Два дня благодетеля Кучмы
Татьяна Николаенко, УП — Пятница, 24 июня 2005, 19:50
Два дня благодетеля Кучмы
Леонид Кучма впомнил об былой славе. Два дня подряд он прожил под пристальным вниманием журналистов, проведя несколько благотворных акций своего фонда "Украина" – спонсорство одаренной молодежи и презентация книги своего советника Анатолия Гальчинского о "оранжевой революции". "Украинская правда" использовала эту возможность, чтобы посмотреть на новую жизнь экс-президента
День первый. Скромное обаяние буржуазии на пенсии
Дверь в фонд "Украина" не сразу и найдешь. То есть парадная дверь есть, но она закрыта. Дальше идут дубовые ворота, а за ними калитка. Вот если позвонить в нее, и рассказать, зачем вы пришли, то, может, вас и впустят во двор.
Металлоискатель и охрана пройдены, и можно осмотреться вокруг. Оказывается, фонд Кучмы – это не только серое здание на углу Орлыка и Шелковичной, но и два соседних желтых дома. Во дворе клумба и фонтан.
Улыбающаяся секретарша заводит по четверо в дом. Узкий коридор, лестница. Пока все очень скромно – голубая плитка и обычные перила. Возможно, потому что вход не главный.
Первая комната какая-то пасмурная. В коричневых тонах. Витражи, коричневые шторы, резной потолок. На стенах висят очень интересные картины. Собственно, это и есть работы одной из лауреаток фонда Кучмы. Она - с мамой, бабушкой и подругой - уже ждет здесь.
В назначенное время Алена Громницкая, которая теперь работает в Республиканской партии Бойко, приглашает гостей в другую комнату, где и должна пройти встреча. Гости заходят нерешительно, осматривая убранство комнаты – камин, дорогая красивая мебель (как всегда с большим количеством позолоты), резной потолок.
Бывший пресс-секретарь Кучмы рассказывает, что помещения восстановили по старым эскизам, по которым строил архитектор. Поэтому фонд теперь почти как памятник архитектуры.
"Даже купе восстановили, которое архитектор сделал в память о встрече со своей женой", рассказывает Громницкая. Купе здесь рядом с комнатой, где запланирована встреча. Настоящее, как из прошлого столетия.
"Раньше, когда мы пришли, здесь даже пола не было, и крысы бегали", - говорит Громницкая в ответ на упреки МВД о финансировании фонда.
В конце концов, появляется основатель фонда, сам Кучма – немного сутуловатый, несколько сникший и с обычным "Ну, что?". Рассаживает своих гостей по метсам. "А где же та бабушка, которая пробилась? Ну, идите - рассказывайте. Таланты в семье были?".
Молодая художница рассказывает, как ее уже пригласили во Флоренцию, а денег не было, они обращались в Минкульт, в секретариат президента, но ответа не дождались. Тогда бабушка написала в фонд Кучмы.
"Я не спешил бы ставить это в вину Минкульту, и вообще на будущее такими делами должны заниматься общественные организации", - заявляет Кучма и углубляется в то, как надо возвращать украинскую молодежь, помогать, чтобы не уезжала, а прославляла Украину.
При этом он не признает вину, что это за его правление и молодежь быстро покидала страну: "У нас тогда были совсем другие задачи – выжить и не вернуться туда, откуда едва удалось вырваться".
Кучма позволяет журналистам задавать себе вопрос, но "не о политике, о политике будет завтра".
Впрочем, первый же вопрос журналистов о том, за кого голосовал. "Ну, не секрет, что я голосовал за Януковича, так как если скажу, что за Ющенко – в это никто не поверит, и если скажу, что ни за кого – то тоже".
На вопрос, как он оценивает действия новой власти, Кучма сказал, что "ее (оценку) должны давать люди: по карману, по базару и так далее".
