Евгений Червоненко: Я спас жизнь Тимошенко. Ее собирались взорвать пластидом
Понедельник, 28 марта 2005, 15:07
Продолжение. Первую часть читайте здесь: Евгений Червоненко: Я заслужил орден "За заслуги" тем, что во время революции не пролилась кровь. Кучма в этот момент кивнул
– Сейчас на посту министра транспорта у вас есть противоречия с соратниками по революции?
– Я очутился в ситуации, когда я – под сотней биноклей. Минтранс как для старой власти, так и революционеров – это лакомый кусочек. Сегодня и в Кабмине, и в других организациях многие уже играют в себя. Червоненко исторически и по–пережитому будет играть только в Ющенко. Как я честно играл с Кучмой, пока Кучма не поступил нечестно со мной.
У меня была иллюзия, что это плохой Медведчук и Суркис, думал, Кучма не знает, когда уничтожали "Орлан", меня, моих родственников. Восемь лет аудита от "Артур Андерсон" и других компаний первой пятерки, мои ордена, лидер Еврейского мира – думал, это какая–то легитимность. Оказалось – цинизм!
Нас с Ющенко связывает многое. Но у нас была долгая дорога друг к другу. Я очень ценю это доверие.
– У вас были уже какие–то недоразумения с Ющенко после назначения на должность?
– Ну, как сказать… Он меня ругает за кое–что. Он мне делал замечания, что под администрацией регулярно собирается маленький митинг "Авиалиний Украины".
Я пригласил их: давайте искать выход, ведь не я разворовал "Авиалинии Украины", давайте думать, как возрождать авиакомпанию. Я пообещал сделать все, чтобы 165 людей (хотя это в основном наземные службы) оставить на работе. Подумаю, как выплатить зарплату, хотя они банкроты… Но они не хотели говорить по конструктиву!
Требование – одно: назначь Давыдова главой департамента авиации. Давыдов – это бывший пилот премьера (Юлии Тимошенко) в "Единых энергетических системах". Я собрал отрасль, прочитал все досье, отдал спецслужбам, собрал точки зрения. Плюс я попросил подготовить программу. Давыдов, кроме поливания, какие все плохие, ничего не дал. В итоге коллегиально пришли к мнению, что Марченко имеет преимущество.
Я предложил Давыдову заместителя. Вот сейчас идет диалог: меня шантажируют очередными демонстрациями. Я предложил Давыдову возглавить воссоздание на базе "Авиалиний Украины", поскольку она банкрот, новой авиакомпании. Пятый день я жду предложений – их нет. Зато идут звонки народных депутатов, и так далее…
– Выходит, у вас с Тимошенко не все так гладко…
– Все гладко! Я выполняю указания премьер–министра. Я – самый образцовый! По бумагам, по всем структурным изменениям, по показателям она довольна, насколько я знаю. Я не совсем понимаю, почему она выступила против повышения цен на купе, но это вопрос не ко мне.
– Помните, четыре года назад вы ее призвали уйти в отставку с поста вице–премьера, чтобы не подставлять весь кабмин Ющенко. Эта фраза как–то сказывается на ваших отношениях сейчас?
– Я – мужчина. И меня не интересуют никакие слухи ни о личной жизни, ни о чем. Она объявила, что она наш соратник. Во время выборов я ей дал точно такую охрану, как Ющенко, и она была в полной системе безопасности.
Скажу больше, и я это говорю впервые: я спас ей жизнь.
– В смысле – спас жизнь?
– У нас во время выборов была ситуация в Кировограде. Была заложена мина. Дальше я вам ничего не скажу.
– Настоящая мина?
– Настоящая. Пластиковая.
– Ее могли убить?
– И не только ее. Пластид не для фейерверка.
– А прокуратура дело возбудила?
– Да нас в Кировограде с Третьяковым (казначей кампании Ющенко, сейчас первый помощник президента – УП) давили тракторами! Что, прокуратура реагировала? Или, когда мы давали факты, что распространение наркотиков идет через определенные аптеки, имеющие отношение к одному народному депутату.
– Фамилия которого начинается на букву "Ш"?
– Это вы сказали, не я. Я не знаю… Я ничего не комментирую. Больше всего меня угнетает то, как вот эти все красавцы... (Червоненко имеет в виду депутатов из кучмистского большинства, которые сейчас заявляют о поддержке Ющенко – УП). И какое сейчас идет давление! Как они хотели разобрать монополии!
