О некоторых особенностях функционирования "единого окна"

Татьяна Бойко, для УП — Среда, 17 августа 2005, 13:52

Взвесив все предложения по своей дальнейшей карьере после оранжевой революции, я решила начать собственный бизнес - для этого нужно было зарегистрироваться частным предпринимателем.

Первый мой визит в регистрационную палату состоялся весной этого года. Вооружившись пакетом необходимых документов, я поехала в отдел регистрации львовского горисполкома, поскольку регистрация происходит по месту прописки в паспорте.

Меня ждала закрытая дверь, на которой было написано, что прием посетителей проводится лишь с 10 до 13 часов. Часы показывали 13:30... При входе в регистрационную палату висит информационный стенд, и я начала внимательно изучать все сообщения, из которых стало понятно одно - процесс регистрации - это дело не одного дня, но для начала, кроме пакета документов, который лежит в сумке, мне нужен бланк заявки.

Поскольку ни бланков, ни образцов на информационном стенде не оказалось, я начала звонить в закрытую дверь. На помощь пришел знакомый депутат, который как раз решил зайти в гости к начальнику. Он пообещал помочь раздобыть нужные бланки. После звонка на мобильный телефон начальника нам открыли дверь. Депутат попросил меня подождать в приемной, а сам зашел в кабинет. Через несколько минут он сообщил, что в этот день ничего не выйдет, но если я приду на следующий день с 10 до 13 и скажу, что я от этого депутата, то бланки мне дадут без очереди.

Вечером я должна была возвращаться в столицу, зато узнала кучу важной информации - приходить надо где-то в 8 часов утра, занимать очередь, получать бланки, потом снова становиться в очередь, сдавать их и т.д. Т.е., с моим неистовым ритмом работы получить регистрационное свидетельство было не так просто. Пришлось отложить дело.

К счастью, власть очень быстро услышала мольбу предпринимателей и пообещала упростить процедуру регистрации, создав по всей Украине с 1 июля 2005 года "единые регистрационные офисы". Подав туда один раз необходимые бумаги, на протяжении трех дней можно будет получить весь пакет регистрационных документов включительно с разрешением на изготовление печати.

Ближайшая возможность приехать во Львов больше, чем на два дня, выпала только в августе. Утром я пришла в знакомое уже помещение, на котором вместо таблички с надписью "Регистрационная палата" появилась вывеска "Единый регистрационный офис".

На информационном стенде - снова куча разнообразных сообщений и, конечно, ни одного образца для заполнения документов. Зато был лист с перечнем необходимых документов для государственной регистрации - их оказалось совсем мало - заполненная форма, копия идентификационного номера и справка об уплате услуг за государственную регистрацию - 34 гривни.

Зайдя в узенькое кишкоподобное помещение, я увидела очень длинную очередь - людей из ста из разных районов города Львова. В этой очереди стояли все вместе - те, кто сдавали документы на открытие юридического лица, физического лица, кто получал свидетельства, кто перерегистрировал организацию или предприятие, кто хотел получить бланки, консультацию, поставить печать, сделать копии и т.п..

Поскольку никаких табличек с надписью "информация", "консультация", "администратор" не возможно было увидеть из-за большого столпотворение несчастных бизнесменов, я спросила у людей из очереди, что мне делать. Приятная женщина лет тридцати пяти объяснила, бланк формы можно взять у государственного регистратора района по месту прописки.

Внимательно рассмотрев помещение, я поняла, что вся очередь делится на две половины - одни ждут в дверь направо, другие - налево. Мне нужен Железнодорожный район, так что я пошла направо. Очередь направо делилась тоже на две - в дверь налево и прямо (на двери надпись - Галицкий, Железнодорожный, Шевченковский и Личаковский районы). Я уже знала, что направо - приемная начальника.

Постояв в очереди минут пятнадцать, послушав многочисленные сетования бизнесменов (в глазах которых было только разочарование) на оранжевую власть, обнаглевших чиновников, откаты, взятки и т.п., я поняла, что за полгода моего пребывания в Киеве в львовском бизнесе все осталось в лучших традициях кучмизма.

Узнав, что я из ПОРЫ, и стою лишь за бланками, меня пропустили почти без очереди. Государственный регистратор Железнодорожного района Львова Василаш Галина Ярославна спросила у меня домашний адрес, дала пустые бланки и напомнила, чтобы я, когда заполню, не забыла взять копию справки о присвоении идентификационного номера. Я поблагодарила и вышла из кабинета.