Что не нравится Кучме, так это то, что на допросы приглашают по телевизору. И он не может сказать, что в Украине нет репрессий. Сам дважды ходил на допросы – по Кравченко и Сацюку.
"Но давайте обо мне не будем", - отбивается Кучма на вопрос, чувствует ли он давление на себе. Громницкая завершает подход, но журналисты не оставляют экс-президента.
"Да, у меня здесь нет бюрократии. Это в администрации президента..."
- Я в отпуск хочу, - говорит пенсионер Кучма.
- А куда?
- И куда-нибудь, приглашений много, - говорит он и махает рукой вверх.
Оказывается, Кучма не смотрит телевизор. "Так как, вы знаете, некоторые каналы, я не говорю о тех, которые были оппозиционными, уже более оранжевые, чем те. Переходят даже границы, по-моему. А смотреть грязь меня не тянет", - прибавляет он.
Вместе с тем, он ходит на рыбалку.
На вопрос, как проходит его обычный день, Кучма задумывается: "Я раньше говорил, что нет времени ни на охоту, ни на рыбалку. Хотя охотой никогда не занимался вообще, а рыбалкой - да. Нервы успокаивает".
Как известно, когда-то Кучма славно рыбачил с российским послом Черномырдиным, теперь - нет.
"Вы же знаете, у меня есть возможность это делать в любой день, а Виктору Степановичу надо работать – он представитель великой страны", - говорит Кучма.
Журналисты спрашивают, может ли он не думать о политике.
- Ну тяжело, конечно, но я же вижу, какие основные события происходят…
-А как вам идея Литвина о клубе президентов?
- И, ну, если мы смотрим друг на друга как... ой не хочу говорить..., - бросает Кучма и уже хочет идти, но останавливается, - Хотя вы хорошо знаете, что у нас с Леонидом Макаровичем нормальные деловые отношения. Ну, может, когда я пришел президентом, то тоже смотрел на него не как на партнера, а на соперника. Но я убежден, что все годы Леонид Макарович чувствовал себя уютно. Сны ему не снились кошмарные.
- Значит, ему - снится?, тихо спросила сама у себя коллега за спиной.
Кучма идет смотреть картины своей "консертантки", как он ее по ошибке назвав. "А то я вчера ходил-смотрел. Говорю: надо автора позвать, чтобы постичь, какой ключ в этих картинах".
"Это вижу маки, а дальше темный квадрат. Это что значит, что мак только для пирожков, а дальше что, не дай бог для какого темного дела?", - спрашивает Кучма шутя. "Я же посмотрел все картины без названий. Ну это на часы похоже, а это цветы. А почему без названий?", - обращается он к молодой художнице и правда непонятных картин и начинает с нею ходить по комнате в сопровождении кинокамер.
Через несколько минут у Кучмы запланировано еще одно мероприятие. Теперь с юной пианисткой. Снова обычные "расскажите были ли таланты", где выступали. Снова благодарности Кучме. Особенно, за оперативность.
"Да, у меня здесь нет бюрократии. Это в администрации президента...", - говорит экс-президент и поднимает глаза к потолку.
День второй. Потеряв голову, по волосах не плачут
В пятницу фонд Кучмы презентовал книгу на непривычную для себя тему - "Оранжевая революция и новая власть".
На этот раз гостей у Кучмы было больше. Розовый гарнитур заменили два микрофона. На фоне штор поставили эмблему фонда. Кучма сразу отдал слово автору книги - своему советнику Анатолию Гальчинскому.
Пока тот рассказывал, что оранжевую революцию он пишет с большой буквы, Кучма топтался на месте, зевал, потом крутил новенький экземпляр книги в руках, пытался ее читать.
Когда Гальчинского спросить о роли бывшего президента, и тот ответил, что история еще определит место Кучмы, Данилыч сжал губы и казалось на его глазах появятся слезы.
И хотя он говорит, что политика ему уже вот как... и проводит черту по подбородку, хотя он и уверяет, что ни в какую партию и никакой парламент не пойдет, все таки ему ее не хватает.
