Ющенко и Саакашвили стоило бы поменяться местами?
На прошлой неделе президент Украины Виктор Ющенко, несмотря на постоянную борьбу с расколом в правительстве и фракционными дрязгами в парламенте, все же выкроил время, чтобы съездить в Грузию повидаться с другом - Михаилом Саакашвили, которого одолевают еще более сложные проблемы.
Саакашвили, возглавивший Грузию на волне "революции роз" (она на год опередила украинскую "оранжевую"), наверняка поделился с ним опытом управления страной после масштабных политических потрясений - как положительным, так, увы, и отрицательным.
И Украина, и Грузия сталкиваются с двумя проблемами, характерными для многих постсоветских государств: всепроникающей коррупцией и вмешательством России в их внутренние дела.
По обоим этим направлениям Саакашвили может похвастаться кое-какими успехами. Москва отказалась от нелепых условий, которыми она обставляла ликвидацию своих военных баз в Грузии (между прочим, российский черноморский флот до сих пор базируется в Крыму - на территории Украины), и согласилась эвакуировать их к 2008 г.; сам Саакашвили отчасти связывает подобный поворот с американским давлением на Кремль.
Однако в остальном россияне досаждают Саакашвили куда больше, чем его украинскому коллеге. Тот факт, что в России снимается порнофильм, изображающий бурный роман между Саакашвили и премьер-министром Украины Юлией Тимошенко, наглядно иллюстрирует отношение Москвы к своим вероломным вассалам.
Ющенко вынужден мириться всего лишь с подозрительным отношением со стороны "русофонского" населения Восточной Украины. А вот Саакашвили приходится туго: Россия активно "спонсирует" Абхазию и Южную Осетию - два сепаратистских региона Грузии.
Грузинская сторона считает, что Россия замешана и в февральском теракте в Гори; сам Саакашвили выражает надежду, что он все же не был делом рук федеральных властей. Кроме того, и Грузия, и Украина страдают от произвольных скачков цен на российский газ; обе страны пытаются диверсифицировать поставки энергоносителей.
Что же касается коррупции - эта тема постоянно звучала в ходе обеих революций - то Ющенко подмочил свою репутацию борца с мздоимством своей гневной реакцией на вопросы о подозрительно роскошном образе жизни его сына.
Впрочем, в антикоррупционной борьбе Ющенко явно заимствует методы своего грузинского коллеги - массовые увольнения и уголовное преследование - несмотря на критические замечания о том, что подобные действия порой смахивают на вендетту.
В Грузии такая стратегия, похоже, доказала свою эффективность: налоговые поступления увеличились, поскольку бизнес начал "выходить из тени", а бюрократическая волокита - этот постоянный источник мздоимства - несколько сократилась. Саакашвили даже отправляет в Киев своего главного борца с бюрократизмом Каху Бендукидзе, чтобы помочь украинцам добиться таких же результатов.
Еще одна проблема, по которой Саакашвили может поделиться опытом - это несоответствие между революционными надеждами и реальностью. Он утверждает, что "кризис завышенных ожиданий", разразившийся в Грузии в начале этого года, уже позади, а его администрация может похвастаться конкретными достижениями вроде ремонта дорог, улучшения работы полиции, реформы образования и частичной ликвидации перебоев в подаче электроэнергии.
Однако критики грузинского президента отмечают, что он слишком мало внимания уделяет повседневной "черной" работе по реформированию экономики. По их мнению, вместо этого он сосредотачивается на символических "триумфах" и отвлекающих маневрах, вроде аджарской авантюры, вопроса о российских базах или идеи создания нового блока демократических государств, с которой господа Саакашвили и Ющенко выступили на прошлой неделе.
Подобная озабоченность пиаром, по мнению некоторых, - лишь одно из проявлений главного недостатка Сааакашвили: он ведет себя как "революционер", доверяет лишь узкому кругу лично преданных людей, нетерпим к критике и действует по принципу "цель оправдывает средства" (именно этим многие объясняют сомнительные методы, к котором он прибегал на начальном этапе своей антикоррупционной кампании).
Считается, что сдерживающее влияние на чересчур импульсивного президента оказывал премьер-министр Зураб Жвания, однако в феврале он погиб. Саакашвили существенно укрепил президентские полномочия; его партия обладает значительным большинством в парламенте; серьезных политических соперников у него нет.
Самые массовые протесты за период его пребывания у власти были связаны с арестом двух популярных спортсменов-борцов по обвинению в рэкете. По словам самого президента, слабость оппозиции компенсируется критическим настроем грузинских СМИ, однако некоторые наблюдатели считают, что пресса послушна властям.
Интеллектуалу Ющенко, напротив, пожалуй не хватает революционности. Даже во время революции он плохо справлялся с ролью "народного трибуна", да и сейчас ему не удается приструнить собственное правительство и заставить его придерживаться последовательного политического курса. В результате конституционной реформы ему вскоре предстоит расстаться с целым рядом президентских полномочий.
Саакашвили считает это ошибкой: по его мнению, Ющенко "следует сохранить за собой хотя бы те полномочия, что у него есть сейчас". Если бы они только могли позаимствовать друг у друга кое-какие черты характера, дела у обоих, пожалуй, пошли бы лучше. А может быть президентам стоит просто поменяться местами?
Перевод статьи "Иносми".