Уплатив в Сбербанке тридцать четыре гривны и получив квитанцию, я снова вернулась в "единый регистрационный офис". Оставалось лишь заполнить форму и стать снова в очередь для сдачи документов.

Первая преграда возникла во время заполнения графы КВЭД (Код вида экономической деятельности). За спинами очереди в дверь налево висит стенд с кодами КВЕД шрифтом двенадцатым. Под стеной стоят кресла, на которые почти в два этажа сидят люди. Для того, чтобы выбрать необходимые коды, нужно наклониться через эти конструкции. Ориентировочно через полчаса я успешно справилась с этой задачей.

За это время очередь направо выросла вплоть до самого выхода из "единого регистрационного офиса", и я с разочарованием должна была признать, что шансов успеть сдать документы до 13 часов у меня почти не было. К тому же я узнала, что после государственного регистратора нужно самой сдавать документы в налоговую, пенсионного фонда и т.д. Никакого государственного администратора, предусмотренного приказом Госкомпредпринимательства от 22.06.2005 г., нет.

Сначала хотелось пойти к начальнику, устроить скандал, спросить, почему не работает "единое окно" (а все львовские газеты месяц назад писали, что работает), почему тех, кто хочет получить консультацию или высказать недовольство, отправляют в отдел консультационного обеспечения ГНА, почему в помещении при сорокаградусной жаре нет ни одного кондиционера и т.д.

Но потом подумала, что ради чистоты эксперимента, следует самой сначала пройти все процедуры регистрации, а потом за каждое нарушение закона спросить начальство "единого окна" отдельно. Изможденная морально и физически, я поехала домой.

На следующий день в 10 часов утра я была уже в "едином регистрационном офисе" - очередь такая же, как накануне. На этот раз я взяла с собой книжку, поэтому час сорок минут стояния в очереди оказались не настолько долгими. Сдала документы, расписалась на листке. Через два дня с паспортом и копией листка нужно прийти забрать свидетельство.

В понедельник утром я снова стала в очередь. Ждать пришлось почти час (наверное, из-за страшного ливня людей было вдвое меньше обычного). Галина Ярославна показала мне красивое розовое свидетельство, попросила подписаться на карточке и пойти сделать две ксерокопии документов для налоговой инспекции и пенсионного фонда. Ближайший ксерокс оказался в магазине канцтоваров через две улицы, то же путешествие под дождем заняло еще дополнительно полчаса.

Вернувшись назад, я снова стала в очередь. Женщина из соседней очереди, которая стояла со мной еще в старой очереди, заверила всех, что я уже по второму кругу, поэтому меня следует пропустить без очереди. Поблагодарив всех, я зашла к государственному регистратору. На этот раз мне поставили печати и подписи на ксерокопиях и отдали свидетельство, а также отправили в налоговую и пенсионный и сказали, что дальнейшие инструкции я получу именно там.

Простившись со своими коллегами из очереди, я пошла в соседнюю комнату, где на одном из окошечек маленькими буквами написано ДПИ. Никаких образцов заполнения бланков ни возле окошечка, ни в офисе не наблюдалось. В окошечке мне дали бумагу формата А4, на которой от руки был написан перечень документов, необходимых для регистрации - от чего настроение у меня значительно ухудшилось.

Более всего меня удивила подпись внизу карточки, где указывалось, что документы нужно сдавать в офисе ДПИ на улице Стрийской, 35. Я спросила, почему не работает "единое окно" - за все время пребывания в "едином регистрационном офисе" я ни разу не видела, чтобы документы сдавали в это окошечко, на что получила ответ, что при желании могу сдать документы и здесь.

Сотрудница налоговой инспекции объяснила, что заверить копию свидетельства о регистрации может государственный регистратор, поставив "мокрую" печать на копии или нотариус (в очереди я узнала, что это удовольствие будет стоить 50 грн.). Проблема была также в справке с места работы (я учусь а аспирантуре Львовского национального университета им. И. Франко). Я решила сначала раздобыть справку из университета, а потом, если повезет, вернуться к государственному регистратору.