У нас с Тимошенко полное понимание. Она начинает день с монополий, которые принадлежат минтрансу? На здоровье! Мы пишем финпланы, мы вместе спорим. У нас нормальный конструктив.
– Но Тимошенко хотела, чтобы руководители госмонополий были назначены по конкурсу, а Ющенко назначил их указом и без конкурса…
– Я не влажу в непонимание, если оно есть, между Тимошенко и Порошенко. Я – министр и отвечаю за то, что делаю. Минтранс – пусть Оксана (Билозир) не обижается – это не министерство культуры.
Здесь действительно стратегическая отрасль, здесь вся кровеносная система страны. Ее очень хотели порвать. Но в европейской модели это министерство инфраструктур. Я очень надеюсь, что я его изменю в хорошем смысле.
– Один из наших читателей Валерий спрашивает, будет проведена приватизация "Укрзализныци"?
– Как показывает мировой опыт, ни одна страна не приватизировала рельсы. Россия отдала олигархам купить вагоны. Но она теперь страдает от этого. А о рельсах и прочей инфраструктуре, которую готовил преступный режим к приватизации, не может быть и речи.
О развитии частного подвижного состава может идти речь. Частные вагоны уже есть – и у Таруты, и у Шифрина, и Рината (Ахметова), у всех… Это неплохо. Только их процентное отношение к государственным должно быть определенным.
Я предлагаю олигархам другое: вы уже богатые, горно–металлургический комплекс дает 53% объема перевозок (на железной дороге). Я им говорю: "Руки на столе. Я вам делаю жизнь легче. Да, сверхприбыли чуть меньше, но вы не даете взятки, вы не зависите от уродов, которые в силу сидения назначают вам скидки, дадут они вам вагоны или нет".
Да, железная дорога убита, 80–90% износ. Я говорю: "Давайте инвестировать под реальные проекты. Вы вкладываете в тепловозы".
(Открывает блокнот и начинает чертить.) Вот сегодня я делаю проект, который никому не нравится: дизеля покупать не у Коломенского завода в России, как покупала "Укрзализныця" раньше.
Ведь вы знаете, что любая покупка за границей – это возможность отката! И те тарифы закупок, которые были в "Нефтегазе" и "Укрзализныце" – о них говорят все!
Я создал программу. Первое: я взял Луганский тепловозный завод, который хотят разорвать и приватизировать, хотя это перспективное предприятие, ведь в России и Казахстане 14 тысяч наших тепловозов. Второе: я взял Харьковский завод имени Малышева.
Потом я издал распоряжение: все ремонты дизелей проводить только на заводе Малышева. От директора завода я потребовал гарантий на его дизеля – потому что все "перекрасившиеся" начали кричать, что дизеля Малышева ненадежные.
После этого я посадил директоров Луганского тепловозного, завода Малышева и заявил: "Я говорил с "Трансмашхолдингом" и "Северсталью", крупнейшими держателями железнодорожных грузов в России – делайте на четверых предприятие! Там в России вы получаете рынок, но так мы спасаем завод Малышева и тепловозный заводы".
– Война, которая началась с металлургами из–за повышения тарифов, пошла на спад?
– Да. Потому что я стал призывать к цифрам. Поймите меня – мне премьер дал задание. Мы получили бюджет с дыркой 32,5 миллиарда. "Укрзализныця" должна уйти от практики, когда госпредприятие не дает прибыли. Мне поставлена задача – столько–то дать в бюджет. Дополнительно 5 миллиардов.
Я хочу, чтобы мы не только на словах были единой командой. Если принята такая политика, то почему Червоненко крайний? Вся страна молотит ногами Червоненко!
Никто не хочет ссориться с простыми людьми, поэтому ежегодно 2 миллиарда, необходимых на пассажирские перевозки, дотировались из грузовых. Но я одинаково понимаю экономику и в частном, и в государственном бизнесе – она должна быть логичной, но не популистской.
– Но когда заявили о повышении цен на купе, людей возмутило другое – за большую стоимость они получают тот же сервис. Об этом тоже была масса писем читателей.
– Это неправда. Сервис пассажирских перевозок становится лучше, и это люди отмечают, они становятся больше ездить. Только у меня вагонов новых нет! Огромный спрос на поезда в международном направлении.
1 августа пойдет новый скоростной поезд на Москву. Он будет ехать восемь–девять часов, а сейчас едет 16–18 часов.
