На чьей совести 7 тысяч аварий?
Кажется, темой увеличения ДТП начинают откровенно спекулировать. Сначала Генпрокурор Святослав Пискун взялся защищать решение Ющенко относительно ГАИ, свалив вину на подчиненных министра транспорта Евгения Червоненко. Он утверждал, что причиной аварий часто является состояние дорог.
Червоненко тоже решил не давать себя обидеть, и ответил на обвинение Пискуна аж дважды – первый от лица Государственной службы автомобильных дорог, а в пятницу и от лица Минтранса, в чьем подчинении эта служба находится.
Причем в последнем заявлении министр не только оправдывал своих подчиненных, но и пожаловаться на Тимошенко, которая в новом бюджете мало выделила на содержание дорог.
В пресс-релизе Минтранса приводятся слова председателя Укравтодора Вадима Гуржоса: "В Госбюджете на этот год на содержание сети дорог общего пользования предусмотрено лишь 32% от потребности. Несмотря на это, Укравтодор держит под постоянным контролем безопасность движения на подчиненных ему дорогах и осуществляет системные меры по соблюдению надлежащих условий безопасности. Это позволяет считать обвинение Генеральной прокуратуры безосновательным".
Вместе с тем резкое снижение уровня дисциплины участников дорожного движения в Укравтодоре связывают с "ослаблением контроля за соблюдением правил дорожного движения во время реорганизации Госавтоинспекции Украины".
То есть, виновным оказался Луценко. "Министр Червоненко поручил подготовить обращение к Министерству внутренних дел с просьбой усилить надзор за соблюдением водителями правил дорожного движения на период реформирования ГАИ", - отмечает Минтранс.
Сам Луценко комментариев по этому поводу не давал. Зато давали его подчиненные.
Начальник департамента ГАИ Сергей Коломиец вообще заявил, что после указа Ющенко об отмене ГАИ хуже не стало, так как количество аварий начало расти еще с 2001 года. А в этом, по мнению руководителя ГАИ, виновны "безнаказанность, правовой нигилизм и отсутствие подготовки надлежащей, начиная с детсада, школы".
Здесь, как говорят, сам черт ногу сломит. Впрочем может правду подскажут реальные цифры?
"Как следствие, за июнь-июль этого года по сравнению с этим периодом прошлого года количество погибших в ДТП – выросло на 24%, травмированных – на 21%", - утверждало ведомство Червоненко.
Но сколько именно людей погибло? Сколько произошло самих дорожно-транспортных происшествий?
"С 2001 года за четыре года количество погибших увеличилось больше чем на 2 тысячи человек в год", - говорил Коломиец.
Но насколько равномерно увеличивалось это количество погибших?
"Именно по вине работников Госслужбы автодорог в 1 полугодии 2005 года произошло свыше 130 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 17 и травмирован 151 человек", - обвинял Пискун.
Но это лишь по вине Госавтодора. А сколько ДТП произошло по другой причине?
Найти статистические данные в благоустроенном виде, особенно за прошлые года, оказалось задачей непростой. Поэтому пришлось считать самостоятельно.
На официальном сайте управления связей с общественностью МВД публикуются ежедневные отчеты, где, среди прочего, указывается количество ДТП за минувшие сутки. Архив присутствует только за 2005, 2004 и 2003 года. Кроме того, отчетов за некоторые дни просто нет. Поэтому точные данные привести из этих источников тяжело.
Но чтобы увидеть общую картину и высчитать среднее арифметическое количества аварий за каждый месяц, цифр вполне достаточно.
Вот что вышло:
На основании этих данных можно построить график увеличения ДТП за период с января по август 2003, 2004 и 2005 годов.
Значит, количество ДТП и в самом деле имело тенденцию к повышению и в минувшие года.
И сначала аварийные тенденции этого года мало чем отличались от прошлогодних и позапрошлогодних. Вплоть до начала июля. С этого момента происходит резкий прыжок в сторону увеличения ДТП.
Напомним, что заявление о ликвидации Госавтоинспекции Ющенко сделал 18 июля. Стечение обстоятельств?
В результате, если в августе минувшего года количество ДТП сравнительно с августом позапрошлого возросло на 11,5%, то в августе этого года в сравнении с минувшим – на 44%. А это в четыре раза больше.
Интересно, может ли настолько возрасти аварийность лишь вследствие безнаказанности и отсутствия надлежащей подготовки, начиная с детского садика, как говорит об этом господин Коломиец?
В общем, с 1 июля по 12 августа этого года, в соответствии с данными МВД, в Украине произошло 6827 ДТП. За аналогичный период минувшего года – 5082. За 2003 год точное количество посчитать трудно из-за большого количества пропущенных в пресс-релизах дней.
Правда, с количеством погибших ситуация немного лучше.
В соответствии с теми же пресс-релизами МВД, за июль-август этого года на дорогах погибло 858 человек. А за аналогичный период 2004 и 2003 годов (то есть до 12 августа) – соответственно 677 и 531. То есть за июль-август и в 2005, и в 2004 количество погибших в сравнении с предыдущим годом увеличилась одинаково на 27%.
Стараясь обнаружить другие закономерности увеличения аварийности, "Украинская правда" обратилась в информационно-аналитическую группу "Авто-Консалтинг" за статистикой продажи автомобилей в этом году по сравнению с прошедшим. Как известно, рост количества ДТП часто связывают с самим увеличением машин на дорогах.
Согласно со статистикой, в январе этого года в сравнении с январем прошлого легковых автомобилей было продано на 23% больше, в феврале – на 17%. В марте происходит резкий скачок продаж вверх, и разница составляет уже 44,5%, а в апреле еще больше – 53%. В мае и июне машин было продано даже меньше, чем в минувшем году – соответственно на 8 и 3%. А в июле снова резкий рост продаж – аж на 51,5%.
Как объяснил директор "Авто-Консалтинга" Олег Омельницкий, бум продаж в марте-апреле связан с внесением изменений в бюджет 2005, в соответствии с которыми были ликвидированы льготы для отечественного производителя и подняты ставки таможенного сбора.
А скачок в июле произошел перед принятием 16 августа закона об изменениях в таможенном кодексе, согласно которому ставка ввозной таможенной пошлины на импортный автомобиль поднята с 20 до 25%. "Потребители просто пытаются успеть купить автомобили по старым ценам", - объясняет Омельницкий.
То есть, в определенной мере, увеличения аварийности в июле-августе в этом году можно объяснить и увеличением продаж автомобилей. Тем более, что в марте-апреле скачок количества ДТП также прослеживается.
Но только ли в этом дело? Возможно, это психологический фактор после заявления президента. Коломиец признается, что водители теперь "не останавливаются и показывают разные жесты работникам ГАИ", считая его ликвидированным.
Авторитет утрачен. Теперь хоть самому президенту бери жезл и объясняй, что "проскочил на красный свет, можно попрощаться с белым".