Вашингтон обеспокоен, что Украина может не присоединиться к ВТО в этом году
Четверг, 16 июня 2005, 20:13
Во время своего апрельского визита в Вашингтон, президент Виктор Ющенко назвал три задачи, которые должна выполнить Украина в этом году: присоединение к ВТО, отмена торговых ограничений Джексона-Веника и получение статуса страны с рыночной экономикой. Перспективы достижения первых двух задач – сомнительны, по крайней мере до конца 2005 года.
31 мая Верховная Рада "провалила" принятие важных изменений в законодательство по борьбе с аудио-пиратством и защите авторских прав, изменения, которые позволили бы Украине приблизится к членству во Всемирной организации торговли.
Украинский парламент должен принять этот закон до своих летних каникул, которые продлятся до начала сентября. Также как и еще 21 закон, который должен быть принят до заседания ВТО, запланированное на осень.
Команда Ющенко пытается отмежеваться от режима бывшего президента Леонида Кучмы достижением членства в ВТО отдельно от России. Психологически для Украины важно вхождение в ВТО раньше, чем это сделает Россия. Команда Кучмы придерживалась плана, по которому четыре члена Единого экономического пространства СНГ (Украина, Россия, Казахстан, Беларусь) синхронизируют свое движение к членству в ВТО.
Не удивительно, что бывшие прокучмовские центристы в парламенте и Коммунистическая партия не голосовали за принятие изменений в законодательство. Как публично подчеркнул Ющенко, сын бывшего премьер-министра Виталий Масол (бывший коммунист высокого ранга) якобы владеет наибольшей структурой по подделке аудио-продукции в Украине.
Но более всего удивлеят то, что 26 депутатов, которые проголосовали против закона, были из фракции Ющенко "Наша Украина". А для принятия этого закона не хватило только 17 голосов.
Так же лишь 6 из 17 членов другой прорыночно настроенной группы Ющенковской команды (депутаты из фракции Промышленников и предпринимателей первого вице-премьера Анатолия Кинаха) поддержали закон.
Другие проющенковские фракции (Социалисты, Народная партия, Блок Юлии Тимошенко, Украинская народная партия) преимущественно голосовали "за". Парадокс, но большинство левых и правых популистов (все 26 социалистов и 18 из 25 депутатов из Блока Юлии Тимошенко), которых западные критики считали противниками политики рыночных реформ, голосовали "за".
Таким образом, в конце концов, плохое голосование не отобразило распределение в команде Ющенко на популистов и приверженцев реформ в рыночной сфере, а скорее продемонстрировало слабый исполнительский контроль над важными политическими проблемами, которые должны решаться и голосоваться в парламенте, где проющенковские силы имеют большинство. Но, со времен инаугурации Ющенко 23 января он так и не смог – или не захотел – задействовать свою власть как президент.
В результате, новый опрос Центра Разумкова свидетельствует о большей популярности Тимошенко (61%), чем Ющенко (60%). Промедление Ющенко использованием своих широких властных полномочий является более чем странным, учитывая то, что конституционная реформа, принятая в декабре 2004 года, и которая вступит в силу после выборов в марте 2006 года, сократит власть президента.
Провал законопроекта о защите авторских прав также связан с безалаберщиной, которая существует в институтах, которые занимаются Евро-Атлантической интеграцией. Среди них Совет Национальной безопасности и обороны Петра Порошенко, Министерство иностранных дел Бориса Тарасюка, должность Олега Рыбачука как вице-премьера по вопросам евроинтеграции и Секретариат президента. Ющенко, очевидно, до сих пор не определился, какая структура возьмет на себя ведение дел, связанных с ВТО.
Еще одна причина блокирования связана с проблемой замены прокучмовских кадров на ключевых постах Западных посольств в Брюсселе, Лондоне и Вашингтоне. То, что они остались на своих местах, является плохим сигналом в этой ситуации и ставит под сомнение, действительно ли Украина предана делу евроинтеграции.
Власти Вашингтона взволнованы непринятием Верховной Радой важных изменений. Они делают акцент на четырех дополнительных факторах:
Во-первых, Бюро Специального торгового представительства США два месяца назад провозгласило, что США не оставит санкции против Украины, пока она не примет меры относительно предотвращения нарушений в сфере защиты авторских прав и аудио-пиратства.
Во-вторых, как член ВТО, Соединенные Штаты будут настаивать на отдельном двустороннем соглашении. Украина подписала двусторонние соглашения с 31 из 148 членов ВТО, тогда как нужно подписать такие соглашения с другими 17 членами. Но Вашингтон отказывается подписать такое соглашение, пока Украина не решит проблему с аудиопиратством.
В-третьих, поправка Джексона-Веника, введенная еще в советские времена, о которой вспоминал Ющенко во время своего визита в Вашингтон, едва ли будет упразднена в этом году.
Финансовый комитет Сената, один из двух комитетов, которые будут обсуждать эту проблему перед голосованием за отмену этих ограничений, пока не включила этот вопрос в повестку дня на этот год.
В-четвертых, Киев послал несколько отрицательных сигналов иностранным инвесторам, иностранным организациям и правительствам своей противоречивой и нерыночной политикой.
Речь идет о контроле над ценами, топливном кризисе, внезапной отмене 24 свободных экономических зон, инфляционном социальном бюджете и известной болтовне вокруг реприватизации.
Третья задача для Ющенко выглядит более реалистично. Вице-премьер Олег Рыбачук до сих пор уверен, что ЕС предоставит Украине статус страны с рыночной экономикой осенью.
России этот статус подарили в 2002 году. Статус с рыночной экономикой требует от парламента адаптации законодательства относительно НДС и процедуры банкротства, а также смены ценовой политики.