Проект требует инвестиций в пути – потому что надо ускорить движение. Пограничники и таможенники будут работать с пассажирами или в дороге, или при посадке в поезд, а двери вагонов будут заколачиваться. Но мы не будем бездарно стоять на границе.
Я хочу создать альтернативу: лететь в Москву самолетом, и потом неудобно добираться из аэропорта, или ты садишься в комфортабельный поезд, где будут улучшенные вагоны, но ты приехал в центр Москвы.
– Вы гарантируете, что не будет повышения цен на плацкартные места?
– Да. Как и на пригородные поезда. Основное в пассажирских перевозках – это плацкарт и электрички.
– Как раз по этому поводу есть вопросы от людей. Наш читатель Александр написал вам, что ездит на работу на электричке из Барышевки в Киев. "Вагоны постоянно переполнены, стоять негде". Люди возмущены...
– Да, я хочу новые вагоны для электричек. Мы улучшаем, как можем. Но понимаете, это (электрички – УП) убыточно! Где мне взять деньги? Я с вами предельно откровенен: я понимаю важность социального фактора, и впереди парламентские выборы. Но мы или улучшаем условия перевозок, или проводим "социальную политику". Ведь она идет за счет чего–то! (Закуривает.)
Послушайте, я менеджер… Все вопросы, в том числе политические, принимает Кабмин. Просто кому–то выгодно делать Червоненко мальчиком для битья.
Если меня будут долбить дальше, я назову, кто приходил в этот кабинет и говорил: "Так, вон там на дороге будет работать в автодоре эта фирма, тут мой сын поставляет, тут я…"
Вот! (Показывает комбинацию из трех пальцев.)
Сколько я выдержу? Увидите!
– Есть ли возможности строительства скоростных железнодорожных магистралей на Европу, чтобы не тратить несколько часов на переустановке колес на границе – спрашивает наш читатель Василий? Если за семь часов можно будет добраться из Харькова в Варшаву, это будет лучшим аргументом в пользу европейского выбора.
– Я иду к этому. У нас есть восемь вагонов с тележками "СКН" – это когда не надо останавливаться на границе, чтобы переставлять колеса. Ширина между ними меняется автоматически.
– Да, но сейчас такие поезда ходят только в направлении Киев–Краков!
– Сейчас мы хотим пустить такие поезда на Киев–Берлин, Москва–Киев–Берлин и Киев–Варшава. Один такой вагон стоит 3 миллиона долларов! Где деньги взять?
Вы удивитесь тому, что я скажу. Видите, стоит Ан–140? (Показывает на модель самолета, который стоит на полке перед телевизором.) Так вот, маркетинговые исследования показывают, что если в таком самолете будет первый класс с ценой билета Киев–Симферополь 300 долларов – он будет заполнен! Если в нем будет бизнес–класс с ценой 100–150 долларов – тоже будет заполнен. Люди хотят две вещи. Первое – безопасность, второе – комфорт.
Теневым образом или нет, но народ стал иметь немного денег. Точно так же в поездах. Они должны быть конкурентоспособными.
– Еще один вопрос от читателей: Ирина спрашивает, будут запущены новые скоростные поезда – такие, как есть из Киева в Харьков и Днепропетровск?
– У нас планируется запуск скоростных поездов до Львова. Если мы найдем деньги на реконструкцию путей.
– В этом году?
– Надеюсь, что в этом.
– Не знаете, с чем связана пропажа из продажи железнодорожных билетов? Говорят, с возможным подорожанием?
– Там работает специальная мафия по скупке билетов. Мы вводим информационную систему, и будем ставить фамилию при продаже билетов, чтобы не было перепродаж и злоупотреблений.
– В билетах фамилия и так указывается!
– Там есть еще нюансы. Они как–то ставят подставные фамилии… Я не специалист, не четко знаю вопрос. Но у нас есть специальная программа борьбы со спекуляциями. Я дал команду, чтобы компьютер продавцов билетов был связан с монитором перед кассой. И люди будут видеть реальное количество мест.
– Еще один вопрос от читателя Дмитрия: чем закончится скандал с "Аэросвитом"? Правда, что к компании имеет отношение Пинчук? У него заберут землю в Борисполе на том месте, где собирались строить еще один терминал аэропорта?
– 29 марта мы с Кинахом подписываем с Японией небывалый для Украины кредит – 176 миллионов под полтора процента с 10–летними каникулами.
– И за эти деньги вы, а не "Аэросвит", будете строить новый терминал?