Отдел кадров ЛНУ им. И. Франко принимает посетителей лишь с 15:00, поэтому о мечте сдать документы в налоговую в тот же день можно было забыть. Со справкой из аспирантуры проблем почти не было, я также сделала копии всех необходимых документов.

На следующий день утром - снова в очередь к государственному регистратору, чтобы получить "мокрую" печать. В очереди меня сразу предупредили, что таких прецедентов раньше не было, все заверяли копии у нотариуса. Мне пришлось прочитать лекцию о том, что положением "О едином регистрационном офисе" не только не предусмотрены никакие нотариальные удостоверения, но и "единое окно" создано для того, чтобы один единственный раз сдать все необходимые документы, а через три дня получить весь регистрационный пакет. Удивленные, коллеги по несчастью снова пропустили меня без очереди к государственному регистратору.

Галина Ярославовна объяснила, что государственный регистратор не заверяет никаких копий, все ходят к нотариусу. Потом добавила, что не уверена, может ли это сделать, поскольку старое положение уже бездействует, а согласно новому робота не налажена, и отправила меня к начальнику за разъяснениями.

В приемной начальника я просидела, к удивлению, не долго. Поскольку меня никто не пригласил, пришлось зайти самой в кабинет. Для начала спросила лишь о печати. Начальник посоветовал обратиться к государственному регистратору. Я объяснила, что только что оттуда и попросила положение, которым руководствуются работники единого окна. Начальник расплывчато объяснил, что оно есть и согласно этому положению государственный регистратор ничего не обязан мне заверять.

Я предложила вместе позвонить по телефону на горячую линию Совета предпринимательства при КМУ и услышать разъяснение, как должно функционировать "единое окно", а также спросила, почему нет никаких образцов заполнения документов и я сама должна бегать по фондам, а не работники единого регистрационного офиса.

Начальник ответил, что не знает ни о какой "горячей линии", если мне надо, то чтобы звонила сама. Относительно других вопросов – то он действует согласно положению. Поскольку начал активно изучать бумаги на столе, я поняла, что разговор становится беспредметным. В следующий раз прийду с положением и видеокамерой.

Вернувшись к окошку налоговой, я попросила форму 5 ОПП и образец для заполнения. Сотрудница налоговой сообщила, что у нее есть только несколько бланков (с намеком, чтобы я пошла отксерила копии на соседнюю улицу), а образцов нет, потому что начальство не давало указания вешать образцы. Я объяснила, как должно работать "единое окно", что ее искренне удивило, а за ксероксом и другой оргтехникой посоветовала обратиться к начальству. Чиновница согласилась, что организация работы "единого окна" не наилучшая, но ее задача – лишь принимать документы.

Передо мною подошел мужчина почтенного возраста с рядом вопросов об отличиях в налогообложение физических и юридических лиц, на что получил честный, но абсурдный ответ сотрудницы ГНИ – "Наверное, в всей налоговой вы не найдете человека, который будет компетентным во всех вопросах сразу". Мужчина еще несколько минут пожаловался на всех чиновников и пошел ни с чем.

Здесь к величайшему удивлению женщина заявила, что может принять у меня документы без нотариального удостоверения и что забрать свидетельство я смогу уже через два дня. Счастливая, я вышла из "единого регистрационного офиса" и начала думать, как заставить чиновников организовать нормальную работу "единого окна", а предпринимателям объяснить, что их продолжают обманывать.

Через два дня я пришла к окошечку ГНИ для того, чтобы забрать регистрационное свидетельство, но снова со мной случилась неудача. Накануне до вечера начальники всех районов были на совещании, поэтому не имели времени. В лучшем случае я и все, кто подавали документы два дня назад, смогут получить их только через день.

Я подошла к другому окошечку, возле которого висят образцы бланков для пенсионного фонда. Документы туда нужно сдавать такие же, как в налоговую, кроме справки с места работы (или копии трудовой книжки). Нотариального удостоверения свидетельства не требовалось.

К счастью, я сделала несколько копий в предыдущий раз, поэтому, заполнив форму, показала документы. Поскольку только что забрали документы в пенсионный фонд на подпись, за регистрационным свидетельством можно было приходить только с понедельника (это был четверг). В соседнем окошечке (налоговой) клиентов отсылали к нотариусам, на Стрыйску, 35, в отдел консультаций ГНА и в другие инстанции.