Пригласив гостей на фуршет по поводу "издания книги, дня Конституции и запуска нового украинского спутника" Кучма больше общался не с гостями, а с журналистами.
- Скажите, как вы относитесь к заявлениям Януковича, о том, что вы виновны в том, что он не стал президентом и не жалеете ли, что не поставили на кого-то другого.
- По первому, как к не серьезным. А по-второму, потеряв голову, по волосам не плачут.
А вообще Кучма признает: "много было желающих и на нашей стороне, чтобы президент действующий завел нового на бронетранспортере к президентскому креслу, но для меня было главное, чтобы не пролилась кровь. Я рад, что на моей совести не было ни капли крови".
Он обещает когда-то сказать правду, но на вопрос как скоро, отвечает "по некоторым персоналиям еще очень не скоро".
А вот с Владимиром Литвином у экс-президента "отношения нормальные". "Я не стараюсь лезть ему на глаза, у него свои проблемы, и сегодня они слишком сложные. Тем более, накануне большой избирательной кампании ему надо думать о высоких материях", - говорит он.
Следует ли Литвину идти вместе с Ющенко на выборы, Кучма советовать не хочет: "У него своя голова на плечах и он способен принять правильное решение. Но, я думаю, оно не сегодня, это решение, будет приниматься. У меня такое впечатление, что или в конце или вначале года. Как страна будет развиваться, очень тяжело сегодня сказать".
Кучма поделился мнением и о "Криворожстали" и реприватизации. "Ну, надо же сразу было этот зуб вырвать, а то тянут месяцами, уже всех инвесторов распугали!". ФОТО
А относительно нового президента сказал: "я бы советовал Ющенко не строить крутого, а поехать полечиться".
А еще Кучма, кажется, не изменил свое мнение относительно революции - что делают ее фанатики, а пользуются негодяи: "в деталях это осталось и сейчас, не в целом, а в деталях".
Тем не менее, он не хочет, чтобы с оранжевой революцией повторилось, как с 1917-м годом – "что сначала говорили Великая Октябрьская, а потом, что переворот". "Но то, что состоялась революция в мозгах – это положительное явление", - добавляет он.
"Так никто не ест, никто не закусывает", - говорит Кучма и возвращается к гостям. Кое-кто из них уже раскланивается и идет. Теперь уже через парадные двери.
Фото Анны Андриевской
Леонид Кучма впомнил об былой славе. Два дня подряд он прожил под пристальным вниманием журналистов, проведя несколько благотворных акций своего фонда "Украина" – спонсорство одаренной молодежи и презентация книги своего советника Анатолия Гальчинского о "оранжевой революции". "Украинская правда" использовала эту возможность, чтобы посмотреть на новую жизнь экс-президента
День первый. Скромное обаяние буржуазии на пенсии
Дверь в фонд "Украина" не сразу и найдешь. То есть парадная дверь есть, но она закрыта. Дальше идут дубовые ворота, а за ними калитка. Вот если позвонить в нее, и рассказать, зачем вы пришли, то, может, вас и впустят во двор.
Фонтан на дворе |
Улыбающаяся секретарша заводит по четверо в дом. Узкий коридор, лестница. Пока все очень скромно – голубая плитка и обычные перила. Возможно, потому что вход не главный.
Первая комната какая-то пасмурная. В коричневых тонах. Витражи, коричневые шторы, резной потолок. На стенах висят очень интересные картины. Собственно, это и есть работы одной из лауреаток фонда Кучмы. Она - с мамой, бабушкой и подругой - уже ждет здесь.
В назначенное время Алена Громницкая, которая теперь работает в Республиканской партии Бойко, приглашает гостей в другую комнату, где и должна пройти встреча. Гости заходят нерешительно, осматривая убранство комнаты – камин, дорогая красивая мебель (как всегда с большим количеством позолоты), резной потолок.