– Да. И, знаете, я очень благодарен послу Японии, потому что мне сказали, Пинчук был у него и сказал: земля моя, поэтому кредит оформляй нам, "Аэросвиту". Посол возмутился, он – цивилизованный человек, и дал государству.
Я хочу, чтобы еще при моей работе в Борисполе был построен "хаб" – аэропорт с транзитной перевалкой. Потому что все понимают, что Киев – очень удобный центр транзита.
У меня нет никакой интоксикации ни на "Аэросвит", ни на "Международные авиалинии Украины", ни на "Средиземноморские авиалинии", какие бы фамилии не стояли за владельцами. У меня есть один приоритет – мои дни будут сочтены, когда я откажусь от теории равных правил игры.
То же самое в GSM–связи. Вы думаете, "Киевстару" и UМС нравится, чтобы на рынок выходили новые игроки? Например, "Лайф"? Что мы запускаем GSM третьего поколения? Не нравится! У нас была искривленная мораль бизнеса. Так же в авиации – правила для всех одни.
Вы знаете, что из–за "Аэросвита" у нас чуть не было санкций – запрет полетов на Америку? У нас были скандалы с немцами, с поляками, с венграми – это то, что мы уже успели снять.
– Почему скандалы?
– Есть принцип паритета: мы хотим шесть рейсов – выставляйте и вы, украинцы, шесть рейсов. У "Аэросвита" не хватало самолетов, значит, они "авиакомпанию икс" не допускали через управляемого ими начальника департамента… А как можно было объяснить "Люфтганзе", что ей запрещена ночная стоянка, и было условие – что у них будет обслуживание только через "Аэросвит"? Это бред!
А не бред, как летчики "Международных авиалиний Украины" говорят – нам, летчикам, запрещали ходить в свои служебные помещения, потому что это земля "Аэросвита"?
– В чем нарушение "Аэросвита"?
– Они в нарушение закона о транспорте выкупили земли, на которых находятся стратегические коммуникации государственного транспортного объекта. Оценка этих действий – вопрос прокуратуры.
Второй вопрос – философский. Мы с вами могли купить землю в том объеме вокруг Борисполя, как ее купил "Аэросвит"? Думаю, что нет.
– Я так понимаю, акционер "Аэросвита" Пинчук?
– Пинчук или супруга там акционер – меня это не волнует. Но тендер был? Мы были допущены к нему? Нет. Для чего была оранжевая революция? Чтобы закрепить тот беспредел, который они творили?
Я с Пинчуком учился. Он всегда был целеустремленный мальчик. И умный, кстати. Но "Аэросвит" будет иметь равные со всеми правила!
– Читатель Павел спрашивает, будет ли инфраструктура доставки пассажиров в Борисполь? Сейчас туда ходят нерегулярные автобусы. Раньше вроде бы туда планировали провести железную дорогу?...
– Можно планировать все, что угодно. Надо иметь для этого деньги. Когда у нас дырка в бюджете минус 32 миллиарда, а бывшая "бильшисть" хочет быть не только белой–пушистой, но и популистской. Поэтому они напринимали еще 17 миллиардов льгот.
Скажите, из каких источников, и я скажу – я за скоростной поезд, хочу соединить его с метро и пустить в центр Киева. Это логично! Только нужны деньги. Хотя проект этот у нас стоит в плане.
– Еще один вопрос от читателя: когда будет достроен автобан "Киев–Одесса"? И, кроме него, будет построено что–то еще?
– Мы разработали программу "Дороги Украины – локомотив экономики". Она поддерживается президентом. Как показывает опыт Германии, дороги – это важный локомотив всей экономики.
"Киев–Одесса" будет достроен по–любому. Там украден третий слой (полотна), а кое–где и второй. Мы сейчас объездили Италию, нашли все документы, которые здесь хотели спрятать, о реальном состоянии дел! Там нарушение многих технологий!
Чтобы думать о том, как вернуть часть денег, вложенных в "Киев–Одесса", ее надо достроить. Мировой опыт говорит, что недостроенную дорогу никто в концессию не берет.
– Когда вы ее достроите?
– Автобаном это не назовешь. Мы надеемся сейчас получить кредит 100 миллионов. Вообще, чтобы ее закончить, нужны колоссальные деньги – несколько миллиардов! Но участок "Киев–Жашков", чтобы он просто не разрушился, мы закончим в этом году. Это главный приоритет.