При выходе из регистрационного офиса я заметила, что на информационном стенде появились образцы оформления документов для регистрации, а на соседней стене висел Закон Украины "О государственной регистрации физических и юридических лиц от 8 октября 2003 г."

Перечитав еще раз всю нормативно-правовую базу, я поняла – "ЕДИНОЕ ОКНО НЕ РАБОТАЕТ ПОТОМУ, ЧТО ОНО НЕ МОЖЕТ РАБОТАТЬ ВООБЩЕ".

Многочисленные инструкции

Инструкция о порядке учета налогоплательщиков, утвержденная Приказом ГНА от 19 февраля 1998г. №80;

Инструкция о порядке поступления, учета и расходования средств фонда, утвержденная постановлением правления фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 26 июня 2001г. №16;

Инструкция о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденная постановлением фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 20 апреля 2001г. № 12;

Инструкция о порядке вычисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в пенсионный фонд Украины, утвержденная постановлением правления пенсионного фонда Украины от 19 декабря 2003г. №21-1;

Инструкция о порядке вычисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденная приказом министерства работы и социальной политики Украины от 18 декабря 2000г. № 339;

Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах утвержденная постановлением НБУ от 12.11.2003г. № 492)

ПРОТИВОРЕЧАТ положению о порядке работы "Единого регистрационного офиса".

Согласно положению госкомитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства № 55 "Об администраторе (должностное лицо городского совета, районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации, которое организовывает выдачу субъектам хозяйствования документов разрешительного характера по принципу организационного единства), именно работники единого регистрационного офиса "осуществляют выдачу документов разрешительного характера по принципу организационного единства и обеспечивают взаимодействие местных разрешительных органов и субъектов хозяйствования относительно выдачи документов разрешительного характера государственные администраторы".

Согласно устаревших, но ДЕЙСТВУЮЩИХ (ведь новых нет) инструкций ГНА, пенсионного и других фондов взятие на учет физического или юридического лица осуществляется при личном присутствии заявителя, который подает ГРУДУ справок и копий (в т.ч. нотариально заверенных), и регистрация происходит в каждой государственной структуре занимает до 10 суток. Консультаций в данном случае не предоставляет никто.

Поняв всю парадоксальность ситуации, я позвонила на "горячую линию" совета предпринимательства при КМУ по телефону 8 (044) 256-60-90 и попросила объяснить, каким же образом должна быть организована работа "единого окна", учитывая несоответствие инструкций ГНИ и фондов постановлениям Госкомпредпринимательства. К сожалению, ответа я не получила. Меня попросили позвонить по телефону по номеру 8(044) 254-52-18 или 8 (044) 254-56-69.

На следующий день я пришла к окошечку налоговой за справкой о взятие на учет. Сотрудница ГНИ показала мне справку и пообещала отдать, когда я принесу нотариально удостоверенную копию свидетельства о регистрации. Сославшись на положение Госкомпредпринимательства от 23 июля, я попросила отдать мне справку и прокомментировать ситуацию с законодательным коллапсом.

Она отдала справку и сказала, что удивлена такой ситуацией, поскольку несколько дней назад перечитывала все нормативно-правовые акты и в результате не знает, как действовать. Пока ГНА пользуется старыми инструкциями. Услуги по переходу на единый налог "единое окно" не предоставляет. Нужно ехать в ГНА на улицу Стрыйскую, 35.

Справку о регистрации в Пенсионном фонде я получила с третьего раза через пять дней. В других фондах я решила не регистрироваться. Тем более, что справки о регистрации выдаются по месту нахождения фондов.

Итак, дело сделано всего за 13 дней. Если прибавить минимум 7 суток для получения разрешения на изготовление печати, то выйдет 20 дней. А на бумаге "единое окно" делает это все за два-три дня.

Несоответствие законодательных актов – типичное явление в украинском обществе. Удивляет другое – почему премьер-министр и президент с гордостью перед телекамерами информируют о том, как в Украине создаются благоприятные условия для развития предпринимательства. Почему голословные заявления высоких чиновников делаются без соответствующей нормативно-правовой базы? Кто и согласно какому законодательству будет нести ответственность за очередную порцию "лапши"? Хуже другое - даже если президент выполнит свое обещание и уволит всех заместителей губернаторов, "единое окно" от этого не заработает.