Воссозданное купе из прошлого столетия |
"Даже купе восстановили, которое архитектор сделал в память о встрече со своей женой", рассказывает Громницкая. Купе здесь рядом с комнатой, где запланирована встреча. Настоящее, как из прошлого столетия.
"Раньше, когда мы пришли, здесь даже пола не было, и крысы бегали", - говорит Громницкая в ответ на упреки МВД о финансировании фонда.
В конце концов, появляется основатель фонда, сам Кучма – немного сутуловатый, несколько сникший и с обычным "Ну, что?". Рассаживает своих гостей по метсам. "А где же та бабушка, которая пробилась? Ну, идите - рассказывайте. Таланты в семье были?".
Молодая художница рассказывает, как ее уже пригласили во Флоренцию, а денег не было, они обращались в Минкульт, в секретариат президента, но ответа не дождались. Тогда бабушка написала в фонд Кучмы.
"Я не спешил бы ставить это в вину Минкульту, и вообще на будущее такими делами должны заниматься общественные организации", - заявляет Кучма и углубляется в то, как надо возвращать украинскую молодежь, помогать, чтобы не уезжала, а прославляла Украину.
При этом он не признает вину, что это за его правление и молодежь быстро покидала страну: "У нас тогда были совсем другие задачи – выжить и не вернуться туда, откуда едва удалось вырваться".
Кучма позволяет журналистам задавать себе вопрос, но "не о политике, о политике будет завтра".
Впрочем, первый же вопрос журналистов о том, за кого голосовал. "Ну, не секрет, что я голосовал за Януковича, так как если скажу, что за Ющенко – в это никто не поверит, и если скажу, что ни за кого – то тоже".
На вопрос, как он оценивает действия новой власти, Кучма сказал, что "ее (оценку) должны давать люди: по карману, по базару и так далее".
Что не нравится Кучме, так это то, что на допросы приглашают по телевизору. И он не может сказать, что в Украине нет репрессий. Сам дважды ходил на допросы – по Кравченко и Сацюку.
"Но давайте обо мне не будем", - отбивается Кучма на вопрос, чувствует ли он давление на себе. Громницкая завершает подход, но журналисты не оставляют экс-президента.
"Да, у меня здесь нет бюрократии. Это в администрации президента..."
- Я в отпуск хочу, - говорит пенсионер Кучма.
- А куда?
- И куда-нибудь, приглашений много, - говорит он и махает рукой вверх.
Оказывается, Кучма не смотрит телевизор. "Так как, вы знаете, некоторые каналы, я не говорю о тех, которые были оппозиционными, уже более оранжевые, чем те. Переходят даже границы, по-моему. А смотреть грязь меня не тянет", - прибавляет он.
Вместе с тем, он ходит на рыбалку.
На вопрос, как проходит его обычный день, Кучма задумывается: "Я раньше говорил, что нет времени ни на охоту, ни на рыбалку. Хотя охотой никогда не занимался вообще, а рыбалкой - да. Нервы успокаивает".
Как известно, когда-то Кучма славно рыбачил с российским послом Черномырдиным, теперь - нет.
"Вы же знаете, у меня есть возможность это делать в любой день, а Виктору Степановичу надо работать – он представитель великой страны", - говорит Кучма.
Журналисты спрашивают, может ли он не думать о политике.
- Ну тяжело, конечно, но я же вижу, какие основные события происходят…
- И, ну, если мы смотрим друг на друга как... ой не хочу говорить..., - бросает Кучма и уже хочет идти, но останавливается, - Хотя вы хорошо знаете, что у нас с Леонидом Макаровичем нормальные деловые отношения. Ну, может, когда я пришел президентом, то тоже смотрел на него не как на партнера, а на соперника. Но я убежден, что все годы Леонид Макарович чувствовал себя уютно. Сны ему не снились кошмарные.
- Значит, ему - снится?, тихо спросила сама у себя коллега за спиной.