Причем, пожалуйста, мы объявляем конкурсы. Мне порой неприятно, что по условиям многих конкурсов должны быть инфраструктурные компании с кучей требований. Поэтому побеждают иностранцы, а потом они, как цыган, поднанимают украинские компании.
Окончание следует…
– Сейчас на посту министра транспорта у вас есть противоречия с соратниками по революции?
– Я очутился в ситуации, когда я – под сотней биноклей. Минтранс как для старой власти, так и революционеров – это лакомый кусочек. Сегодня и в Кабмине, и в других организациях многие уже играют в себя. Червоненко исторически и по–пережитому будет играть только в Ющенко. Как я честно играл с Кучмой, пока Кучма не поступил нечестно со мной.
У меня была иллюзия, что это плохой Медведчук и Суркис, думал, Кучма не знает, когда уничтожали "Орлан", меня, моих родственников. Восемь лет аудита от "Артур Андерсон" и других компаний первой пятерки, мои ордена, лидер Еврейского мира – думал, это какая–то легитимность. Оказалось – цинизм!
Нас с Ющенко связывает многое. Но у нас была долгая дорога друг к другу. Я очень ценю это доверие.
– У вас были уже какие–то недоразумения с Ющенко после назначения на должность?
– Ну, как сказать… Он меня ругает за кое–что. Он мне делал замечания, что под администрацией регулярно собирается маленький митинг "Авиалиний Украины".
Я пригласил их: давайте искать выход, ведь не я разворовал "Авиалинии Украины", давайте думать, как возрождать авиакомпанию. Я пообещал сделать все, чтобы 165 людей (хотя это в основном наземные службы) оставить на работе. Подумаю, как выплатить зарплату, хотя они банкроты… Но они не хотели говорить по конструктиву!
Требование – одно: назначь Давыдова главой департамента авиации. Давыдов – это бывший пилот премьера (Юлии Тимошенко) в "Единых энергетических системах". Я собрал отрасль, прочитал все досье, отдал спецслужбам, собрал точки зрения. Плюс я попросил подготовить программу. Давыдов, кроме поливания, какие все плохие, ничего не дал. В итоге коллегиально пришли к мнению, что Марченко имеет преимущество.
Я предложил Давыдову заместителя. Вот сейчас идет диалог: меня шантажируют очередными демонстрациями. Я предложил Давыдову возглавить воссоздание на базе "Авиалиний Украины", поскольку она банкрот, новой авиакомпании. Пятый день я жду предложений – их нет. Зато идут звонки народных депутатов, и так далее…
– Выходит, у вас с Тимошенко не все так гладко…
– Все гладко! Я выполняю указания премьер–министра. Я – самый образцовый! По бумагам, по всем структурным изменениям, по показателям она довольна, насколько я знаю. Я не совсем понимаю, почему она выступила против повышения цен на купе, но это вопрос не ко мне.
– Помните, четыре года назад вы ее призвали уйти в отставку с поста вице–премьера, чтобы не подставлять весь кабмин Ющенко. Эта фраза как–то сказывается на ваших отношениях сейчас?
– Я – мужчина. И меня не интересуют никакие слухи ни о личной жизни, ни о чем. Она объявила, что она наш соратник. Во время выборов я ей дал точно такую охрану, как Ющенко, и она была в полной системе безопасности.
Скажу больше, и я это говорю впервые: я спас ей жизнь.
– В смысле – спас жизнь?
– У нас во время выборов была ситуация в Кировограде. Была заложена мина. Дальше я вам ничего не скажу.
– Настоящая мина?
– Настоящая. Пластиковая.
– Ее могли убить?
– И не только ее. Пластид не для фейерверка.
– А прокуратура дело возбудила?
– Да нас в Кировограде с Третьяковым (казначей кампании Ющенко, сейчас первый помощник президента – УП) давили тракторами! Что, прокуратура реагировала? Или, когда мы давали факты, что распространение наркотиков идет через определенные аптеки, имеющие отношение к одному народному депутату.
– Фамилия которого начинается на букву "Ш"?
– Это вы сказали, не я. Я не знаю… Я ничего не комментирую. Больше всего меня угнетает то, как вот эти все красавцы... (Червоненко имеет в виду депутатов из кучмистского большинства, которые сейчас заявляют о поддержке Ющенко – УП). И какое сейчас идет давление! Как они хотели разобрать монополии!
У нас с Тимошенко полное понимание. Она начинает день с монополий, которые принадлежат минтрансу? На здоровье! Мы пишем финпланы, мы вместе спорим. У нас нормальный конструктив.