Хоть прошло только 2 месяца со времени успешного визита Ющенко в Соединенные Штаты, произошел незначительный прогресс в этих трех стратегически важных сферах.
31 мая Верховная Рада "провалила" принятие важных изменений в законодательство по борьбе с аудио-пиратством и защите авторских прав, изменения, которые позволили бы Украине приблизится к членству во Всемирной организации торговли.
Украинский парламент должен принять этот закон до своих летних каникул, которые продлятся до начала сентября. Также как и еще 21 закон, который должен быть принят до заседания ВТО, запланированное на осень.
Команда Ющенко пытается отмежеваться от режима бывшего президента Леонида Кучмы достижением членства в ВТО отдельно от России. Психологически для Украины важно вхождение в ВТО раньше, чем это сделает Россия. Команда Кучмы придерживалась плана, по которому четыре члена Единого экономического пространства СНГ (Украина, Россия, Казахстан, Беларусь) синхронизируют свое движение к членству в ВТО.
Не удивительно, что бывшие прокучмовские центристы в парламенте и Коммунистическая партия не голосовали за принятие изменений в законодательство. Как публично подчеркнул Ющенко, сын бывшего премьер-министра Виталий Масол (бывший коммунист высокого ранга) якобы владеет наибольшей структурой по подделке аудио-продукции в Украине.
Но более всего удивлеят то, что 26 депутатов, которые проголосовали против закона, были из фракции Ющенко "Наша Украина". А для принятия этого закона не хватило только 17 голосов.
Так же лишь 6 из 17 членов другой прорыночно настроенной группы Ющенковской команды (депутаты из фракции Промышленников и предпринимателей первого вице-премьера Анатолия Кинаха) поддержали закон.
Другие проющенковские фракции (Социалисты, Народная партия, Блок Юлии Тимошенко, Украинская народная партия) преимущественно голосовали "за". Парадокс, но большинство левых и правых популистов (все 26 социалистов и 18 из 25 депутатов из Блока Юлии Тимошенко), которых западные критики считали противниками политики рыночных реформ, голосовали "за".
Таким образом, в конце концов, плохое голосование не отобразило распределение в команде Ющенко на популистов и приверженцев реформ в рыночной сфере, а скорее продемонстрировало слабый исполнительский контроль над важными политическими проблемами, которые должны решаться и голосоваться в парламенте, где проющенковские силы имеют большинство. Но, со времен инаугурации Ющенко 23 января он так и не смог – или не захотел – задействовать свою власть как президент.
В результате, новый опрос Центра Разумкова свидетельствует о большей популярности Тимошенко (61%), чем Ющенко (60%). Промедление Ющенко использованием своих широких властных полномочий является более чем странным, учитывая то, что конституционная реформа, принятая в декабре 2004 года, и которая вступит в силу после выборов в марте 2006 года, сократит власть президента.
Провал законопроекта о защите авторских прав также связан с безалаберщиной, которая существует в институтах, которые занимаются Евро-Атлантической интеграцией. Среди них Совет Национальной безопасности и обороны Петра Порошенко, Министерство иностранных дел Бориса Тарасюка, должность Олега Рыбачука как вице-премьера по вопросам евроинтеграции и Секретариат президента. Ющенко, очевидно, до сих пор не определился, какая структура возьмет на себя ведение дел, связанных с ВТО.
Еще одна причина блокирования связана с проблемой замены прокучмовских кадров на ключевых постах Западных посольств в Брюсселе, Лондоне и Вашингтоне. То, что они остались на своих местах, является плохим сигналом в этой ситуации и ставит под сомнение, действительно ли Украина предана делу евроинтеграции.
Власти Вашингтона взволнованы непринятием Верховной Радой важных изменений. Они делают акцент на четырех дополнительных факторах:
Во-первых, Бюро Специального торгового представительства США два месяца назад провозгласило, что США не оставит санкции против Украины, пока она не примет меры относительно предотвращения нарушений в сфере защиты авторских прав и аудио-пиратства.
Во-вторых, как член ВТО, Соединенные Штаты будут настаивать на отдельном двустороннем соглашении. Украина подписала двусторонние соглашения с 31 из 148 членов ВТО, тогда как нужно подписать такие соглашения с другими 17 членами. Но Вашингтон отказывается подписать такое соглашение, пока Украина не решит проблему с аудиопиратством.
В-третьих, поправка Джексона-Веника, введенная еще в советские времена, о которой вспоминал Ющенко во время своего визита в Вашингтон, едва ли будет упразднена в этом году.
Финансовый комитет Сената, один из двух комитетов, которые будут обсуждать эту проблему перед голосованием за отмену этих ограничений, пока не включила этот вопрос в повестку дня на этот год.
В-четвертых, Киев послал несколько отрицательных сигналов иностранным инвесторам, иностранным организациям и правительствам своей противоречивой и нерыночной политикой.
Речь идет о контроле над ценами, топливном кризисе, внезапной отмене 24 свободных экономических зон, инфляционном социальном бюджете и известной болтовне вокруг реприватизации.
Третья задача для Ющенко выглядит более реалистично. Вице-премьер Олег Рыбачук до сих пор уверен, что ЕС предоставит Украине статус страны с рыночной экономикой осенью.
России этот статус подарили в 2002 году. Статус с рыночной экономикой требует от парламента адаптации законодательства относительно НДС и процедуры банкротства, а также смены ценовой политики.
Хоть прошло только 2 месяца со времени успешного визита Ющенко в Соединенные Штаты, произошел незначительный прогресс в этих трех стратегически важных сферах.