Кучма идет смотреть картины своей "консертантки", как он ее по ошибке назвав. "А то я вчера ходил-смотрел. Говорю: надо автора позвать, чтобы постичь, какой ключ в этих картинах".
"Это вижу маки, а дальше темный квадрат. Это что значит, что мак только для пирожков, а дальше что, не дай бог для какого темного дела?", - спрашивает Кучма шутя. "Я же посмотрел все картины без названий. Ну это на часы похоже, а это цветы. А почему без названий?", - обращается он к молодой художнице и правда непонятных картин и начинает с нею ходить по комнате в сопровождении кинокамер.
Маки консертантки Кучмы |
"Да, у меня здесь нет бюрократии. Это в администрации президента...", - говорит экс-президент и поднимает глаза к потолку.
День второй. Потеряв голову, по волосах не плачут
В пятницу фонд Кучмы презентовал книгу на непривычную для себя тему - "Оранжевая революция и новая власть".
На этот раз гостей у Кучмы было больше. Розовый гарнитур заменили два микрофона. На фоне штор поставили эмблему фонда. Кучма сразу отдал слово автору книги - своему советнику Анатолию Гальчинскому.
Пока тот рассказывал, что оранжевую революцию он пишет с большой буквы, Кучма топтался на месте, зевал, потом крутил новенький экземпляр книги в руках, пытался ее читать.
И хотя он говорит, что политика ему уже вот как... и проводит черту по подбородку, хотя он и уверяет, что ни в какую партию и никакой парламент не пойдет, все таки ему ее не хватает.
Пригласив гостей на фуршет по поводу "издания книги, дня Конституции и запуска нового украинского спутника" Кучма больше общался не с гостями, а с журналистами.
- Скажите, как вы относитесь к заявлениям Януковича, о том, что вы виновны в том, что он не стал президентом и не жалеете ли, что не поставили на кого-то другого.
- По первому, как к не серьезным. А по-второму, потеряв голову, по волосам не плачут.
А вообще Кучма признает: "много было желающих и на нашей стороне, чтобы президент действующий завел нового на бронетранспортере к президентскому креслу, но для меня было главное, чтобы не пролилась кровь. Я рад, что на моей совести не было ни капли крови".
Он обещает когда-то сказать правду, но на вопрос как скоро, отвечает "по некоторым персоналиям еще очень не скоро".
А вот с Владимиром Литвином у экс-президента "отношения нормальные". "Я не стараюсь лезть ему на глаза, у него свои проблемы, и сегодня они слишком сложные. Тем более, накануне большой избирательной кампании ему надо думать о высоких материях", - говорит он.
Следует ли Литвину идти вместе с Ющенко на выборы, Кучма советовать не хочет: "У него своя голова на плечах и он способен принять правильное решение. Но, я думаю, оно не сегодня, это решение, будет приниматься. У меня такое впечатление, что или в конце или вначале года. Как страна будет развиваться, очень тяжело сегодня сказать".
Кучма поделился мнением и о "Криворожстали" и реприватизации. "Ну, надо же сразу было этот зуб вырвать, а то тянут месяцами, уже всех инвесторов распугали!". ФОТО
А относительно нового президента сказал: "я бы советовал Ющенко не строить крутого, а поехать полечиться".
А еще Кучма, кажется, не изменил свое мнение относительно революции - что делают ее фанатики, а пользуются негодяи: "в деталях это осталось и сейчас, не в целом, а в деталях".
Тем не менее, он не хочет, чтобы с оранжевой революцией повторилось, как с 1917-м годом – "что сначала говорили Великая Октябрьская, а потом, что переворот". "Но то, что состоялась революция в мозгах – это положительное явление", - добавляет он.
"Так никто не ест, никто не закусывает", - говорит Кучма и возвращается к гостям. Кое-кто из них уже раскланивается и идет. Теперь уже через парадные двери.
Фото Анны Андриевской