– Но Тимошенко хотела, чтобы руководители госмонополий были назначены по конкурсу, а Ющенко назначил их указом и без конкурса…
– Я не влажу в непонимание, если оно есть, между Тимошенко и Порошенко. Я – министр и отвечаю за то, что делаю. Минтранс – пусть Оксана (Билозир) не обижается – это не министерство культуры.
Здесь действительно стратегическая отрасль, здесь вся кровеносная система страны. Ее очень хотели порвать. Но в европейской модели это министерство инфраструктур. Я очень надеюсь, что я его изменю в хорошем смысле.
– Один из наших читателей Валерий спрашивает, будет проведена приватизация "Укрзализныци"?
– Как показывает мировой опыт, ни одна страна не приватизировала рельсы. Россия отдала олигархам купить вагоны. Но она теперь страдает от этого. А о рельсах и прочей инфраструктуре, которую готовил преступный режим к приватизации, не может быть и речи.
О развитии частного подвижного состава может идти речь. Частные вагоны уже есть – и у Таруты, и у Шифрина, и Рината (Ахметова), у всех… Это неплохо. Только их процентное отношение к государственным должно быть определенным.
Я предлагаю олигархам другое: вы уже богатые, горно–металлургический комплекс дает 53% объема перевозок (на железной дороге). Я им говорю: "Руки на столе. Я вам делаю жизнь легче. Да, сверхприбыли чуть меньше, но вы не даете взятки, вы не зависите от уродов, которые в силу сидения назначают вам скидки, дадут они вам вагоны или нет".
Да, железная дорога убита, 80–90% износ. Я говорю: "Давайте инвестировать под реальные проекты. Вы вкладываете в тепловозы".
(Открывает блокнот и начинает чертить.) Вот сегодня я делаю проект, который никому не нравится: дизеля покупать не у Коломенского завода в России, как покупала "Укрзализныця" раньше.
Ведь вы знаете, что любая покупка за границей – это возможность отката! И те тарифы закупок, которые были в "Нефтегазе" и "Укрзализныце" – о них говорят все!
Я создал программу. Первое: я взял Луганский тепловозный завод, который хотят разорвать и приватизировать, хотя это перспективное предприятие, ведь в России и Казахстане 14 тысяч наших тепловозов. Второе: я взял Харьковский завод имени Малышева.
Потом я издал распоряжение: все ремонты дизелей проводить только на заводе Малышева. От директора завода я потребовал гарантий на его дизеля – потому что все "перекрасившиеся" начали кричать, что дизеля Малышева ненадежные.
После этого я посадил директоров Луганского тепловозного, завода Малышева и заявил: "Я говорил с "Трансмашхолдингом" и "Северсталью", крупнейшими держателями железнодорожных грузов в России – делайте на четверых предприятие! Там в России вы получаете рынок, но так мы спасаем завод Малышева и тепловозный заводы".
– Да. Потому что я стал призывать к цифрам. Поймите меня – мне премьер дал задание. Мы получили бюджет с дыркой 32,5 миллиарда. "Укрзализныця" должна уйти от практики, когда госпредприятие не дает прибыли. Мне поставлена задача – столько–то дать в бюджет. Дополнительно 5 миллиардов.
Я хочу, чтобы мы не только на словах были единой командой. Если принята такая политика, то почему Червоненко крайний? Вся страна молотит ногами Червоненко!
Никто не хочет ссориться с простыми людьми, поэтому ежегодно 2 миллиарда, необходимых на пассажирские перевозки, дотировались из грузовых. Но я одинаково понимаю экономику и в частном, и в государственном бизнесе – она должна быть логичной, но не популистской.
– Но когда заявили о повышении цен на купе, людей возмутило другое – за большую стоимость они получают тот же сервис. Об этом тоже была масса писем читателей.
– Это неправда. Сервис пассажирских перевозок становится лучше, и это люди отмечают, они становятся больше ездить. Только у меня вагонов новых нет! Огромный спрос на поезда в международном направлении.
1 августа пойдет новый скоростной поезд на Москву. Он будет ехать восемь–девять часов, а сейчас едет 16–18 часов.
Проект требует инвестиций в пути – потому что надо ускорить движение. Пограничники и таможенники будут работать с пассажирами или в дороге, или при посадке в поезд, а двери вагонов будут заколачиваться. Но мы не будем бездарно стоять на границе.
Я хочу создать альтернативу: лететь в Москву самолетом, и потом неудобно добираться из аэропорта, или ты садишься в комфортабельный поезд, где будут улучшенные вагоны, но ты приехал в центр Москвы.
– Вы гарантируете, что не будет повышения цен на плацкартные места?
– Да. Как и на пригородные поезда. Основное в пассажирских перевозках – это плацкарт и электрички.
– Как раз по этому поводу есть вопросы от людей. Наш читатель Александр написал вам, что ездит на работу на электричке из Барышевки в Киев. "Вагоны постоянно переполнены, стоять негде". Люди возмущены...
– Да, я хочу новые вагоны для электричек. Мы улучшаем, как можем. Но понимаете, это (электрички – УП) убыточно! Где мне взять деньги? Я с вами предельно откровенен: я понимаю важность социального фактора, и впереди парламентские выборы. Но мы или улучшаем условия перевозок, или проводим "социальную политику". Ведь она идет за счет чего–то! (Закуривает.)
Послушайте, я менеджер… Все вопросы, в том числе политические, принимает Кабмин. Просто кому–то выгодно делать Червоненко мальчиком для битья.
Если меня будут долбить дальше, я назову, кто приходил в этот кабинет и говорил: "Так, вон там на дороге будет работать в автодоре эта фирма, тут мой сын поставляет, тут я…"
Вот! (Показывает комбинацию из трех пальцев.)
Сколько я выдержу? Увидите!
– Есть ли возможности строительства скоростных железнодорожных магистралей на Европу, чтобы не тратить несколько часов на переустановке колес на границе – спрашивает наш читатель Василий? Если за семь часов можно будет добраться из Харькова в Варшаву, это будет лучшим аргументом в пользу европейского выбора.
– Я иду к этому. У нас есть восемь вагонов с тележками "СКН" – это когда не надо останавливаться на границе, чтобы переставлять колеса. Ширина между ними меняется автоматически.
– Да, но сейчас такие поезда ходят только в направлении Киев–Краков!
– Сейчас мы хотим пустить такие поезда на Киев–Берлин, Москва–Киев–Берлин и Киев–Варшава. Один такой вагон стоит 3 миллиона долларов! Где деньги взять?
Вы удивитесь тому, что я скажу. Видите, стоит Ан–140? (Показывает на модель самолета, который стоит на полке перед телевизором.) Так вот, маркетинговые исследования показывают, что если в таком самолете будет первый класс с ценой билета Киев–Симферополь 300 долларов – он будет заполнен! Если в нем будет бизнес–класс с ценой 100–150 долларов – тоже будет заполнен. Люди хотят две вещи. Первое – безопасность, второе – комфорт.
Теневым образом или нет, но народ стал иметь немного денег. Точно так же в поездах. Они должны быть конкурентоспособными.
– Еще один вопрос от читателей: Ирина спрашивает, будут запущены новые скоростные поезда – такие, как есть из Киева в Харьков и Днепропетровск?
– У нас планируется запуск скоростных поездов до Львова. Если мы найдем деньги на реконструкцию путей.
– В этом году?
– Надеюсь, что в этом.
– Не знаете, с чем связана пропажа из продажи железнодорожных билетов? Говорят, с возможным подорожанием?
– Там работает специальная мафия по скупке билетов. Мы вводим информационную систему, и будем ставить фамилию при продаже билетов, чтобы не было перепродаж и злоупотреблений.
– В билетах фамилия и так указывается!
– Там есть еще нюансы. Они как–то ставят подставные фамилии… Я не специалист, не четко знаю вопрос. Но у нас есть специальная программа борьбы со спекуляциями. Я дал команду, чтобы компьютер продавцов билетов был связан с монитором перед кассой. И люди будут видеть реальное количество мест.
– Еще один вопрос от читателя Дмитрия: чем закончится скандал с "Аэросвитом"? Правда, что к компании имеет отношение Пинчук? У него заберут землю в Борисполе на том месте, где собирались строить еще один терминал аэропорта?
– 29 марта мы с Кинахом подписываем с Японией небывалый для Украины кредит – 176 миллионов под полтора процента с 10–летними каникулами.
– И за эти деньги вы, а не "Аэросвит", будете строить новый терминал?
– Да. И, знаете, я очень благодарен послу Японии, потому что мне сказали, Пинчук был у него и сказал: земля моя, поэтому кредит оформляй нам, "Аэросвиту". Посол возмутился, он – цивилизованный человек, и дал государству.
Я хочу, чтобы еще при моей работе в Борисполе был построен "хаб" – аэропорт с транзитной перевалкой. Потому что все понимают, что Киев – очень удобный центр транзита.
У меня нет никакой интоксикации ни на "Аэросвит", ни на "Международные авиалинии Украины", ни на "Средиземноморские авиалинии", какие бы фамилии не стояли за владельцами. У меня есть один приоритет – мои дни будут сочтены, когда я откажусь от теории равных правил игры.
То же самое в GSM–связи. Вы думаете, "Киевстару" и UМС нравится, чтобы на рынок выходили новые игроки? Например, "Лайф"? Что мы запускаем GSM третьего поколения? Не нравится! У нас была искривленная мораль бизнеса. Так же в авиации – правила для всех одни.
Вы знаете, что из–за "Аэросвита" у нас чуть не было санкций – запрет полетов на Америку? У нас были скандалы с немцами, с поляками, с венграми – это то, что мы уже успели снять.
– Почему скандалы?
– Есть принцип паритета: мы хотим шесть рейсов – выставляйте и вы, украинцы, шесть рейсов. У "Аэросвита" не хватало самолетов, значит, они "авиакомпанию икс" не допускали через управляемого ими начальника департамента… А как можно было объяснить "Люфтганзе", что ей запрещена ночная стоянка, и было условие – что у них будет обслуживание только через "Аэросвит"? Это бред!
А не бред, как летчики "Международных авиалиний Украины" говорят – нам, летчикам, запрещали ходить в свои служебные помещения, потому что это земля "Аэросвита"?
– В чем нарушение "Аэросвита"?
– Они в нарушение закона о транспорте выкупили земли, на которых находятся стратегические коммуникации государственного транспортного объекта. Оценка этих действий – вопрос прокуратуры.
Второй вопрос – философский. Мы с вами могли купить землю в том объеме вокруг Борисполя, как ее купил "Аэросвит"? Думаю, что нет.
– Я так понимаю, акционер "Аэросвита" Пинчук?
– Пинчук или супруга там акционер – меня это не волнует. Но тендер был? Мы были допущены к нему? Нет. Для чего была оранжевая революция? Чтобы закрепить тот беспредел, который они творили?
Я с Пинчуком учился. Он всегда был целеустремленный мальчик. И умный, кстати. Но "Аэросвит" будет иметь равные со всеми правила!
– Читатель Павел спрашивает, будет ли инфраструктура доставки пассажиров в Борисполь? Сейчас туда ходят нерегулярные автобусы. Раньше вроде бы туда планировали провести железную дорогу?...
– Можно планировать все, что угодно. Надо иметь для этого деньги. Когда у нас дырка в бюджете минус 32 миллиарда, а бывшая "бильшисть" хочет быть не только белой–пушистой, но и популистской. Поэтому они напринимали еще 17 миллиардов льгот.
Скажите, из каких источников, и я скажу – я за скоростной поезд, хочу соединить его с метро и пустить в центр Киева. Это логично! Только нужны деньги. Хотя проект этот у нас стоит в плане.
– Еще один вопрос от читателя: когда будет достроен автобан "Киев–Одесса"? И, кроме него, будет построено что–то еще?
– Мы разработали программу "Дороги Украины – локомотив экономики". Она поддерживается президентом. Как показывает опыт Германии, дороги – это важный локомотив всей экономики.
"Киев–Одесса" будет достроен по–любому. Там украден третий слой (полотна), а кое–где и второй. Мы сейчас объездили Италию, нашли все документы, которые здесь хотели спрятать, о реальном состоянии дел! Там нарушение многих технологий!
Чтобы думать о том, как вернуть часть денег, вложенных в "Киев–Одесса", ее надо достроить. Мировой опыт говорит, что недостроенную дорогу никто в концессию не берет.
– Когда вы ее достроите?
– Автобаном это не назовешь. Мы надеемся сейчас получить кредит 100 миллионов. Вообще, чтобы ее закончить, нужны колоссальные деньги – несколько миллиардов! Но участок "Киев–Жашков", чтобы он просто не разрушился, мы закончим в этом году. Это главный приоритет.
Причем, пожалуйста, мы объявляем конкурсы. Мне порой неприятно, что по условиям многих конкурсов должны быть инфраструктурные компании с кучей требований. Поэтому побеждают иностранцы, а потом они, как цыган, поднанимают украинские компании.
Окончание следует…