Украина может теснее сотрудничать с Европейским Союзом по вопросам Беларуси
Понедельник, 25 апреля 2005, 16:13
Клаудиа Нольте – министр последнего кабинета Гельмута Коля, с 2002 года член Комитета Немецкого Бундестага по иностранным делам. В фракции ХДС/ХСС она является докладчиком по вопросам стран Балтии, Беларуси и России. Кроме этого, Клаудиа Нольте является председателем Комитета по вопросам демократии, прав человека и гуманитарным вопросам парламентской ассамблеи ОБСЕ.
На фоне революции в Украине Беларусь безосновательно оказалась вне общественного внимания в Европе. Тема Беларуси все чаще поднимается в Брюсселе, и относительно выборов 2004 года ЕС, как и США, высказал четкую позицию.
Но, с другой стороны, в противовес подписанному президентом США Джорджем Бушем "Акта о демократии в Беларуси" (Belarus Democracy Act), ЕС остается сдержанным в своей политике относительно этой страны. На основе общих принципов внешней политики и политики безопасности, провозглашенных решением 1997 года, ЕС практикует сотрудничество с Беларусью.
Однако, в последние годы такая политика не привела ни к изменению авторитарного режима в Беларуси, ни к улучшению имиджа ЕС в глазах населения Беларуси и восприятия євросодружества как достижимого и образцового партнера.
Свободные страны мира не должны воспринимать как должное утверждение Беларуси в качестве последней диктатуры в Европе. Тем более, что Беларусь после получения независимости уже была на пути демократии. В частности, ближайшие демократические соседи этой страны должны выступать за соблюдение в Беларуси прав и свобод человека, а также политических прав граждан.
Именно сейчас следует искать конкретные пути содействия демократическому самовыражению белорусского народа. И эти задачи не должны ложиться только на плечи ЕС. Весьма важной является поддержка Украины. Как соседнее с Беларусью государство, Украина лучше всего подходит для того, чтобы быть задействованной в этом процессе.
В выполнении такой задачи ЕС и Украина могут сотрудничать более тесно, что может обозначить стартовую позицию согласованной внешней политики. Такое направление сотрудничества способствовало бы приближению Украины к европейским структурам.
Конкретно желательным является присоединение Украины к имеющимся рабочим группам по вопросам Беларуси, которые образованы в ЕС, и более активное ее позиционирование в этих структурах.
Фракция ХДС/ХСС в Немецком Бундестаге активно оказывает содействие реализации идеи свободной Беларуси. Невозможно представить, что президент Лукашенко в будущем станет на путь свободного и открытого развития управляемой им страны.
Именно поэтому уже в 2004 году наша фракция предложила депутатам Бундестага возможные шаги в поддержку политического самовыражения белорусского народа. Следует вспомнить создание Фонда ЕС по содействию гражданскому обществу, а также медиаструктуры, которая свободно и независимо будет информировать о Беларуси.
Именно в контексте последнего предложения Украина является самым желанным партнером, поскольку такие средства массовой информации могли бы работать из Украины. С другой стороны, мы предлагаем также ввести санкции, направленные на политически ответственных лиц в Беларуси.
Кроме этого, мы также высказывались в пользу ограничения въезда в ЕС и закрытия банковских счетов конкретных лиц в Беларуси. В этих сферах также необходимы согласованные действия с Украиной.
В общем, в ближайшие месяцы актуальной является задача прямого привлечения общественности Беларуси к мероприятиям ЕС, но без участия в них членов белорусского правительства.
Белорусскую демократическую оппозицию необходимо поддерживать таким образом, чтобы она могла себя не только позиционировать как политическая альтернатива Лукашенко, но и восприниматься именно так населением страны.
И именно в этом направлении Украина и ЕС могут активизировать сотрудничество: сейчас белорусская оппозиция вынуждена согласовать до выборов 2006 года единого кандидата на пост президента. Раскол оппозиции - как это произошло на прошлых выборах - может снова стать гарантией уверенной победы Лукашенко.
На фоне революции в Украине Беларусь безосновательно оказалась вне общественного внимания в Европе. Тема Беларуси все чаще поднимается в Брюсселе, и относительно выборов 2004 года ЕС, как и США, высказал четкую позицию.
Но, с другой стороны, в противовес подписанному президентом США Джорджем Бушем "Акта о демократии в Беларуси" (Belarus Democracy Act), ЕС остается сдержанным в своей политике относительно этой страны. На основе общих принципов внешней политики и политики безопасности, провозглашенных решением 1997 года, ЕС практикует сотрудничество с Беларусью.
Однако, в последние годы такая политика не привела ни к изменению авторитарного режима в Беларуси, ни к улучшению имиджа ЕС в глазах населения Беларуси и восприятия євросодружества как достижимого и образцового партнера.
Свободные страны мира не должны воспринимать как должное утверждение Беларуси в качестве последней диктатуры в Европе. Тем более, что Беларусь после получения независимости уже была на пути демократии. В частности, ближайшие демократические соседи этой страны должны выступать за соблюдение в Беларуси прав и свобод человека, а также политических прав граждан.
Именно сейчас следует искать конкретные пути содействия демократическому самовыражению белорусского народа. И эти задачи не должны ложиться только на плечи ЕС. Весьма важной является поддержка Украины. Как соседнее с Беларусью государство, Украина лучше всего подходит для того, чтобы быть задействованной в этом процессе.
В выполнении такой задачи ЕС и Украина могут сотрудничать более тесно, что может обозначить стартовую позицию согласованной внешней политики. Такое направление сотрудничества способствовало бы приближению Украины к европейским структурам.
Конкретно желательным является присоединение Украины к имеющимся рабочим группам по вопросам Беларуси, которые образованы в ЕС, и более активное ее позиционирование в этих структурах.
Фракция ХДС/ХСС в Немецком Бундестаге активно оказывает содействие реализации идеи свободной Беларуси. Невозможно представить, что президент Лукашенко в будущем станет на путь свободного и открытого развития управляемой им страны.
Именно поэтому уже в 2004 году наша фракция предложила депутатам Бундестага возможные шаги в поддержку политического самовыражения белорусского народа. Следует вспомнить создание Фонда ЕС по содействию гражданскому обществу, а также медиаструктуры, которая свободно и независимо будет информировать о Беларуси.
Именно в контексте последнего предложения Украина является самым желанным партнером, поскольку такие средства массовой информации могли бы работать из Украины. С другой стороны, мы предлагаем также ввести санкции, направленные на политически ответственных лиц в Беларуси.
Кроме этого, мы также высказывались в пользу ограничения въезда в ЕС и закрытия банковских счетов конкретных лиц в Беларуси. В этих сферах также необходимы согласованные действия с Украиной.
В общем, в ближайшие месяцы актуальной является задача прямого привлечения общественности Беларуси к мероприятиям ЕС, но без участия в них членов белорусского правительства.
Белорусскую демократическую оппозицию необходимо поддерживать таким образом, чтобы она могла себя не только позиционировать как политическая альтернатива Лукашенко, но и восприниматься именно так населением страны.
И именно в этом направлении Украина и ЕС могут активизировать сотрудничество: сейчас белорусская оппозиция вынуждена согласовать до выборов 2006 года единого кандидата на пост президента. Раскол оппозиции - как это произошло на прошлых выборах - может снова стать гарантией уверенной победы Лукашенко.