же мы сделаем, если мы есть? И наши верные есть…

-А известна ли вам реакция Папы на обращение Московского патриархата и сообщили ли вы  уже ему о всех последних событиях?

- Здесь был представитель нунциатуры… На днях мы напишем сообщение – уже от себя – о том, что у нас уже все состоялось…

-А как ваше возвращение встретила православная церковь киевского патриархата? Вы имеете с ними какие-то контакты?

- Имеем... Было заявление патриарха Филарета, который сказал, что не видит в нашем возвращении каких-либо сложностей, что это есть наше внутреннее дело, и единственное, что его беспокоит – это то, чтобы не было прозелитизма, то есть перетягивания верных. Мы этого и так не думаем делать. Но так сказал Филарет… А кроме этого признал, что так же можем быть в Киеве.

- А если верные других церквей сами будут переходить к вам?

- Если кому-то интересно быть с нами – мы очень рады. Но никаких своих мероприятий мы здесь делать не будем. Знаете, у нас есть греко-католиков много, которые в церковь не ходят... Нам надо им больше внимания посвятить. Мы абсолютно не хотим кого-то перетягивать, это было бы и по-христиански, и по-человечески нечестно. Мы не хотим никого обижать. 

- Вы будете рядом с Филаретом на праздновании Дня Независимости? От вас будет какое-то общее заявление?

- Насколько я понял, это может быть общая молитва – так, как это уже было несколько раз перед этим – в соборе Святой Софии. Потом будет возложение венков. И поскольку я уже здесь, я хотел бы услышать речь президента… Ну, а ту забаву, которая потом на Майдане должна быть, я уже на другой раз оставлю.

- Виктор Ющенко вас поддержал, он призывал ваших оппонентов "возлюбить ближнего" и не лезть во "внутреннее дело греко-католической церкви"... Это определенная толерантность с вашей стороны – имею в виду ваше присутствие на праздничных мероприятиях вместе с президентом?

- Видите, со стороны власти не было никаких предостережений относительно нашего открытия. А если кто-то из власти их и имел, то не высказывал. Нам предоставили опеку правоохранительных органов – они были здесь и следили, чтобы все шло хорошо…

-Во Львове вашей пастве вас, наверно, будет не хватать?

- Я думаю, что они понимают – я не являюсь таким уже незаменимым.

- Когда же вы окончательно переберетесь в Киев?

- Так, что бы постоянно быть здесь? Я думаю, что в ноябре-декабре. Еще имею разные дела, должен отбыть определенные обязанности…

-Чего вы ждете от греко-католической церкви, так сказать, киевского формата?

- Я надеюсь, что община здесь немного оживится – внутренне, главным образом. Духовно, культурно будет развиваться... Мы думаем людям помочь – Киев большой, а мы надеемся молитвенно всех соединить. Пусть бы были часовни – небольшие, скромные, только бы шла служба и люди бы были  вместе. Это очень важный элемент – чтобы люди могли сходиться и быть вместе, и не только на молитве, а и после нее – могли бы себе поговорить и т.д.

- У меня еще пара вопросов относительно этих апартаментов. Как вы их получили?

- Купили.

- То есть вам их никто не дарил?

- Да где? Мы просим у киевской власти, чтобы нам разрешили нанять еще помещение – нам нужно немножко больше места для нашего правительства (Именно это слово употреблял Гузар, думаю, что его ситуативное значение всем понятно – Авт.). Мы не просим, чтобы нам что-то давали, мы будем платить аренду. Но уже где-то лет пять стучимся к разным людям – к городскому совету, к городскому председателю – но все что-то без ответа…

-А что будет в этой квартире? Ее предназначение – скорее представительское? Или вы здесь будете жить?

- В ближайшее время – да, буду здесь жить...

*   *   *

Хорошо, что хоть Любомиру Гузару его квартиру никто не дарил и не давал "просто так", а точнее, за "ТАК!" – то есть приблизительно так, как Славику Вакарчуку достался его земельный участок в Буче или же президентскому сынку – пентхауз от неназванного друга-благодетеля. Это вывод, так сказать, на потребность дня...

Для других выводов еще будут другие дни. Когда найдется в стране строительный кран и Любомир Гузар будет служить литургию для своей сплоченной паствы в новом храме... А пока что – повторимся – центр греко-католиков отныне совпадает с центром Украины. Ну, и дай им Бог... 

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде